Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока физики в 9 классе по теме «Законы взаимодействия тел»

Конспект урока физики в 9 классе по теме «Законы взаимодействия тел»

Цели урока:

1. Контроль знаний и практических умений, приобретенных в ходе изучения темы.

2. Повышение познавательной активности, интеллектуальных способностей учащихся через разнообразные формы работы на уроке.

3. Способствовать формированию самостоятельной работы.

4. Создавать условия для формирования и развития физического видения окружающего мира; способствовать формированию эмоционально-целостного отношения к результатам интеллектуального труда.

Программно-дидактическое обеспечение:

ПК, карточки с заданиями, проектор, презентация по ходу урока, выставка книг по теме.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и целей урока (Слайды 1 – 6)

Изучив тему «Законы взаимодействия тел», сегодня мы проведем обобщающий урок, где покажем теоретические знания о законах движения тел и их взаимодействиях, вспомним имена ученых физиков.

3. Знакомство с ходом проведения зачёта

Зачёт будет проходить в несколько этапов:

1) Кроссворд

2) Тест

3) Конкурс «Черный ящик»

Результаты своих оценок вы будете видеть на экране учёта оценок.

ЭКРАН УЧЁТА ОЦЕНОК

п/п

Ф. И. уч-ся

Кроссворд

Тест

Конкурс «Черный ящик»

Оценка

I

II

III

1

2

4. Выполнение заданий учащимися

1) Кроссворд (Слайды 7 – 8)

(Учащимся предлагается квадрат со стороной равной десяти клеткам. Вверху по горизонтали над квадратом записаны буквы от а до к, (кроме ё и й), а слева от квадрата по вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10. Ответы записывайте сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой (у каждого ученика карточка с кроссвордом, все работают на месте, а один ученик заполняет кроссворд на обороте доски; после сдачи заполненного кроссворда учащимися проверить коллективно правильность заполнения кроссворда у доски):

а2-а10. … тяготение.

б1-б6. Автор трех законов механики.

в3-в8. Средство передвижения в космосе.

г2-г8. Первый космонавт. /

д1-д10. Притяжение тел друг к другу. /

е2-е8. Свободное … тел.

ж3-ж9. Ученый, руководивший созданием первой ракеты.

з6-з10. Часть ракеты.

и3-и8. Самая большая планета Солнечной системы.

к1-к7. Произведение массы и скорости.

Ключевое слово в строке а6-к6. Свойство тел сохранять свою скорость.

Ответы: ВСЕМИРНОЕ, НЬЮТОН, РАКЕТА, ГАГАРИН, ГРАВИТАЦИЯ, ПАДЕНИЕ, КОРОЛЁВ, СОПЛО, ЮПИТЕР, ИМПУЛЬС.

Ключевое слово: ИНЕРТНОСТЬ.

2) Тестирование (Слайды 9 – 10)

Класс работает по вариантам. Учитель заносит результаты выполнения кроссворда в таблицу учёта на экране, затем по очереди результаты теста.

Тестирование по теме

«Законы взаимодействия тел»

Вариант 1

1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,

1) верно при любых условиях;

2) верно в инерциальных системах отсчета

3) верно для неинерциальных систем отсчета

4) неверно ни в каких системах отсчета

2. Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2• Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.

1) 22,5 Н 2) 45 Н 3) 47 Н 4) 90 Н

3. Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?

1) 0,3 Н 2) 3 Н 3) 6 Н 4) 0 Н

4. Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу

1)каждого из тел увеличить в 2 раза

2)каждого из тел уменьшить в 2 раза

3)одного из тел увеличить в 2 раза

4)одного из тел уменьшить в 2 раза

5. Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой 15 кг. Чему рав­на скорость платформы с мальчиком?

1)1 м/с 2) 2м/с 3) 6 м/с 4) 15 м/с

6. К неподвижному телу массой 20 кгприложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?

1)200 м 2)120 м 3)216 м 4)50м

Вариант 2

1. Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль

1)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе

2)разгоняется по прямолинейному участку шоссе

3)движется равномерно по извилистой дороге

4)по инерции вкатывается на гору

2. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

1)Сила и ускорение

2)Сила и скорость


3)Сила и перемещение

4)Ускорение и перемещение

3. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Найдите отношение силы тяготения, действующей на Луну со сто­роны Земли, и силы тяготения, действующей на Землю со стороны Луны. 1) 81 2) 9 3) 3 4) 1

4. При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения

1)увеличивается в 3 раза 3) увеличивается в 9 раз

2)уменьшается в 3 раза 4) уменьшается в 9 раз

5. Найдите импульс легкового автомобиля массой 1,5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.

