Обобщающий урок на тему: "Электрические явления"
Обобщающий урок на тему: "Электрические явления"
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме.
Задачи:
Образовательные: проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, давать ответы на качественные вопросы по теме.
Воспитательные: приучать учащихся к
– аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске;
– доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.
Развивающие: продолжать развивать умение:
– анализировать условия заданий,
– обобщать изученный материал при решении задач,
– развивать интерес к предмету; логическое мышление, самостоятельность суждений;
– продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Электричество», а сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили.
Ход урока:
2. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья – Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Но больше всего она физику любила. Она уходила в лес, где целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда, чтобы помогла ему физику использовать во вредных целях. Крикнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому в жены ее отдам". Нашелся храбрец: Иван – крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему заяц.
– Куда путь держишь?
– Настасью – Премудрую искать, ее черный вихрь унес.
– Нелегко тебе придется, ведь спасти ее сможет лишь тот, кто физику хорошо знает.
– Вот и хорошо, уж что-что, а физику-то я знаю.
Дал ему заяц клубок и говорит:
– Он волшебный, но станет им тогда, когда скажешь правильно: Что такое электрический ток? Задумался Иван, давайте ему поможем.
Покатился клубок и привел Ивана к деревьям. А на них вместо листьев листочки бумажные висят. Хотел он пройти мимо, да услышал голос: – Помоги нам Иван! Развесь листочки правильно: на одно дерево проводники электричества, а на другое – диэлектрики. Принялся Иван за работу. Кто может выполнить это задание?
Проводники
Диэлектрики
железо
фарфор
тело человека
стекло
алюминий
резина
почва
пластмасса
Растворы солей и кислот в воде
воздух
(Желающий ученик на магнитной доске размещает карточки. Остальные в тетради пишут по пять названий проводников и диэлектриков) Выполнил Иван задание, а перед ним зеленой листвой шумят деревья: "Спасибо Иван, за то, что оживил нас". Пошел он дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Смотрит – змея.– Отодвинь камень, на котором сидишь, там – письмо заветное. Сумеешь ответы найти – откроется тебе тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи – Премудрой – сказала змея.
Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем два задания.
Первое: дописать концы фраз (в тетрадях):
- Электрическим током называется….
- Действия электрического тока…
- Причиной сопротивления проводников является взаимодействие движущихся электронов с….
- Амперметр включается в цепь….
- Вольтметр включается в цепь…
- Формула сопротивления проводника…
- Формула закона Джоуля – Ленца…
- Формула работы электрического тока…
- Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…
- Мощность равна отношению работы к…
Да . . . Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое: что вы можете сказать об этом приборе?
Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван за ним, глядь – перед ним старичок на пеньке сидит и говорит:
– Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на мой вопрос.
– Задавай.
Задание |
Обозначения. |
Правильный ответ. |
Электрическая лампа. |
|
|
Гальванический элемент. |
|
|
Звонок. |
|
|
Батарея элементов. |
|
|
Выключатель |
|
|
Резистор. |
|
|
Справился Иван с заданием. (Скажите, что он ответил старичку?) Покатился клубок дальше. Идет Иван, торопится. Остановился клубок. Видит Иван впереди бревно огромное посреди дороги лежит, не обойти, не перепрыгнуть. А на бревне слова написаны: "Если найдешь физические ошибки в рассказе, то отодвинется бревно, а не найдешь, – так и останешься на этой стороне. "Рассказ с ошибками.
«Французский физик Э. Резерфорд, проводя исследования состава и строения атомов, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален».
Иван точно, как и вы, указал все ошибки, тут же бревно отодвинулось, и он пошел дальше. Долго ли коротко он шел, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал небольшую дверь, но на ней замок многопудовый. Попытался Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: "Не печалься Иван, замок сам откроется, если сумеешь ты правильно ответить на вопросы теста".
С последними словами замок упал на землю. Открыл Иван дверь, а перед ним Настасья – Премудрая.
– Молодец, Иван! Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо выполнить тест. (В тетрадях)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 1 2 1 2 |
1 |
2 3 4 |
2 |
4 |
1 |
5 |
2 |
1. Имеет ли электрический заряд:
Электрон
Ядро
Нейтральный атом
Протон
Нейтрон
1. Имеет
2. Не имеет
2. Сколько электронов в нейтральном атоме
1-1
2-2
3-3
4-4
5-5
3. Как называется единица измерения: силы тока, напряжения, электрического сопротивления?
1-Ватт
2-Ампер
3-Вольт
4-Ом
5– Джоуль
4. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?
