Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Инновации в образовании

Инновации в образовании

Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени, потому что система внесемейного образования, работающая на основе деятельности учителей-профессионалов, – элемент культуры всякого цивилизованного общества. Характер систематического образования, его доступность тем или иным социальным слоям в каждую историческую эпоху, отношение общества к учительству и учителей – к обучаемым, во многом предопределяют последующую жизнь этого общества. Если же общество переживает затяжной кризис, то это означает, что на протяжении длительного времени, предшествовавшего кризису, система образования успела покалечить мировоззрение, интеллект, нравственность и психику в целом в нескольких поколениях, которые, вступая во взрослую жизнь, постепенно привели общество на грань катастрофы. Соответственно, один из аспектов преодоления кризиса обществом – реорганизация системы образования на качественно иных принципах для того, чтобы получаемое в ней людьми образование соответствовало эпохе и обозримым перспективам жизни общества и его развития. Чем более успешно общество в постановке и решении этой задачи, – тем более продолжительный период бескризисного развития ему предстоит. При неспособности общества поставить и решить эту задачу адекватно эпохе и перспективам оно обречено на затяжной кризис, в котором может и погибнуть. В далёком прошлом, на заре цивилизации, через технико-технологически неизменный мир проходило множество поколений и, в отличие от современности, в прошлые времена (ещё в XIX веке) в большинстве отраслей деятельности единожды освоенных знаний и навыков хватало на то, чтобы кормиться на их основе всю жизнь. Соответственно этой особенности жизни общества в прошлом школа была ориентирована на то, чтобы «загрузить» в психику человека те или иные определённые знания и алгоритмику осуществления тех или иных навыков. В настоящее время на протяжении жизни одного поколения людей успевают сменить друг друга несколько поколений разнородной техники и технологий, и в обозримой перспективе многие знания и навыки, которые сейчас представляются актуальными, неизбежно устареют уже к моменту завершения образования, и владение ими перестанет быть актуальным. Поэтому человек в наши дни должен на протяжении всей своей жизни вырабатывать и осваивать новые знания и навыки. Сложившаяся в прошлом система образования всех уровней была унаследована нами и зашла в тупик потому, что сопутствующим эффектом такого характера образования является неумение большинства чувствовать Жизнь и быть внимательным к происходящему, неумение думать. Ныне от системы образования требуется, чтобы она: уже сегодня давала обучаемым те знания и навыки, которые ещё только будут выработаны «завтра» и на основе которых обучаемым предстоит работать по завершении образования «послезавтра». Суть проблемы именно в этом, а не в том, что объёмы востребуемых от человека жизнью знаний и навыков многократно возросли в сопоставлении с концом XIX века и редкий школьник или студент может освоить всё необходимое для профессионального успеха (как предпосылки к жизненному успеху) без ущерба для своего здоровья. Проблемы образовательного характера, с которыми сталкивается большинство людей, состоят в необходимости на протяжении всей активной жизни – при смене места работы, при обновлении техники, технологий и организационных принципов и процедур на прежнем месте работы, – осваивать в короткие сроки новые знания и навыки, к чему они в их большинстве психологически не готовы: т. е. их личностная культура чувств, личностная культура внимания, личностная культура мыслительной деятельности не позволяют им в короткие сроки осваивать новое дело на уровне признаваемого обществом профессионализма. Это означает, что будущая школа должна стать качественно иной – школой обучения людей: – освоению их творческого потенциала – это необходимо для самостоятельной выработки новых знаний и навыков в темпе возникновения в них потребностей по жизни;– навыкам самообразования – это необходимо для самостоятельного освоения новых знаний и навыков, выработанных другими. Инновационные процессы проходят и в странах СНГ. Адреса передового педагогического опыта белорусских школ предлагают следующие нововведения:– Развитие творческих способностей учащихся через использование технологии «Французские мастерские». – Развитие самостоятельного поиска учащихся через использование модульной технологии. – Коммуникативная технология обучения на уроках английского языка. – Формирование гражданской позиции учащихся средствами белорусского языка и литера-туры. – Способы повышения эффективности контроля уровней обученности учащихся в преподавании географии. – Модульная