Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обобщающий урок на тему: "Электрические явления"

Обобщающий урок на тему: "Электрические явления"

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме.

Задачи:

Образовательные: проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, давать ответы на качественные вопросы по теме.

Воспитательные: приучать учащихся к

– аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске;

– доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.

Развивающие: продолжать развивать умение:

– анализировать условия заданий,

– обобщать изученный материал при решении задач,

– развивать интерес к предмету; логическое мышление, самостоятельность суждений;

– продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня вспомним все о токах –

Заряженных частиц потоках.

И про источники, про схемы,

И нагревания проблемы,

Ученых, чьи умы и руки

Оставили свой след в науке,

Приборы и цепей законы,

Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.

Решим, расскажем, соберем,

Мы с пользой время проведем!

Ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Электричество», а сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили.

Ход урока:

2. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья – Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Но больше всего она физику любила. Она уходила в лес, где целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда, чтобы помогла ему физику использовать во вредных целях. Крикнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому в жены ее отдам". Нашелся храбрец: Иван – крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему заяц.

– Куда путь держишь?

– Настасью – Премудрую искать, ее черный вихрь унес.

– Нелегко тебе придется, ведь спасти ее сможет лишь тот, кто физику хорошо знает.

– Вот и хорошо, уж что-что, а физику-то я знаю.

Дал ему заяц клубок и говорит:

– Он волшебный, но станет им тогда, когда скажешь правильно: Что такое электрический ток? Задумался Иван, давайте ему поможем.

Покатился клубок и привел Ивана к деревьям. А на них вместо листьев листочки бумажные висят. Хотел он пройти мимо, да услышал голос: – Помоги нам Иван! Развесь листочки правильно: на одно дерево проводники электричества, а на другое – диэлектрики. Принялся Иван за работу. Кто может выполнить это задание?

Проводники

Диэлектрики

железо

фарфор

тело человека

стекло

алюминий

резина

почва

пластмасса

Растворы солей и кислот в воде

воздух

(Желающий ученик на магнитной доске размещает карточки. Остальные в тетради пишут по пять названий проводников и диэлектриков) Выполнил Иван задание, а перед ним зеленой листвой шумят деревья: "Спасибо Иван, за то, что оживил нас". Пошел он дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Смотрит – змея.

– Отодвинь камень, на котором сидишь, там – письмо заветное. Сумеешь ответы найти – откроется тебе тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи – Премудрой – сказала змея.

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем два задания.

Первое: дописать концы фраз (в тетрадях):

  1. Электрическим током называется….
  1. Действия электрического тока…
  1. Причиной сопротивления проводников является взаимодействие движущихся электронов с….
  1. Амперметр включается в цепь….
  1. Вольтметр включается в цепь…
  1. Формула сопротивления проводника…
  1. Формула закона Джоуля – Ленца…
  1. Формула работы электрического тока…
  1. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…
  1. Мощность равна отношению работы к…

Да . . . Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое: что вы можете сказать об этом приборе?

Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван за ним, глядь – перед ним старичок на пеньке сидит и говорит:

– Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на мой вопрос.

– Задавай.

Задание

Обозначения.

Правильный ответ.

Электрическая лампа.

Гальванический элемент.

Звонок.

Батарея элементов.

Выключатель

Резистор.

Справился Иван с заданием. (Скажите, что он ответил старичку?) Покатился клубок дальше. Идет Иван, торопится. Остановился клубок. Видит Иван впереди бревно огромное посреди дороги лежит, не обойти, не перепрыгнуть. А на бревне слова написаны: "Если найдешь физические ошибки в рассказе, то отодвинется бревно, а не найдешь, – так и останешься на этой стороне. "Рассказ с ошибками.

«Французский физик Э. Резерфорд, проводя исследования состава и строения атомов, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален».

Иван точно, как и вы, указал все ошибки, тут же бревно отодвинулось, и он пошел дальше. Долго ли коротко он шел, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал небольшую дверь, но на ней замок многопудовый. Попытался Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: "Не печалься Иван, замок сам откроется, если сумеешь ты правильно ответить на вопросы теста".

С последними словами замок упал на землю. Открыл Иван дверь, а перед ним Настасья – Премудрая.

– Молодец, Иван! Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо выполнить тест. (В тетрадях)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 1 2 1 2

1

2 3 4

2

4

1

5

2

1. Имеет ли электрический заряд:

Электрон

Ядро

Нейтральный атом

Протон

Нейтрон

1. Имеет

2. Не имеет

2. Сколько электронов в нейтральном атоме

1-1

2-2

3-3

4-4

5-5

3. Как называется единица измерения: силы тока, напряжения, электрического сопротивления?

