Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Повышение интереса к урокам физической культуры учащихся 5-9 классов

Повышение интереса к урокам физической культуры учащихся 5-9 классов

Раздел

I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

На протяжении 20 лет автор опыта работает учителем физической культуры. В течение многих лет ведется работа по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий, которые модернизируются в соответствии с требованиями времени. Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся. Здание находится вблизи от культурных центров, что благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

В классах, где работает автор опыта больше половины учащихся, чьи родители заняты на производствах города, остальная часть предприниматели, матери – одиночки, родители заняты в сфере торговли. Поэтому взрослые не всегда могут уделять должного внимания детям по физической подготовке. Проведенное анкетирование это подтвердило: 56% родителей заняты карьерным ростом; 44%родителей не всегда адекватно осознают, что нельзя заставит ребенка заниматься физической культурой, если взрослые сами не всегда этому следуют. Проанализировав анкеты учащихся, сделаны следующие выводы:

üнеобходимо создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

üпривлечь учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

üповысить интерес к физической культуре и спорту и стремление к соревновательной деятельности;

üзакрепить потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

Возникновение данного опыта работы связано, прежде всего: во-первых с повышением качества знаний учащихся на уроках физической культуры, во– вторых учащиеся испытывают трудности между имеющимися у них теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой.

Работу разделили на 3 этапа:

I этап – обнаружение проблемы(сентябрь 2008-2009учебный год)

• подбор диагностического материала осуществляется на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов (авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. Москва «Просвещение», 2008 г. )

üвыявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у учащихся.

üдать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»

II этап – внедрение разработанных приемов и методов (сентябрь 2008-2011 учебный год):

üопределить уровень знаний и умений учащихся;

üвыявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;

üраскрыть особенности личностно-ориентированного подхода.

III этап – диагностическое обследование учащихся подтверждающие успешность выбранной педагогической технологии направленной на повышение качества знания учащихся на уроках физической культуры посредством личностно-ориентированного подхода (апрель 2011 – 2012 учебного года).

Для реализации опыта работы предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность. Личностно-ориентированный подход к обучающимся дает возможность воспитывать в ребенке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Данный подход к учащимся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни.

Очевидным решением проблемы по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры стало применение личностно-ориентированных технологий. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

В преподавательской деятельности учитываются возрастные особенности и уровень развития учащихся. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Актуальность опыта

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением. Необходимым условием развития личности школьника является личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь учащемуся в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: возникновение потребности в формировании устойчивой мотивации к занятиям физической культурой начинается с первого класса. Несмотря на то, что много говорится и пишется о необходимости ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, на практике большинство детей и подростков школьного возраста ведут малоподвижный образ жизни. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью эффективности работы по формированию повышения интереса к урокам физической культуры учащихся и отсутствием действенного механизма для ее реализации.

Исходя из этого, попытаемся решить данное противоречие, используя при этом личностно-ориентированную технологию обучения. Таким образом, можно дать определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в личностно-ориентированном подходе к созданию на уроках физической культуры условий для реализации повышения качества знаний.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2008 года), до момента выявления результативности (май 2012года).

1этап – сентябрь 2008года – начальный (констатирующий)

2этап – сентябрь 2008-2011г – основной (формирующий).

3этап – май 2012г – заключительный (контрольный).

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у детей.

На формирующем этапе была проведена апробация предложенных приемов и методов.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя, представляющей собой единую систему «урок – внеурочная деятельность».

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта разрабатывалась на основе теоретических положений Л. С. Выготского, С. Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А. К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, гуманно-личностной технологий Ш. А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения,

рекомендации БелРИПКППС.

«Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.

Цель личностно-ориентированного подхода заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного и общественно значимого личного опыта.

На основе проведенного анализа теоретических источников считается целесообразным выделить три уровня потенциала личности: биологический, личностный и деятельностный. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности каждого, главным является развитие учащегося, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Таким образом, на основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению были отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии с целями, условиями, возможностями образовательного учреждения:

üпсихическое здоровье и личностная зрелость (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность, самостоятельность, стремление к самовыражению);

üсоциокультурная компетентность (способность к конструктивному сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтных ситуаций, толерантность к чужому мнению);

üпознавательная активность (наличие познавательной мотивации, стремление к получению знаний, развитость навыков самостоятельной работы).

Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в рационализации, усовершенствовании личностно-ориентированного подхода, направленного на повышение качества успеваемости учащихся, посредством создания и апробации педагогической технологии на уроках физической культуры.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях общеобразовательных учреждений, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с учеником.

Раздел II.

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является формирование повышения качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, созданию условий для познавательной активности на уроках физической культуры и формированию у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

Для достижения цели были обозначены задачи и условия:

Задачи:

1. Проводить мониторинг мотивации к занятиям физической культурой у учащихся и их состояния здоровья.

2. Повышать у учащихся интерес к познавательной активности на уроках физической культуры.

3. Способствовать формированию у учащихся стремления быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

4. Знакомить с результатами исследований родителей, учителей, учащихся.

Чтобы добиться положительного результата, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс осуществлялось поэтапно:

üсоздание определенной предметно-развивающей среды в классе;

üразработка тематического планирования

üразработка план – конспектов тематических занятий ;

üсоставление программы «Дня здоровья», «Спартакиада школы», школьной олимпиады

Уроки проходят в спортивном зале, на спортивной площадке и стадионе, с использованием методических средств (разработки уроков по физической культуре, и индивидуальных занятий, бесед, соревнований, подвижных игр), дидактических (сюжетно – ролевые, карточки-задания с данной проблемной ситуацией), технических (компьютер, медиа проектор, спортивное оборудование).

