Теоретические занятия по физической культуре для 10-х классов, для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета физической культуры
Теоретические занятия по физической культуре для 10-х классов, для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета физической культуры
Пояснительная записка
Программа предназначена для совместного использования с рабочей программой «Практические занятия по физической культуре для 10-х классов» в учреждениях среднего образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой культуры общества; формированию навыков здорового образа жизни, устойчивых мотиваций к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осознанному научному подходу к самостоятельному тренировочному процессу, развитию организаторских навыков. Программа призвана помочь в выборе основных форм физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития личности.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства образования РФ, Министерства спорта и туризма РФ, иных нормативных актов, в соответсвии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, с учетом опыта работы с учащимися в учреждениях образования и юными спортсменами в специализированных учебно-спортивных учреждениях.
Программа нацеливает на воспитание умений и навыков, к самостоятельным занятиям по физической культуре, приобретению первоначальных навыков тренерской и судейской работы, что является важнейшими элементами в формировании основ здорового образа жизни, активной жизненной позиции личности, ее профориентации.
Программа рассчитана на проведение 34-х обязательных теоретических уроков физической культуры в 10-х классах в учреждениях в углубленным изучением предмета «Физическая культура». Программа дана с примерным распределением учебных вопросов по часам. Уроки проходят в кабинете теории и методики физической культуры или в других кабинетах с соответствующими условиями. По форме применяются: комбинированные и повторительно-обобщающие уроки, уроки – викторины, деловые игры, контрольные уроки. Необходимо использовать технические средства обучения, информационные технологии, интернет-ресурсы, проектно-исследовательскую методику.
Основная цель программы заключается в том, чтобы на основе сформированных научных представлений по основам теории и методики физической культуры и здоровому образу жизни, овладеть практическими умениями и навыками по укреплению здоровья, профилактике и лечению отдельных заболеваний средствами физической культуры и спорта; выработать необходимость и устойчивые навыки к проведению регулярных самостоятельных тренировок по физической культуре и избранным видам спорта, ведению здорового образа жизни, поддержанию общественной активности и высокой работоспособности на протяжении всей жизни.
Основные задачи программы:
1. Формирование основ научных знаний в области физической культуры, физического воспитания, здорового образа жизни, методики физического воспитания в соответствии с требованиями государственного стандарта.
2. Изучение основных юридических, исторических и социальных аспектов и методических компетенций в области физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Формирование навыков самоконтроля за своим здоровьем, улучшением двигательных способностей в процессе тренировочных занятий; формирование организаторских навыков.
4. Формирование устойчивой потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, к активному участию в спортивно-оздоровительной работе, здоровому образу жизни.
5. Воспитание основ личной и общественной гигиены; профилактика вредных привычек.
6. Содействие в выборе основных форм и направлений самостоятельных занятий физической культурой в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
7. Обучение планированию, организации и проведению самостоятельных тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий.
8. Формирование детско-юношеского физкультурного актива, подготовленного к методически грамотному проведению отдельных урочных и внеклассных занятий с группой учащихся, юных судей и организаторов спортивно-массовой работы.
Программа содержит следующие разделы:
1. История олимпийского и физкультурного движения. Россия в олимпийском и мировом спортивном движении. Правовые аспекты развития физической культуры и спорта в нашей стране и в мире
2. Спорт для всех. История развития, правила, основы тактики и техники; основные элементы судейства отдельных видов спорта и современных форм физкультурного движения. В данном разделе в основном представляются те виды спорта, которые изучаются в школе.
3. Основы методики физической культуры и спорта. Основные понятия и определения физической культуры Основы организации уроков, внеклассных занятий, спортивных соревнований по различным видам спорта. Организация самостоятельных занятий по физической культуре. Методика воспитания нравственных, физических и морально-волевых качеств.
4. Здоровый образ жизни и его составляющие.
5. Основы самоконтроля, врачебного контроля и лечебной физкультуры. Использование средств физической культуры для профилактики и лечения заболеваний.
6. Основы безопасности при проведении уроков физкультуры и спортивных занятий.
Особенностями данной программы является то, что она:
– носит универсальный характер, потому что является дополнительной и самостоятельной частью программы по физической культуре и может быть использована совместно с практической частью любых программ по данному предмету в качестве факультативной или дополнительной;
– способствует выбору профессии связанной с педагогической деятельностью, или поступлению детей в профессиональные учебные заведения;
– обучает умениям и навыкам проведения самостоятельных тренировок по общефизической подготовке, отдельным видам физкультурной деятельности и спорту;
– активизирует поиск новых форм и применение новых технологий физкультурно-оздоровительной работы.
Обязательным является проведение контрольного урока. По выбору учителя и учеников он может быть проведен в форме тестирования, письменной контрольной работы, устного зачета, защиты проектов. Возможны и смешанные варианты.
После изучения курса учащиеся должны знать:
1. Историю олимпийского и спортивного движения и его основные этапы; основные олимпийские символы, традиции и ритуалы; основы международного олимпийского Российского и регионального законодательства о физической культуре;
2. Формы организации и планирования, правила самостоятельных занятий по различным направлениям физической культуры, основные правила проведения соревнований по изученным видам спорта, основы анатомии, физиологии и гигиены человека; правила здорового образа жизни; основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля;
3. Уметь организовывать и проводить вводную и подготовительную часть урока в соответствии с поставленными задачами, самостоятельные тренировочные занятия по общефизической подготовке, или избранному виду спорта; составлять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для различных форм занятий; владеть навыками судейства соревнований; работать с методической литературой, мультимедийными источниками, интернет – ресурсами; проводить тестирование результатов тренировок и функционального состояния организма, оказывать первую медицинскую помощь при спортивных и бытовых травмах.
