Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проведение занятий физической культуры как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии

Проведение занятий физической культуры как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического раз¬вития и снижение функциональных возможностей. Показатели состо¬яния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятель¬ность администрации, медицинского персонала, педагогов, воспитателей.

Основными принципами организации и проведения системы про¬филактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях можно считать:

– комплексность использования профилактических и оздоровитель¬ных технологий с учётом состояния здоровья учащихся, структу¬ры учебного года, экологических и климатических условий и др.

– непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

– максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровле¬нии учащихся;

– использование простых и доступных технологий;

– повышение эффективности системы профилактических и оздоро¬вительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреж¬дений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусствен-ному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состо¬янию учреждения, организации питания учащихся. Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе.

Основные задачи.

1. Воспитать потребность в адекватных физических нагрузках.

2. Привить ребёнку умение самостоятельно заниматься физически¬ми

упражнениями, сознательно применяя их в целях отдыха, тре¬нировки,

повышения работоспособности.

3. Создать возможности непрерывного личностного роста уровня физической

подготовленности детей, страдающих хроническими заболеваниями.

4. Обучить детей навыкам самоконтроля, исключающим физичес¬кие перегрузки (пульсометрия, контроль артериального давления, контроль частоты дыхания).

5. Укрепить в сознании учащихся алгоритм "физкультура лечит". Основной

формой физического воспитания является урок физкуль¬туры по адаптированной программе. Дополнительный (третий) час для занятий с ослабленными школьниками в режиме учебного дня образовательной школы. К ослабленным детям относятся школьники с незначительным отставанием в развитии ряда функциональных показателей. Третий час ориентирован преимущественно на форми¬рование осанки, тренировку дыхания, координацию движений, профи¬лактику простудных заболеваний. Для формирования осанки исполь¬зуются гимнастические упражнения, тренировка мышц брюшного пресса, свода стопы. Тренировка дыхания осуществляется при помо¬щи динамических дыхательных упражнений и анаэробных упражне¬ний. Для улучшения координации движений используется методика диагональной гимнастики. Используются упражнения для формирования навыков управления эмоциями.

Личностное ориентирование на физические возможности ребёнка, дозированные физические нагрузки с учётом характера заболевания и уровня физической подготовленности делают урок физкультуры доступным и обязательным для всех детей. Главный принцип – вы¬полнение всех разделов программы – выводит обучающихся на уро¬вень государственного образовательного стандарта.

В порядке эксперимента реализуются следующие мероприятия:

1. Обследование детей по определению уровня физического здоро¬вья с

применением комплекса физиологических тестов.

2. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата

3. Обследование неврологического статуса.

4. Введение комплексов адаптивной физической культуры третьим

уроком.

5. Спортивные секции – программы адаптированные для детей с хро¬нической

соматической патологией и нарушением опорно-двига¬тельного аппарата.

6. Отказ от необоснованного освобождения учащихся от уроков физ¬культуры после

острых заболеваний.

Система физического воспитания не реализует в полной мере прин¬ципы личностной направленности и ориентирована преимущественно на здоровье учащихся. Вместе с тем, ослабленные школьники не получают должного внимания педагогов, что ещё больше провоциру¬ет физическое, психическое и социальное нездоровье.

Разработанная система физкультурно-реабилитационных мероп¬риятий, способствует уменьшению наиболее типичных отклонений в состоянии здоровья детей 7 – 10 лет. Режим физкультурно-реабили¬тационных мероприятий позволяет реализовать индивидуальные воз¬можности детей, помогает адаптироваться к постоянно изменяющим¬ся условиям среды. Задачами системы реабилитационных физкуль¬турно-оздоровительных мероприятий являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки, увеличение уровня ежедневной дви¬гательной активности, формирование "школы движений" – обучение учащихся основам двигательной деятельности, обучение основам знаний по методике самостоятельного проведения физкультурно-реабилитационных мероприятий.

Обоснование.

Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночни¬ка, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации дви¬жений, нормализации нервно-психической сферы, укрепления дыха¬тельной мускулатуры и защитных сил организма.

Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражне¬ния, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), формирование правильной осанки, укреп¬ление мышечно-связочного аппарата стоп, упражнения на развитие координации движений и тренировки вестибулярного аппарата. А также динамические и статические дыхательные упражнения с целью обу¬чения правильному дыханию (грудное, брюшное и полное дыхание), улучшения лёгочной вентиляции и профилактики простудных заболе¬ваний.

Специальные упражнения сочетаются с общеукрепляющими уп¬ражнениями с учётом возрастных анатомо-физиологических особен¬ностей детского организма.

Адаптивная гимнастика состоит из двух комплексов: щадящего и тренирующего. Щадящего комплекс рассчитан на 8 – 10 занятий, тре¬нирующий комплекс – до конца учебного года.

Д. В. Ильин, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот, Чапаевск, Самарская область

Метки: Физическая культура