1– A=I t
2– I= |R
3– Q=I2Rt
4– R=ρl|S
5. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3А, напряжение на лампе 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы?
1– 2 Ом
2– 1,8 Ом
3– 0,05 Ом
4– 20 Ом
5– О,5 Ом
6. Какова мощность электрического тока в электрической лампе при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А?
1-50 Вт
2-200 Вт
3-0,05 Вт
4-500 Вт
5-5 кВт
7. По данным вопроса 6 определите работу тока за 16 мин.
1-100 кДж
2-400 Дж
3-0,01 Дж
5-48 кДж
5-24 кДж
6-600 Дж
8. Каково общее электрическое сопротивление цепи?
1-1,5 Ом
2-3 Ом
3-6 Ом
4-12 Ом
5-0,67 Ом
Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, и очутились Иван да Настасья – Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее да физику повторял, молодец! (Тетради сдают)
Домашнее задание: 1. Составить кроссворд по теме «Электрические явления»
2. Решите задачу:
В ту отдаленную эпоху, когда молнии приписывали «богам», подобный вопрос звучал бы кощунственно. Но в наши дни, когда электрическая энергия превратилась в товар, который измеряют и оценивают, как и всякий другой, вопрос о том, какова стоимость молнии, вовсе не должен казаться бессмысленным. Задача состоит в том, чтобы учесть электрическую энергию, потребную для грозового разряда, и оценить ее хотя бы по таксе электрического освещения.
Потенциал грозового разряда равен примерно 50 миллионам вольт. Максимальная сила тока оценивается при этом в 200 тысяч ампер (ее определяют, заметим кстати, по степени намагничивания стального стержня тем током, который пробегает в его обмотке при ударе молнии в громоотвод). Мощность в ваттах получим перемножением числа вольт на число ампер; при этом, однако, надо учесть то, что, пока длится разряд, потенциал падает до нуля; поэтому при вычислении мощности разряда надо взять средний потенциал, иначе говоря – половину начального напряжения. Отдача мощности длится около одной тысячной доли секунды.
– Ребята, а вы знаете, что каждую секунду над землей сверкает 100 молний? Давайте рассчитаем, сколько рублей «сгорает» в атмосфере Земли за 1 секунду?
– Давайте представим, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в космос тоже казался невозможным. Человек, научившись использовать энергию воды, ветра, огня, планирует «приручить» молнии и использовать их для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы!
Фамилия Имя____________________________
1. Заполните таблицу:
Проводники |
Диэлектрики |
2. Допишите концы фраз:
1. Электрическим током называется….
2. Действия электрического тока…
3. Причиной сопротивления проводников является взаимодействие движущихся электронов с….
4. Амперметр включается в цепь….
5. Вольтметр включается в цепь…
6. Формула сопротивления проводника…
7. Формула закона Джоуля – Ленца…
8. Формула работы электрического тока…
9. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…
10. Мощность равна отношению работы к…
3.
Задание |
Обозначения. |
Правильный ответ. |
Электрическая лампа. |
|
|
Гальванический элемент. |
|
|
Звонок. |
|
|
Батарея элементов. |
|
|
Выключатель |
|
|
Резистор. |
|
|
4. Найди ошибки в тексте:
«Французский физик Э. Резерфорд, проводя исследования состава и строения атомов, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален».
5. Тест.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9. Имеет ли электрический заряд:
Электрон
Ядро
Нейтральный атом
Протон
Нейтрон
1. Имеет
2. Не имеет
10. Сколько
электронов в нейтральном атоме водорода?
1-1
2-2
3-3
4-4
5-5
11. Как называется единица измерения: силы тока,
напряжения, электрического сопротивления?
1-Ватт
2-Ампер
3-Вольт
4-Ом
5-
Джоуль
12. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?
5– A=I t
6– I= |R
7– Q=I2Rt
8– R=ρl|S
13. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3А, напряжение на лампе 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы?
6–
2 Ом
7– 1,8 Ом
8– 0,05 Ом
9– 20 Ом
10–
О,5 Ом
14. Какова мощность электрического тока в электрической лампе при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А?
1-50
Вт
2-200 Вт
3-0,05 Вт
4-500 Вт
5-5
кВт
15. По данным вопроса 6 определите работу тока за 16 мин.
1-100
кДж
2-400 Дж
3-0,01 Дж
4-24 кДж
5-48 кДж
6-600
Дж
16. Каково общее электрическое сопротивление цепи?
1-1,5 Ом
a. 3 Ом
3 -6 Ом
4-12 Ом
5– 0, 67 Ом
Н. В. Мостовая, ГБОУ СОШ № 391, Санкт-Петербург
Метки: Физика