Подбор алгоритмов решения задач по кинематике
Подбор алгоритмов решения задач по кинематике
Рассмотрим алгоритм решения задач по кинематике. Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие понятия: что такое система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движения. В процессе решения задач необходимо выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения задач по кинематике:
– прочитать условие задачи;
– выделить тела, находящиеся в движении, и вид движения;
– кратко записать условие задачи;
– записать основные уравнения кинематики в векторной форме;
– выбрать систему отсчета, это предполагает выбор тела отсчета, начало системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный;
– осуществить перевод уравнений кинематики из векторной формы в скалярную (записать в проекциях на избранные направления координатных осей);
– решить полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде;
– проверить размерностью ответ;
– подставить в решение общего вида заданные значение величин в системе СИ и произвести вычисления;
Алгоритм решения задач по динамике материальной точки. (Для овладения методом решения задач учащиеся должны усвоить следующее: понятие силы как вектора, имеющего модульное значение, направление и точку приложения; понятие ускорения как вектора; формулировки и физическую сущность трех законов Ньютона; виды сил: силы тяготения, упругости, трения):
– прочитайте условие задачи;
– уясните основной вопрос задачи;
– кратко запишите условие задачи;
– выберите систему отсчета;
– найдите все силы, действующие на тело, и изобразите их на чертеже, определите направление ускорения и изобразите его на чертеже;
– запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейдите к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат;
– исходя из физической природы сил, выразите силы через величины, от которых они зависят;
– если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавьте кинематические уравнения;
– решите полученную систему уравнений относительно искомых величин;
– проверьте правильность решения задачи в общем виде действием над размерностью величин, входящих в формулы;
– подставьте числовые данные в СИ в решение общего вида и произведите вычисления;
– оцените полученный результат решения.
Алгоритм решения задач по статике. (Для успешного овладения решения задач по статике учащиеся должны усвоить следующие понятия: понятие силы, понятие о сложении сил и равнодействующей, понятие о плече силы и моменте силы, два условия равновесия тела, понятие о центре тяжести тела). Среди задач по статике можно выделить: задачи, в которых используется только первое условие равновесия; задачи, в которых используется только второе условие равновесия; задачи, в которых должны использоваться оба условия равновесия; задачи на нахождение центра тяжести.
– выберите систему отсчета;
– найдите все силы, приложенные к телу, находящемуся в равновесии;
– напишите уравнение, выражающее первое условие равновесия, в векторной форме и перейдите к скалярной записи;
– выберите ось, относительно которой целесообразно определить моменты сил;
– определите плечи сил и напишите уравнение, выражающее второе условие равновесия;
– исходя из природы сил, выразите силы через величины, от которых они зависят, и решите полученную систему уравнений относительно искомых величин.
Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
– выбрать систему отсчета;
– выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними;
– определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия;
– если в целом система незамкнутая, но сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения импульса лишь в проекциях на эту ось;
– если внешние силы пренебрежимо малы в сравнении с внутренними, то следует написать закон сохранения суммарного импульса в векторной форме и перейти к скалярной (если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса в векторной форме и перейти к скалярной).
Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса.
– выделить тела, участвующие в тепловом обмене, и определите процессы, в которых участвует каждое тело;
– записать уравнение теплового баланса в общем виде (Q¹±Q²=0);
– записать уравнение теплового баланса(для конкретных тел и заданных для них процессов);
– решить полученные уравнения относительно искомой величины и проверить правильность его решения путем действий с наименованием;
– подставить числовые значения в решение общего вида и произвести вычисления;
– оценить достоверность полученного результата решения.
В. М. Солдатова, МБОУ "Средняя школа №19 с УИОП", г. Старый Оскол
Метки: Физика