1)15 кг . м/с 2)54 кг . м/с 3) 15000 кг. м/с 4) 54000 кг. м/с

6. Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлени­ем движению пренебречь.

1)9000Н

2)1200Н

3)8600Н

4)7656Н

3) Конкурс «Черный ящик» (Слайд 11)

Игра «Черный ящик». Класс делится на три команды. Учащиеся должны угадать, портрет какого ученого находится в черном ящике. За правильный ответ, данный с первой попытки, команда получает 3 балла; за правильный ответ со второй попытки – 2 балла, за правильный ответ с третьей попытки – 1 балл. Вопросы задаем в порядке очередности.

Вопрос из черного ящика для команды №1.

Этот ученый родился в день Рождественского праздника 1642 года в Англии и получил всемирную славу еще при жизни. Он понимал, что все созданное им не есть окончательная победа разума над силами природы, ибо познание мира бесконечно.

Незадолго перед смертью он сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камушек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».

Все знают историю о том, что однажды, гуляя в саду, этот ученый увидел, как с ветки упало яблоко, и это подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения.

(Исаак Ньютон)

Вопрос из черного ящика для команды №2.

Великий русский учёный – энциклопедист и естествоиспытатель, филолог и философ, поэт и художник, организатор отечественных наук: физики и естествознания.

В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Например, в астрономии одним из главных его достижений было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.

Он родился в деревне Денисовка (по другим данным – в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. По его инициативе и проекту в 1755г. был создан Московский университет.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

Вопрос из черного ящика для команды №3.

Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик, родился в Пизе в знатной, но обедневшей флорентийской семье.

В 1609 г. , на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, он строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение.

Он первый выдвинул идею об относительности движения, решил ряд основных механических проблем. Это прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. «И всё-таки она вертится» – крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году этот ученый, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

(Галилео Галилей).

Четвертый вопрос из черного ящика мы задаем для всех команд.

В теоретическом отношении труды этого великого ученого были ослепляюще многогранными. Основные работы касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики и механики.

Он впервые вычислил число «пи» – отношение длины окружности к диаметру – и доказал, что оно одинаково для любого круга. Мы до сих пор пользуемся придуманной этим ученым системой наименования целых чисел.

Он знал, что предметы имеют не только форму и измерение: они движутся, или могут двигаться, или остаются неподвижными под действием определенных сил, которые двигают предметы вперед или приводят в равновесие. Родился этот ученый в греческом городе Сиракузы и первый закон, согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости, по легенде был открыт им в ванне.

(Архимед)

Подводим итоги конкурса «Черный ящик».

5. Итоги урока (Слайд 5 – 6)

Результаты таблицы учета показывают, что тема усвоена (…)

получают «5» следующие ученики . . .

получают «4» …

получают «3» …

Вернёмся к целям нашего урока.

6. Домашнее задание (Слайд 12)

Составить кроссворд на тему: «Законы Ньютона», в этом вам поможет «Справочник по физике для школьников и поступающих в вузы по физике».

Литература.

1. Громцева, О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/О. И. Громцева. -М. : Издательство Экзамен, 2010. -159 с.

2. Громцева, О. И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/О. И. Громцева. -М. : Издательство Экзамен, 2010. -173 с.

3. Днепров, Э. Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост. , Э. Д. Днепров А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2010.

4. Коровин, В. А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. , В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010. -334 с.

5. Орлов, В. А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В. А. Орлов, А. О. Татур. ­– М. : Интеллект-Центр, 2012

6. Шилов, В. Ф. Тетради для лабораторных работ по физике. 7 – 11 классы/ В. Ф. Шилов– М. : Просвещение, 2013.

7. http://www. rosolymp. ru

8. http://school. edu. ru

9. www. uchitel-izd. ru

В. М. Солдатова, МБОУ "Средняя школа №19 с УИОП", г. Старый Оскол

Метки: Физика