Проведение занятий физической культуры как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии
Проведение занятий физической культуры как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического раз¬вития и снижение функциональных возможностей. Показатели состо¬яния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятель¬ность администрации, медицинского персонала, педагогов, воспитателей.
Основными принципами организации и проведения системы про¬филактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях можно считать:
– комплексность использования профилактических и оздоровитель¬ных технологий с учётом состояния здоровья учащихся, структу¬ры учебного года, экологических и климатических условий и др.
– непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
– максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровле¬нии учащихся;
– использование простых и доступных технологий;
– повышение эффективности системы профилактических и оздоро¬вительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреж¬дений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусствен-ному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состо¬янию учреждения, организации питания учащихся. Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе.
Основные задачи.
1. Воспитать потребность в адекватных физических нагрузках.
2. Привить ребёнку умение самостоятельно заниматься физически¬ми
упражнениями, сознательно применяя их в целях отдыха, тре¬нировки,
повышения работоспособности.
3. Создать возможности непрерывного личностного роста уровня физической
подготовленности детей, страдающих хроническими заболеваниями.
4. Обучить детей навыкам самоконтроля, исключающим физичес¬кие перегрузки (пульсометрия, контроль артериального давления, контроль частоты дыхания).
5. Укрепить в сознании учащихся алгоритм "физкультура лечит". Основной
формой физического воспитания является урок физкуль¬туры по адаптированной программе. Дополнительный (третий) час для занятий с ослабленными школьниками в режиме учебного дня образовательной школы. К ослабленным детям относятся школьники с незначительным отставанием в развитии ряда функциональных показателей. Третий час ориентирован преимущественно на форми¬рование осанки, тренировку дыхания, координацию движений, профи¬лактику простудных заболеваний. Для формирования осанки исполь¬зуются гимнастические упражнения, тренировка мышц брюшного пресса, свода стопы. Тренировка дыхания осуществляется при помо¬щи динамических дыхательных упражнений и анаэробных упражне¬ний. Для улучшения координации движений используется методика диагональной гимнастики. Используются упражнения для формирования навыков управления эмоциями.
Личностное ориентирование на физические возможности ребёнка, дозированные физические нагрузки с учётом характера заболевания и уровня физической подготовленности делают урок физкультуры доступным и обязательным для всех детей. Главный принцип – вы¬полнение всех разделов программы – выводит обучающихся на уро¬вень государственного образовательного стандарта.
В порядке эксперимента реализуются следующие мероприятия:
1. Обследование детей по определению уровня физического здоро¬вья с
применением комплекса физиологических тестов.
2. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата
3. Обследование неврологического статуса.
4. Введение комплексов адаптивной физической культуры третьим
уроком.
5. Спортивные секции – программы адаптированные для детей с хро¬нической
соматической патологией и нарушением опорно-двига¬тельного аппарата.
6. Отказ от необоснованного освобождения учащихся от уроков физ¬культуры после
острых заболеваний.
Система физического воспитания не реализует в полной мере прин¬ципы личностной направленности и ориентирована преимущественно на здоровье учащихся. Вместе с тем, ослабленные школьники не получают должного внимания педагогов, что ещё больше провоциру¬ет физическое, психическое и социальное нездоровье.
Разработанная система физкультурно-реабилитационных мероп¬риятий, способствует уменьшению наиболее типичных отклонений в состоянии здоровья детей 7 – 10 лет. Режим физкультурно-реабили¬тационных мероприятий позволяет реализовать индивидуальные воз¬можности детей, помогает адаптироваться к постоянно изменяющим¬ся условиям среды. Задачами системы реабилитационных физкуль¬турно-оздоровительных мероприятий являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки, увеличение уровня ежедневной дви¬гательной активности, формирование "школы движений" – обучение учащихся основам двигательной деятельности, обучение основам знаний по методике самостоятельного проведения физкультурно-реабилитационных мероприятий.
Обоснование.
Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночни¬ка, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации дви¬жений, нормализации нервно-психической сферы, укрепления дыха¬тельной мускулатуры и защитных сил организма.
Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражне¬ния, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), формирование правильной осанки, укреп¬ление мышечно-связочного аппарата стоп, упражнения на развитие координации движений и тренировки вестибулярного аппарата. А также динамические и статические дыхательные упражнения с целью обу¬чения правильному дыханию (грудное, брюшное и полное дыхание), улучшения лёгочной вентиляции и профилактики простудных заболе¬ваний.
Специальные упражнения сочетаются с общеукрепляющими уп¬ражнениями с учётом возрастных анатомо-физиологических особен¬ностей детского организма.
Адаптивная гимнастика состоит из двух комплексов: щадящего и тренирующего. Щадящего комплекс рассчитан на 8 – 10 занятий, тре¬нирующий комплекс – до конца учебного года.
Д. В. Ильин, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот, Чапаевск, Самарская область
Метки: Физическая культура