Инновационная деятельность в современном преподавании истории и обществознания
Инновационная деятельность в современном преподавании истории и обществознания
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.
Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.
Инновационная деятельность – это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т. к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация.
В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить – из собственной практики.
Под педагогической инновацией может пониматься процесс поиска новых методик и программ, а также их внедрение в образовательный процесс и творческое осмысление.
Слово «инновация» означает введение отдельных элементов культуры в другую среду. Термин «образование» можно рассматривать как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.
Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Сегодня термин «инновации» прочно вошел в образовательную среду и стал неотъемлемой частью образовательного процесса любого уровня. На государственном уровне инновационная политика нашла свое отражение в реализации национального проекта «Образование», в рамках которого инновации становятся одним из основных факторов развития и повышения качества образования.
Но всегда нужно помнить правило – прогрессивно только то, что эффективно. Если новая методика или курс не играют эффективной роли в повышении качества знаний учащихся и их познавательного интереса, уровня воспитанности и т. п. их не следует рассматривать как прогрессивные.
Сегодня многие методические инновации связны с применением интерактивных методов обучения.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение – это, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Одна из целей такого обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Наиболее приемлемой формой интерактивной деятельности на уроке считаю организацию и развитие диалогового общения. Это ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению задач.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Кроме того, интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, позволяет установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде и прислушиваться к мнению своих товарищей. А еще, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников.
Во время уроков истории в 5-7 классах, например, проверка знаний терминов и персоналий может происходить в активной форме: учащиеся делятся на две группы и по команде учителя за определенное время должны написать как можно больше терминов. При этом они по очереди это делают у доски. А затем дают определения терминам противоположной команды. Дух соперничества заставляет писать сложные термины, а чувство команды – не подвести «своих».
В этом возрасте учащиеся охотно участвуют в игровых тренингах. Например, составление правил и советов старшему поколению, родителям и молодежи по воспитанию подростков, образа «идеального родителя» и образа «идеального ребенка» и дальнейшее совместное их обсуждение.
В старших классах такой формой деятельности могут быть «дебаты», которые учащиеся с удовольствием принимают, а также дискуссии.
При обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (например об альтернативной военной службе), судебное решение и др.
В этом случае учащиеся совместными усилиями будут решать вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам.
Инновация – это процесс освоения нового метода, методики, технологии, т. е. новации. Новация – это именно средство (программа, курс и т. п. ),
Одной из новаций в системе преподавания права и обществознания в старших классах, на мой взгляд, является изучение отдельных курсов, например, основ избирательного законодательства. Учащиеся не только изучают законодательство по избирательному праву, но и сами составляют тесты по данным законам, разрабатывают формы подписных листов, избирательных бюллетеней в соответствии с законом, организуют и проводят избирательную кампанию и предвыборную агитацию.
Изучение содержания этого курса не только соответствует духу времени, но и носит практико-ориентированный характер. Это способствует становлению личности, формированию гражданской позиции.
Образование сегодня все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Таким образом, деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.
Рудакова Р. В. ,
учитель истории
МОУ Среднеикорецкая СОШ
Метки: Педагогическая инноватика