Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Шкала электромагнитного излучения

Тема урока: Шкала электромагнитного излучения

Девиз конференции:

Нет ничего более

практичного, чем хорошая теория»

Л. Больцман

Плакат: Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые

Д. Хевиши

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается подготовить сообщение. При этом необходимо дать рекламу своему виду излучения и описать его по следующему плану:

1. Физическая характеристика излучения;

2. Источники излучения;

3. Природа данного излучения;

4. Свойства и применение ( или проявление в жизни)

5. К выступлению подготовить демонстрации и оформление.

Цель урока: расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам, критически с современных позиций его изложить, сделать обоснованные выводы оценить достижения; выявить степень усвоения знаний темы «Электромагнитные излучения».

воспитывать самостоятельность при подготовке к уроку, развивать творчество учащихся, умение работать с дополнительной литературой, Интернетом, умения выступать перед аудиторией;

Оборудование и материалы: плакат на стене: «Шкала э/м излучений», утюг, плитка, эпипроектор, рисунки к проектору, компьютер, диск учебный по физике, карточки с вопросами, рисунки, фотографии, эскизы учащихся .

План

1. Вступление учителя;

2. Выступление участников конференции (учащиеся) с демонстрацией рисунков;

3. Оформление и заполнение таблицы;

4. Физкультминутка;

5. Закрепление изученного материала;

6. Домашнее задание;

7. Проверка знаний и умений ( тестирование);

8. Итог урока.

Ход и содержание урока.

1. В 1862 году максвелл на основе своей теории электромагнетизма предсказал существование электромагнитных волн. Из его расчетов следовало, что скорость распространения равна измеренной ранее скорости света в воздухе. Этот факт однозначно свидетельствовал об электромагнитной природе света.

Электромагнитные волны ( кроме световых) не наблюдались до 1887 года, когда Герцу удалось генерировать волны длиной от 10 до 100 м с помощью искрового разряда между заряженной и заземленной сферами. Эксперименты Герца показали: это волны во всем подобны световым, за исключением значительно больших длин волн.

Вслед за первым экспериментом Герца началось освоение все новых и новых диапазонов частот электромагнитных волн. Выяснилось, что можно создать волны любой частоты, если удается найти соответствующий способ возбуждения данного колебания. По видимому, физических пределов частот волн не существует. Нужно лишь найти подходящий источник. Электронные методы позволяют генерировать волны частотой до 10 12Гц. Эта область простирается от радиоволн до микроволн.

Для генерации излучения с частотами выше границы микроволного диапазона используется излучение атомов. Верхний предел частот, которые могут генерировать атомные системы составляют около 10 20Гц. Излучение более высоких частот ( γ– лучи) испускают атомными ядрами.

Различные диапазоны электромагнитных волн получили разные названия. Все виды излучения имеют единую природу и отличаются друг от друга только своими частотами. Если эти частоты отложить в определенном порядке, то получим шкалу волн: низкочастотные, радиоволны, инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма – излучения.

Во время конференции вы будете вести записи в специальном дневнике в виде таблицы

2. Выступления учащихся по темам:

– низкочастотные излучения;

– радиоволны;

– следующий маршрут в диапазоне инфракрасные излучения;

– видимые излучения;

– ультрафиолетовые излучения;

– рентгеновские лучи;

3. Таблица «Шкала электромагнитных излучений»

Названия излучения

Физические характеристики

Источники

Природа излучения

Свойства излучения

Применение

Низкочастотные

Генератор. Переменный ток

э/м

Отражение, поглощение ит. д.

Эл. ток. Двигатели, ит. д.

Радиоволны

Инфракрасное излучение

Видимые излучения

Ультрафиолетовые излучения

Рентгеновские излучения

4. Физкультминутка.

И так в шкале э/м излучения последнее место занимает гамма – излучения.

Непрозрачные для волн оптического диапазона вещества прозрачны для этого излучения. Эти измерения мы с вами пройдем в главе «Световые волны». До тех пор для вас останется загадкой.

Т. о. мы прослушали выступления и увидели во время демонстраций некоторые применения излучений. В то же время я думаю, что вы успели сделать краткие записи.

5. Решение задач. Закрепление изученного материала

1. В ясный летний день наиболее бывает жарко не в полдень, а несколько позднее. Почему?

2. Почему пламя электрической дуги безвредно для зрения, если дугу зажечь в воде?

3. На фотографиях местности, сделанных с самолета, ясно выделяются маскировки под зелень, которые не обнаруживаются при непосредственном наблюдении. В чем на ваш взгляд, состоит особенность фотоаппаратуры самолета, позволяющая получать такие снимки?

4. Красное и зеленое стекло сложены вместе. Какие лучи проходят через эту пару стекол?

5. Можно ли фотографировать предметы в совершенно темной комнате?

6. Электронный луч в кинескопе вызывает свечения люминофора в некоторой точке. Каким отрицательным действием может сопровождаться это свечение.

7. Кто сильнее нагревается на солнце, хорошо загоревший или совсем не загоревший?

8. Почему астронавты на Луне видят не голубое, а черное небо?

5. Домашнее задание.

Повторить тему «Шкала электромагнитного излучения». На следующем уроке обобщение пройденного материала.

6. Проверочная тестовая работа.

1. Какое из ниже перечисленных излучений имеет самую низкую частоту?

А) ультрафиолетовые лучи;

Б) инфракрасные лучи;

В) видимый свет;

Г) радиоволны

2 Какие из ниже перечисленных излучений доказывают их поперечность?

А) отражение;

Б) преломление;

В) интерференция;

Г) дифракция;

Д) поляризация

3. Какие из перечисленных ниже свойств э/м волн обладают способностью к дифракции?

А) только видимый свет;

Б) только радиоволны;

В) только рентгеновские лучи;

Г) все виды э/м излучений.

7. Итог урока.

Что нового и интересного узнали на уроке? (Высказывания учащихся)

Г. В. Герасимова, МБОУ Савгачевская СОШ, Аксубаевский район, Республика Татарстан

Метки: Физика