Содержание программы
Основы безопасности на уроках физической культуры. Правила здорового питания. Особенности питания спортсмена и физкультурника. Вредные привычки и физкультура; их взаимное влияние. Отрицательные последствия биологически активных добавок и допинга на здоровье спортсменов.
История олимпийского и физкультурного движения. Исторические аспекты международного олимпийского движения в России и мире. Россия и Олимпийские Игры 2014. Правовые аспекты развития физической культуры и спорта в России и в мире.
Спорт для всех. Современные оздоровительные системы: аэробика, фитнес, культуризм, отечественные и восточные единоборства, йога, ушу, и другие современные формы физкультурного и спортивного движения. Виды спорта, изучаемые в школе.
Физкультура и здоровье. Первая помощь при спортивных травмах: ушибы, растяжения, разрывы связок, вывихи переломы, асфилактический шок, внезапная остановка сердца. Особенности занятий физической культурой при наследственных и приобретенных заболеваниях сердечно – сосудистой и дыхательной системы.
Здоровый образ жизни. Закаливание. Физические упражнения разной интенсивности и их влияние на организм. Перегрузка. Восстановление: способы и методы.
Теория и методика физической культуры и спорта. Основные правила самостоятельных занятий физической культурой. Структура тренировочного занятия. Определение физической ,технической и тактической подготовки. Содержание вводно– подготовительной, основной и заключительной части. Распределение нагрузки. Зависимость содержания от поставленных задач Самоконтроль на тренировке.
Самостоятельные занятия с преимущественным развитием выносливости и силы. Постановка целей и задач. Построение занятий. Планирование. Содержание вводной, основной и заключительной части. Соотношение объема и интенсивности нагрузок. Самоконтроль.
Самостоятельные занятия с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств и гибкости. Постановка целей и задач. Построение занятий. Планирование. Содержание вводной, основной и заключительной части. Соотношение объема и интенсивности нагрузок. Самоконтроль.
Особенности планирования, организации и проведения самостоятельных тренировок по избранным направлениям физкультурной деятельности. Понятие о мезоцикле. Структура и правила его построения. Годичная подготовка. Периодизация спортивной тренировки. Подготовительный, соревновательный и переходный период.
Практические занятия: Разработка плана проведения самостоятельных занятий по одному из избранных видов спорта, создание простого проекта тренировочного микроцикла. Проведение вводно-подготовительной части урока, и отдельных тренировочных занятий в спортивной секции с учащимися начального и среднего звена обучения Судейство и осуществление секретарских функций в соревнованиях по баскетболу, футболу, легкой атлетике волейболу, спортивной гимнастике, лыжным гонкам. Оказание первой медицинской помощи при спортивных травмах. Исследовательские проекты по совершенствованию системы работы по физическому воспитанию и здоровому образу жизни в школе и в районе.
Примерная сетка распределения часов по темам и классам программы «Теоретические занятия по физической культуре для 10-х классов»
Тема программы |
Кол-во часов (уроков) |
Безопасность на уроках физкультуры |
4 |
История олимпийского и физкультурного движения |
5 |
Спорт для всех |
4 |
Физкультура и здоровье |
6 |
Здоровый образ жизни |
6 |
Теория и методика физической культуры и спорта |
8 |
Контрольные уроки. |
1 |
Всего часов |
34 |
УМК и дополнительная литература
1. Андриади И. П. Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. – № 9. – 1998. С. 36.
2. Буймен Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М. : Молодая гвардия, 1981. – 268 с.
3. Васильков Г. А. От игр к спорту. – М. : Советский спорт, 1988. – 186с.
4. Горбачева В. В. Методологические основания и социально-психологические механизмы самоопределения личности тренера // Теория и практика физической культуры. – № 5. – 1999. С. 28.
5. Железняк М. Н. Спортивные игры. – М. : Советский спорт, 2001. – 352 с.
6. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М. : Радуга, 1982. – 400 с. ;
7. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010. – 127 с.
8. Макарова Г. А. Спортивная медицина: Учебник М. : «Советский спорт», 2003г. – 480 стр.
9. Матвеев ЛП. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К: Олимпийская литература, 1999. – 318 с.
10. Машинцева Е. , Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. – № 7. – 2005. С. 14.
11. Настольная книга учителя физической культуры / авт. -сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. -М. : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
12. Настольная книга учителя физической культуры : справ. -метод, пособие / сост. Б. И. Мишин. – М. : ООО «Изд-во АСТ» ; ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт. -сост. А. П. Матвеев. Т. В. Петрова. – М. : Дрофа, 2001. – 128 с.
14. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения. Под общ. ред. Ренстрёма П. А. Ф. Х. Киев, «Олимпийская литература», 2003 – 470 стр.
15. Столбов В. В. История физической культуры. – М. : Просвещение, 1989.
16. 2008. № 4. С. 93–95.
17. Трофимов О. Б. , Беккер И. Л. Подготовка студентов факультета физической культуры к тренерской деятельности в процессе освоения курса профессионального физкультурно-спортивного совершенствования (на материале по спортивной гимнастике) // Педагогическое образование и наука.
18. Физическое воспитание учащихся 10-11 классов : пособие для учителя / под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейк-сона. – М. : Просвещение, 1998. – 112 с.
19. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича/авт. -сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова. – Волгоград: Учитель, 2011. -171 с.
20. Цатурова К. А. История физической культуры зарубежных стран: Учеб. -метод. пособие. СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.
О. А. Григорьева, ГБОУ СПб губернаторский ФМЛ № 30, Санкт-Петербург
Метки: Физическая культура