Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Тема урока: Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела. 7 класс

Тема урока: Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела. 7 класс

Тема урока: Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела. 7 класс

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: развитие навыков и умений решения задач

Задачи урока:

Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Методы: словесные, наглядные,

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное развивающее обучение, интегративное обучение

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование:

1. Компьютер , экран, мультимедиапроектор.

2. Презентация в MicrosoftPowerPoint ( Приложение).

3. Учебник по физике «7 класс» А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник– М:Дрофа,2007г.

4. Желоб,секундомер,тело правильной формы

ХОД УРОКА:

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили с Вами о механическом движении, траектории, скорости движения тела, решали задачи. Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки работы по теме: «Механическое движение», т. е. осуществлять перевод единиц измерения, проводить расчёт пути, скорости, времени движения тела, научиться решать графические задачи.

Запишем тему урока «Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела». ( слайд 1)

II. Актуализация знаний.

а). Проверка домашнего задания (упр. №4 задача 3,Кирик с. р№5, су. 5)

Учитель: Каждый из Вас должен приобрести определённые навыки в решение разного типа задач. Для начала выясним, как вы усвоили материал. Предлагаю Вам тестовые задания.

б ). Тестовые задания:

1. Какой буквой обозначается скорость?

a) S;

b) t;

c) m

d) v

2. Какая из перечисленных единиц является единицей времени?

a) м;

b) м/с;

c) с;

d) кг.

3. Какое движение называют равномерным?

a) Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути;

b) Движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит равные пути;

c) Движение, при котором тело движется так, что его траектория– прямая линия.

4. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?

a) S = v/t;

b) S = t/v;

c) S =vt;

d) S =mV.

5. Мотоцикл движется со скоростью 72км/ч, а автобус со скоростью 20м/с. Какое из тел движется с большей скоростью?

a) Автобус;

b) Мотоциклист;

c) Движутся одинаково;

d) Ответ неоднозначен.

6). Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют…

a) Пройденным путём;

b) Траекторией;

c) Механическим движением.

7). В каком направлении будет двигаться мяч, лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?

a) Вперёд (по направлению движения поезда);

b) Назад (против направления движения поезда);

c) Вправо;

d) Влево.

8). Автомобиль за 0,5 часа прошёл расстояние 30км, причём за первые 15минут– 20 км, а за последующие 15 минут-10км. Какое это движение?

a) Неравномерное;

b) Равномерное;

c) На некоторых участках пути – равномерное.

( Каждый ученик отвечает на тесты, затем проверка с помощью компьютера, ответы появляются на экране 1-d, 2-c,3-a,4-c,5-c,6-c,7-a,8-a), выставляется оценка (Слайд 2-10)

Учитель: Я вижу, вы готовы сегодня к уроку, и мы можем продолжать наш урок, так как вы показали хорошие знания теории.

III. Мотивационный этап. Решение задач (самостоятельно задачи на карточках, проверка на доске)

Учитель:

Мы разные движенья изучали,

Как скорость, путь и время

рассчитать, узнали.

Теперь попробуем мы знанья применить и задачи интересные решить

Мы переходим к следующему этапу нашего урока, к решению задач. Данная тема даёт возможность нам с вами решить задачи разной структуры.

1. Проблемные задачи– задачи с межпредметным содержанием. ( слайд 11)

Учитель: Мы разбирали и решали задачи, в которых движение осуществляло физическое тело: поезд, автомобиль, велосипедист, автобус, конькобежец или просто тело. При этом чётко использовали формулы и не задумывались над конечным результатом. В жизни всё намного сложнее, поэтому инженерам для получения ответа на поставленный вопрос необходимо провести расчёты, т. е. решить задачи. Разберём две такие задачи:

Во время войны возникла острая нужда в лёгком, безотказном, простом средстве борьбы с танками. Такое средство было разработано в течение месяца двумя конструкторами С. Г. Симоновым и В. А. Дегтярёвым – противотанковое оружие.

1). На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 3600км/ч, настигла его через 0,5с? (Ответ 500 м).

После создания атомных подводных лодок, встал вопрос как долго лодка может находиться под водой и с какой скоростью перемещаться.

2). В 1966 году атомная подводная лодка впервые в мире осуществила кругосветное плавание под водой и за 45 дней ни разу не поднялись на поверхность океана, прошла около 40000 км.

С какой скоростью она двигалась? (Ответ 37 км/ч)

2. Нестандартные задачи( слайд 12)

Учитель: В детстве вам родители, а потом вы сами читали сказки, в которых сказочным героям приходилось: бегать, прыгать, летать, плавать. Самые популярные герои – Колобок и баба Яга. Скажите, ребята, всё время у этих героев была одна и та же скорость? Если разная, то как она называется? По какой формуле её можно найти? Решим задачи со средней скоростью.

1). На одну кочку длиной 60 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд , а скатывался с той же кочки со скоростью 25см/с. С какой средней скоростью двигался колобок? (Ответ 0,04м/с)

2). Баба Яга летела в ступе со скоростью 20м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000м со скоростью 0,5м/с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой? (Ответ 2,2м/с)

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА( cлайд13).

3. Задачи с использованием графиков движения

Учитель: Графический метод для решения задач в механике используется очень часто. Для того, чтобы овладеть этим метом при решение задач нам необходимо вспомнить из курса математики линейные функции. Нам дана функция у=5х. Как построить данную функцию? (на доске чертится данная функция).

Мы знаем, что при равномерном движении путь рассчитывается по формуле S=vt , а если данное выражение мы запишем так S= 2t. Посмотрите на два выражения, по оси «х» , что мы можем отложить?, а по оси « у»?

По горизонтальной оси будем откладывать время в часах, а по вертикальной – путь в километрах. Построим в тетради данный график, масштаб выберем так, чтобы удобно было читать информацию. Данный график является зависимостью пути от времени движения тела.

Учитель: Посмотрим на график (слайд14). Есть ли различия в данных графиках? (график на доске и график на экране). Различия только в единицах измерения. Попробуйте к данному графику составить задачи.

1) Какой путь пройдёт автомобиль за 20 секунд?

2) Сколько времени понадобиться автомобилю, чтобы пройти путь 60м?

3) С какой скоростью двигался автомобиль?

Посмотрите на два графика (слайд15). Что можно сказать об этих графикам? Что можно определить? Составьте задачи.

1) По графикам определить путь пройденный телом за 5 секунд.

2) Определить какие из тел будут иметь большую скорость, и чему равны эти скорости?

Учитель : Посмотрим на графики зависимости скорости равномерного движения тела от времени (слайд16). По данным графикам можно определить скорость тела при равномерном движении. Можно определить путь.

Чему равна скорость движения 1 тела?

Чему равна скорость движения второго тела?

Учитель: Работаем с учебником. (стр 39, упр. 5 задачи №3,4,5)

4. Экспериментальные задачи

Учитель . С помощью данной установки определите скорость движения тела.

  1. Закрепите в штативе желоб с небольшим углом (15°-25) наклона к горизонту.
  2. Измерьте время движения шарика по наклонному желобу и расстояние пройденное шариком, за это время.

Почему скорость движения оказалась разной? Что нужно сделать, чтобы у всего класса скорость была одинаковой?

V. Закрепление материала . ( фильм «Рекорды скорости в животном мире»)

6. Домашнее задание: Кирик ср№4,су. 6,ду2,)

7. Подведение итогов урока

Т. Ю. Моржакова, МБОУ СОШ №1, г. Зарайск, Московская область

Метки: Физика