технология обучения на уроках физики. – Работа кафедры белорусского языка и литературы по идеологическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся. – Развитие способностей потенциально одаренной личности. – Модульное обучение как условие саморазвития и самосовершенствования учащихся. – Развитие мотивации обучения иностранному языку через технологию «Портфолио». – Разноуровневое обучение химии в системе модульной технологии. – Разноуровневое обучение биологии в системе педагогических инноваций. – Развитие творческих способностей учащихся с повышенной мотивацией. – Формирование экономического мышления школьников на уроках географии и экономики. – Технология полного усвоения умственных действий. – Технология коллективной мыследеятельности. – Ситуация комфорта на уроке как основное условие сохранения психофизического здоровья учащихся. – Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе. – Игра как метод активизации возможностей личности и коллектива в обучении английскому языку. – Проблемное изучение материала. – Технология педагогических мастерских как способ осознанного усвоения знаний учащимися. – Организация самостоятельной деятельности учащихся при использовании технологии полного усвоения. – Технологическая индивидуализация обучения как средство развития познавательного интереса учащихся. – Использование модульной технологии в процессе развития творческих способностей учащихся. – Развитие потребностно-мотивационной сферы учащихся при использовании активных форм и методов УПД. – Обеспечение оптимальных условий для самореализации учащихся в УВП. – Формирование гражданского самосознания учащихся, умения жить в многомерном взаимодействии и общении с другими людьми на уроках истории, ЧОГ. – Пути и средства активизации культуры речи в начальных классах. – Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков посредством дифференциации класса по ведущему типу модальности. – Совершенствование функций двигательных качеств в процессе физического воспитания школьников. Вот некоторые инновационные проекты, которые реализуется в образовательных учреждениях:Деятельностный подход к воспитанию патриотических качеств личности – Особое значение для этого исследования имеет позиция о структурных компонентах содержания патриотизма как качества личности. Моделирование технологии комплексного подхода к воспитанию физических качеств юношей старших классов – сущность заключается в применении развивающего и поддерживающего режимов развития двигательных способностей на уроках физической культуры с использованием сопряженного и опережающего методов. Формирование научного мировоззрения у учащихся через внеурочные формы работы – актуальна эта проблема для образовательных систем инновационного типа (гимназий, ли-цеев), так как это особые учебно-воспитательные учреждения, ориентированные на работу с одаренными учащимися, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую мотивацию к обучению. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа – проблема в том, что образовательные учреждения главным образом ориентированы на изучение окружающего мира и по сути дела не воспитывают гармонично развитую личность с адекватным отношением к интеллектуальному, психическому и телесному здоровью. В них практически отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей и подростков, просветительская работа с родителями. Учись и будь здоров – так называется базисный учебный план республики Саха (Якутия). Республиканский Базисный учебный план ориентирует общеобразовательные учреждения на использование здоровьесберегающих технологий, т. к. одна из его основных задач – предупреждение учебной перегрузки учащихся. Чтобы жить в гражданском мире. Базисный учебный план этой же республики является концентрированным выражением государственной политики в области среднего общего (полного) образования; реализует положения Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе); ориентирован на эволюционный путь постепенного насыщения образовательных и учебных программ современными достижениями науки в сочетании с прочным усвоением устоявшихся основ классической науки и с широким ознакомлением и личностным осмыслением российского и мирового социокультурного опыта. Оптимальный набор учебных предметов, включаемых в интегрированные образовательные области, призван обеспечить: демократическое воспитание российского гражданина и гуманистическую ориентацию его на формирование системы ценностей;Есть инновации которые осваиваются в массовом порядке, являются наиболее применимыми и, – развивающее обучение,– развитие критического мышления. – информатизация образования. Некоторые нововведения постепенно становятся обязательными в образовании, это:– личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании,– здоровьесберегающие технологии,– проектный метод. Можем ли мы сказать, что всё это мы слышали, и ничего действительно нового для нас нет?