Для реализации поставленных задач сложилась система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, элементы передовых педагогических технологий.

Сущность педагогической технологии заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ученику при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Изучив, особенности физического развития детей, занятия физической культурой проводятся на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитываются возрастные особенности обучающихся.

На первой ступени образования проводились подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям.

Например: Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования помимо развития физических качеств, начинается углубленное изучение двигательных умений, формируются навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. Разработаны комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.

Третья ступень образования это период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцируются физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.

В каждой четверти проводится промежуточная диагностика, показывающая положительную динамику по формированию повышения качества знаний образования на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

На каждом уроке проводятся информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.

Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:

Учебный год

Кол-во учащихся

детей

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Успеваемость по предмету (в %)

Кол-во и % учащихся, успевающих на «4» и «5»

2008-2009

150

4-8

100%

89,3%

2009-2010

154

5-9

100%

91,9%

2010-2011

157

4-7

100%

93,5%

Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, описания.

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». .

2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.

3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ.

4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ.

5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, педагогов, состоянием спортивно – физкультурной работы школы.

6. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию повышения качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию проводится по разработанной педагогом системе и требует соблюдения следующих принципов:

1. Сознательность и активность (формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями);

2. Наглядность(создает правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его);

3. Доступность(определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации);

4. Систематичность(регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха);

5. Динамичность или постепенное повышение требований (заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих).

Таким образом, вся работа учителя физической культуры способствует ориентации сознания учащегося на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Организация учебно-воспитательного процесса

При организации учебно-воспитательного процесса используются основные мотивы спортивной деятельности:

üстремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

üстремление к самовыражению и самоутверждению

üудовлетворение духовных и материальных потребностей.

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры тесно связан с методикой проведения урока. Планируя работу, четко учитываются возрастные, типовые и индивидуальные особенности учащихся и проводится обучение так, чтобы приобретение знания, умения и навыки стали для них потребностью:

I. Когда физическая нагрузка – в радость

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

II. Индивидуальная круговая тренировка

Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия.

III. Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта

IV. Обучение по карточкам

Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

V. Психологический тип школьника

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника.

Особенности методики индивидуального подхода по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию:

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

üсоздание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;

üметодическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры является главной составляющей для организации учебно-воспитательного процесса.

Методы и приемы обучения

В данной работе применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесный и сенсорный методы, диагностика, тестирование, интерактивные.

Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях

Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Важную роль в личностно-ориентированном подходе к учащимся является не только методы и приемы, но и форма проведения урока. Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Основными формами обучения являются:

1) метод круговой тренировки;

2) индивидуальные задания;

3) беседы;

4)педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку;

5) дифференцированный подход в обучении;

6) опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии, о настроении;

7) тестирование физической подготовленности.

Раздел III.

Результативность опыта

Диагностическое обследование по выявлению интереса к урокам физической культуры посредством реализации личностно-ориентированного подхода проводилась на основании выделенных в комплексной программе физического воспитания учащихся 5-9 классов уровней развития: высокий, средний, низкий уровень.

В процессе работы по развитию двигательных способностей на уроках физкультуры (по результатам анкетирования) у учащихся появилось осмысленное отношение и стойкий интерес к физической культуре. У многих учеников сформировалась устойчивая потребность в занятиях физической культурой и спортом, который обеспечивает высокий уровень положительной мотивации к занятиям физической культуры: в 5-6 классах – 82%; 7-9 классах – 85%.

Результаты тестирования отражают рост уровня общей физической подготовленности учащихся.

Проведя мониторинг с учащимися), было выявлено, что большинство детей (61,4%) имеет высокий уровень школьной мотивации. Результаты проведённой работы по изучению уровня развития познавательной активности.

Сведения, полученные в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.

Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работой. Это повышает качество знаний.

Например:2009-2010 учебном году коэффициент успешности работы составлял 87,3%, коэффициент качества – 76,6%. По итогам I полугодия 20011-2012 учебного года коэффициентуспешности составляет 95%, коэффициент качества – 88%.

Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 3 лет работы посредством обнаружения проблемы, внедрения разработанных занятий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создания условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура обеспечивает положительную динамику по формированию повышения качества знаний на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Перспективность данного опыта состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

Именно поэтому немаловажное значение имеет создание условий в образовательном учреждении, в семье с целью сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования здорового образа жизни.

IV. Библиографический список

1. Аникиев В. С. Как повысить эффективность физической культуры //Спорт в школе. 1997. №8.

2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006. -332 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. : Педагогика1999. 192 с.

4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

5. Жуков О. Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет //Физическая культура, 2004, №2

6. Ковалько В . И. Здоровьесберегающие технологии, "Вако",2007.

37 -39с.

7. Колеченко. А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб. : КАРО, 2002. -368 с.

8. Лёвушкин С. П. , Салимзянов Р. Р. Оптимизация физического состояния школьников 7 – 10 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2003.

9. Лях В. И. , Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания в 1-11-х классах. М. , 2004.

10. Лукъянова М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

11. СмирновН. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М. :2002г.

12. Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

13. Тестирование физической подготовленности школьников. (Методические рекомендации для учителей физкультуры). Сост . Никифоров А. А. , заведующий кабинетом физической культуры и технологии БелРИПКППС, 2009

14. Тимофеев С. П. , Луханин В. В. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. – 2004, 77-100с.

15. Чайцев В. Г. , Пронина Ч. В. “Новые технологии ФВ школьников” Практическое пособие. М. , 2007 г.

16. Чичикин В. Т. , Игнатьев П. В. , Конюхов Е. Е. “Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении”. Н. Новгород. 2007 г.

17. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. : Сентябрь, 1999. – 96 с.

Метки: Физическая культура