1-Ватт

2-Ампер

3-Вольт

4-Ом

5– Джоуль

4. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?

1– A=I t

2– I= |R

3– Q=I2Rt

4– R=ρl|S

5. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3А, напряжение на лампе 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы?

1– 2 Ом

2– 1,8 Ом

3– 0,05 Ом

4– 20 Ом

5– О,5 Ом

6. Какова мощность электрического тока в электрической лампе при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А?

1-50 Вт

2-200 Вт

3-0,05 Вт

4-500 Вт

5-5 кВт

7. По данным вопроса 6 определите работу тока за 16 мин.

1-100 кДж

2-400 Дж

3-0,01 Дж

5-48 кДж

5-24 кДж

6-600 Дж

8. Каково общее электрическое сопротивление цепи?

1-1,5 Ом

2-3 Ом

3-6 Ом

4-12 Ом

5-0,67 Ом

Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, и очутились Иван да Настасья – Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее да физику повторял, молодец! (Тетради сдают)

Домашнее задание: 1. Составить кроссворд по теме «Электрические явления»

2. Решите задачу:

В ту отдаленную эпоху, когда молнии приписывали «богам», подобный вопрос звучал бы кощунственно. Но в наши дни, когда электрическая энергия превратилась в товар, который измеряют и оценивают, как и всякий другой, вопрос о том, какова стоимость молнии, вовсе не должен казаться бессмысленным. Задача состоит в том, чтобы учесть электрическую энергию, потребную для грозового разряда, и оценить ее хотя бы по таксе электрического освещения.

Потенциал грозового разряда равен примерно 50 миллионам вольт. Максимальная сила тока оценивается при этом в 200 тысяч ампер (ее определяют, заметим кстати, по степени намагничивания стального стержня тем током, который пробегает в его обмотке при ударе молнии в громоотвод). Мощность в ваттах получим перемножением числа вольт на число ампер; при этом, однако, надо учесть то, что, пока длится разряд, потенциал падает до нуля; поэтому при вычислении мощности разряда надо взять средний потенциал, иначе говоря – половину начального напряжения. Отдача мощности длится около одной тысячной доли секунды.

– Ребята, а вы знаете, что каждую секунду над землей сверкает 100 молний? Давайте рассчитаем, сколько рублей «сгорает» в атмосфере Земли за 1 секунду?

– Давайте представим, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в космос тоже казался невозможным. Человек, научившись использовать энергию воды, ветра, огня, планирует «приручить» молнии и использовать их для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы!

Фамилия Имя____________________________

1. Заполните таблицу:

Проводники

Диэлектрики

2. Допишите концы фраз:

1. Электрическим током называется….

2. Действия электрического тока…

3. Причиной сопротивления проводников является взаимодействие движущихся электронов с….

4. Амперметр включается в цепь….

5. Вольтметр включается в цепь…

6. Формула сопротивления проводника…

7. Формула закона Джоуля – Ленца…

8. Формула работы электрического тока…

9. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…

10. Мощность равна отношению работы к…

3.

Задание

Обозначения.

Правильный ответ.

Электрическая лампа.

Гальванический элемент.

Звонок.

Батарея элементов.

Выключатель

Резистор.

4. Найди ошибки в тексте:

«Французский физик Э. Резерфорд, проводя исследования состава и строения атомов, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален».

5. Тест.

1

2

3

4

5

6

7

8

9. Имеет ли электрический заряд:

Электрон

Ядро

Нейтральный атом

Протон

Нейтрон

1. Имеет

2. Не имеет


10. Сколько электронов в нейтральном атоме водорода?


1-1

2-2

3-3

4-4

5-5

11. Как называется единица измерения: силы тока, напряжения, электрического сопротивления?
1-Ватт

2-Ампер

3-Вольт

4-Ом

5- Джоуль

12. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?


5– A=I t

6– I= |R

7– Q=I2Rt

8– R=ρl|S

13. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3А, напряжение на лампе 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы?


6– 2 Ом

7– 1,8 Ом

8– 0,05 Ом

9– 20 Ом

10– О,5 Ом

14. Какова мощность электрического тока в электрической лампе при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А?


1-50 Вт

2-200 Вт

3-0,05 Вт

4-500 Вт

5-5 кВт

15. По данным вопроса 6 определите работу тока за 16 мин.


1-100 кДж

2-400 Дж

3-0,01 Дж

4-24 кДж

5-48 кДж

6-600 Дж

16. Каково общее электрическое сопротивление цепи?

1-1,5 Ом

a. 3 Ом

3 -6 Ом

4-12 Ом

5– 0, 67 Ом

Н. В. Мостовая, ГБОУ СОШ № 391, Санкт-Петербург

Метки: Физика