Оказывается в России есть нововведения, которые ещё только проникают в сознание педагогических сообществ. Компетентностный подход. Индивидуальыне образовательные технологии. Генторное обучение. Школы антропоники. На этом остановлюсь подробнее. Антропоника (от греческого "anthropos" – человек) – практика образования, воспитания, "выращивания" людей. Одно из толкований слова «антропоника» – выращивание человеческих ресурсов, человеческого потенциала. Оно и является ключевым в понимании акцентов и приоритетов нашей деятельности. Полученный опыт в образовании вылился в новое направление деятельности Школы антропоники – развитие организаций (учреждений, предприятий, фирм) как сложных человеческих систем. От обычного образования1 и воспитания антропоника отличается результатами. В результате обычного образования получаются люди, которые (кто лучше, кто хуже) повторяют "образец" человека, разработанный предыдущими поколениями людей. В результате антропонической практики вырастают люди, способные изменяться и обучаться, способные самостоятельно решать, какими им следует быть, что им стоит уметь. Люди, способные к самоопределению, причем в таких условиях, когда основания для самоопреде-ления принципиально недостаточные, неполные. Истоки антропонического подхода лежат в работах выдающегося российского психолога и мыслителя Л. С. Выготского (1896 – 1934 гг. ). Основные идеи этого подхода связаны с культурно-семиотической трактовкой челове-ческого поведения и процессов человеческого развития. В начале XX века Л. С. Выготский разработал философско-антропологический проект, метафорически собранный им в образе Гамлета – в ситуации Гамлета как ситуации самоопределения при "распаде" всех внешних по отношению к индивидуальному человеку условий и оснований для самоопределения. Впервые термин "антропоника" ввел Г. П. Щедровицкий в начале 90-х годов прошлого столетия. Антропоническая практика, по мнению Г. П. Щедровицкого, оказывается востребованной в динамическом обществе, когда ответы на вопрос об образце (образе) человеческого поведения усомнены в результате социокультурных изменений, при сдвижках в мировоззрении, либо за счет "бунта" самого человека. Образовательную работу можно осуществлять как с помощью педагогического подхода, так и антропонического. Задача педагогического подхода – освоение учениками культурных единиц массовой деятельности (разных ее видов). И соответственно, освоение образов, позволяющих такое воспро-изведение осуществлять (мастер, профессионал и т. п. ). Цель антропонической работы – оформление и разрешение проблем. Иными словами – разрешение ситуаций, в которых продолжать и воссоздавать прежние виды деятельности невозможно или "бессмысленно". Основные единицы содержания антропонического образования – образ жизни и способ взаимодействия меж-ду людьми в условиях разрешения проблемной ситуации. Это содержание включает культурно-семиотическую, знаковую сторону проблемной ситуации (построение топики2 разрешения проблемы). Задачей образования в антропоническом подходе является освоение средств: – проблематизации и самоопределения; – понимания, рефлексии, мышления; – построения продуктивной коммуникации (конфликтных взаимодействий) и проектирования. Сотрудники Школы антропоники включены в разработку региональной инновационной системы (г. Красноярск)В нашей школе тоже началось освоение антропонического подхода. 29-31 октября в нашей школе прошла работа Авторской школы «Нооген», использующей антропонический подход к обучению. ЗаключениеТеоретики современной инновационной школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Не знаю как читателю, но лично мне не очень хочется жить в обществе, в котором уважение к другим людям, интеллект, терпимость, честность, порядочность и доброта не являются базовыми ценностями образования. Мы голосуем сердцем, а потом долго не можем понять умом, почему ре-альность так далека от наших надежд и чаяний. Мы забываем бессмертные слова Гойя: "Сон Разума рождает Чудовищ", а потом изумляемся, глядя на орды активных, раскрепощенных и самореализующихся подростков, устраивающих оргии и погромы на улицах наших городов. Костры из книг, горящих на университетских площадях Германии 30-х годов прошлого века, не научили нас ценить старое, доброе, классическое образование (трудно назвать школы Германии тех лет инновационными и гуманистическими), зато фюреры всех мастей всегда понимали, насколько опасен любой думающий человек. Поэтому я считаю, что самой главной инновацией во все времена будет обучение и воспитание ребёнка в человека – в Человека с большой буквы.

Метки: Педагогическая инноватика