Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновационная деятельность в современном преподавании истории и обществознания

Инновационная деятельность в современном преподавании истории и обществознания

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Инновационная деятельность – это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т. к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация.

В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить – из собственной практики.

Под педагогической инновацией может пониматься процесс поиска новых методик и программ, а также их внедрение в образовательный процесс и творческое осмысление.

Слово «инновация» означает введение отдельных элементов культуры в другую среду. Термин «образование» можно рассматривать как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.

Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Сегодня термин «инновации» прочно вошел в образовательную среду и стал неотъемлемой частью образовательного процесса любого уровня. На государственном уровне инновационная политика нашла свое отражение в реализации национального проекта «Образование», в рамках которого инновации становятся одним из основных факторов развития и повышения качества образования.

Но всегда нужно помнить правило – прогрессивно только то, что эффективно. Если новая методика или курс не играют эффективной роли в повышении качества знаний учащихся и их познавательного интереса, уровня воспитанности и т. п. их не следует рассматривать как прогрессивные.

Сегодня многие методические инновации связны с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение – это, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Одна из целей такого обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Наиболее приемлемой формой интерактивной деятельности на уроке считаю организацию и развитие диалогового общения. Это ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению задач.

Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Кроме того, интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, позволяет установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде и прислушиваться к мнению своих товарищей. А еще, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников.

Во время уроков истории в 5-7 классах, например, проверка знаний терминов и персоналий может происходить в активной форме: учащиеся делятся на две группы и по команде учителя за определенное время должны написать как можно больше терминов. При этом они по очереди это делают у доски. А затем дают определения терминам противоположной команды. Дух соперничества заставляет писать сложные термины, а чувство команды – не подвести «своих».

В этом возрасте учащиеся охотно участвуют в игровых тренингах. Например, составление правил и советов старшему поколению, родителям и молодежи по воспитанию подростков, образа «идеального родителя» и образа «идеального ребенка» и дальнейшее совместное их обсуждение.

В старших классах такой формой деятельности могут быть «дебаты», которые учащиеся с удовольствием принимают, а также дискуссии.

При обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (например об альтернативной военной службе), судебное решение и др.

В этом случае учащиеся совместными усилиями будут решать вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам.

Инновация – это процесс освоения нового метода, методики, технологии, т. е. новации. Новация – это именно средство (программа, курс и т. п. ),

Одной из новаций в системе преподавания права и обществознания в старших классах, на мой взгляд, является изучение отдельных курсов, например, основ избирательного законодательства. Учащиеся не только изучают законодательство по избирательному праву, но и сами составляют тесты по данным законам, разрабатывают формы подписных листов, избирательных бюллетеней в соответствии с законом, организуют и проводят избирательную кампанию и предвыборную агитацию.

Изучение содержания этого курса не только соответствует духу времени, но и носит практико-ориентированный характер. Это способствует становлению личности, формированию гражданской позиции.

Образование сегодня все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Таким образом, деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Рудакова Р. В. ,

учитель истории

МОУ Среднеикорецкая СОШ

Обновлено ( 04. 02. 2014 06:50 )

Метки: Педагогическая инноватика