Тема урока: Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела. 7 класс
Тема урока: Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела. 7 класс
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока: развитие навыков и умений решения задач
Задачи урока:
– Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.
– Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.
– Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.
Методы: словесные, наглядные,
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное развивающее обучение, интегративное обучение
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование:
1. Компьютер , экран, мультимедиапроектор.
2. Презентация в MicrosoftPowerPoint ( Приложение).
3. Учебник по физике «7 класс» А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник– М:Дрофа,2007г.
4. Желоб,секундомер,тело правильной формы
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили с Вами о механическом движении, траектории, скорости движения тела, решали задачи. Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки работы по теме: «Механическое движение», т. е. осуществлять перевод единиц измерения, проводить расчёт пути, скорости, времени движения тела, научиться решать графические задачи.
Запишем тему урока «Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела». ( слайд 1)
II. Актуализация знаний.
а). Проверка домашнего задания (упр. №4 задача 3,Кирик с. р№5, су. 5)
Учитель: Каждый из Вас должен приобрести определённые навыки в решение разного типа задач. Для начала выясним, как вы усвоили материал. Предлагаю Вам тестовые задания.
б ). Тестовые задания:
1. Какой буквой обозначается скорость?
a) S;
b) t;
c) m
d) v
2. Какая из перечисленных единиц является единицей времени?
a) м;
b) м/с;
c) с;
d) кг.
3. Какое движение называют равномерным?
a) Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути;
b) Движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит равные пути;
c) Движение, при котором тело движется так, что его траектория– прямая линия.
4. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?
a) S = v/t;
b) S = t/v;
c) S =vt;
d) S =mV.
5. Мотоцикл движется со скоростью 72км/ч, а автобус со скоростью 20м/с. Какое из тел движется с большей скоростью?
a) Автобус;
b) Мотоциклист;
c) Движутся одинаково;
d) Ответ неоднозначен.
6). Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют…
a) Пройденным путём;
b) Траекторией;
c) Механическим движением.
7). В каком направлении будет двигаться мяч, лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?
a) Вперёд (по направлению движения поезда);
b) Назад (против направления движения поезда);
c) Вправо;
d) Влево.
8). Автомобиль за 0,5 часа прошёл расстояние 30км, причём за первые 15минут– 20 км, а за последующие 15 минут-10км. Какое это движение?
a) Неравномерное;
b) Равномерное;
c) На некоторых участках пути – равномерное.
( Каждый ученик отвечает на тесты, затем проверка с помощью компьютера, ответы появляются на экране 1-d, 2-c,3-a,4-c,5-c,6-c,7-a,8-a), выставляется оценка (Слайд 2-10)
Учитель: Я вижу, вы готовы сегодня к уроку, и мы можем продолжать наш урок, так как вы показали хорошие знания теории.
III. Мотивационный этап. Решение задач (самостоятельно задачи на карточках, проверка на доске)
Учитель:
Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время
рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья применить и задачи интересные решить
Мы переходим к следующему этапу нашего урока, к решению задач. Данная тема даёт возможность нам с вами решить задачи разной структуры.
1. Проблемные задачи– задачи с межпредметным содержанием. ( слайд 11)
Учитель: Мы разбирали и решали задачи, в которых движение осуществляло физическое тело: поезд, автомобиль, велосипедист, автобус, конькобежец или просто тело. При этом чётко использовали формулы и не задумывались над конечным результатом. В жизни всё намного сложнее, поэтому инженерам для получения ответа на поставленный вопрос необходимо провести расчёты, т. е. решить задачи. Разберём две такие задачи:
Во время войны возникла острая нужда в лёгком, безотказном, простом средстве борьбы с танками. Такое средство было разработано в течение месяца двумя конструкторами С. Г. Симоновым и В. А. Дегтярёвым – противотанковое оружие.
1). На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 3600км/ч, настигла его через 0,5с? (Ответ 500 м).
После создания атомных подводных лодок, встал вопрос как долго лодка может находиться под водой и с какой скоростью перемещаться.
2). В 1966 году атомная подводная лодка впервые в мире осуществила кругосветное плавание под водой и за 45 дней ни разу не поднялись на поверхность океана, прошла около 40000 км.
С какой скоростью она двигалась? (Ответ 37 км/ч)
2. Нестандартные задачи( слайд 12)
Учитель: В детстве вам родители, а потом вы сами читали сказки, в которых сказочным героям приходилось: бегать, прыгать, летать, плавать. Самые популярные герои – Колобок и баба Яга. Скажите, ребята, всё время у этих героев была одна и та же скорость? Если разная, то как она называется? По какой формуле её можно найти? Решим задачи со средней скоростью.
1). На одну кочку длиной 60 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд , а скатывался с той же кочки со скоростью 25см/с. С какой средней скоростью двигался колобок? (Ответ 0,04м/с)
2). Баба Яга летела в ступе со скоростью 20м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000м со скоростью 0,5м/с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой? (Ответ 2,2м/с)
IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА( cлайд13).
3. Задачи с использованием графиков движения
Учитель: Графический метод для решения задач в механике используется очень часто. Для того, чтобы овладеть этим метом при решение задач нам необходимо вспомнить из курса математики линейные функции. Нам дана функция у=5х. Как построить данную функцию? (на доске чертится данная функция).
Мы знаем, что при равномерном движении путь рассчитывается по формуле S=vt , а если данное выражение мы запишем так S= 2t. Посмотрите на два выражения, по оси «х» , что мы можем отложить?, а по оси « у»?
По горизонтальной оси будем откладывать время в часах, а по вертикальной – путь в километрах. Построим в тетради данный график, масштаб выберем так, чтобы удобно было читать информацию. Данный график является зависимостью пути от времени движения тела.
Учитель: Посмотрим на график (слайд14). Есть ли различия в данных графиках? (график на доске и график на экране). Различия только в единицах измерения. Попробуйте к данному графику составить задачи.
1) Какой путь пройдёт автомобиль за 20 секунд?
2) Сколько времени понадобиться автомобилю, чтобы пройти путь 60м?
3) С какой скоростью двигался автомобиль?
Посмотрите на два графика (слайд15). Что можно сказать об этих графикам? Что можно определить? Составьте задачи.
1) По графикам определить путь пройденный телом за 5 секунд.
2) Определить какие из тел будут иметь большую скорость, и чему равны эти скорости?
Учитель : Посмотрим на графики зависимости скорости равномерного движения тела от времени (слайд16). По данным графикам можно определить скорость тела при равномерном движении. Можно определить путь.
Чему равна скорость движения 1 тела?
Чему равна скорость движения второго тела?
Учитель: Работаем с учебником. (стр 39, упр. 5 задачи №3,4,5)
4. Экспериментальные задачи
Учитель . С помощью данной установки определите скорость движения тела.
- Закрепите в штативе желоб с небольшим углом (15°-25) наклона к горизонту.
- Измерьте время движения шарика по наклонному желобу и расстояние пройденное шариком, за это время.
Почему скорость движения оказалась разной? Что нужно сделать, чтобы у всего класса скорость была одинаковой?
V. Закрепление материала . ( фильм «Рекорды скорости в животном мире»)
6. Домашнее задание: Кирик ср№4,су. 6,ду2,)
7. Подведение итогов урока
Т. Ю. Моржакова, МБОУ СОШ №1, г. Зарайск, Московская область
Метки: Физика