Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок обобщения материала по теме « Электромагнитные явления»

Урок обобщения материала по теме « Электромагнитные явления»

Пояснительная записка

Изучение раздела физики “Электромагнитные явления” имеет огромную познавательную ценность. Урок повторения и обобщения пройденного материала. Проводится урок в 8-м классе. Учебный материал соответствует поставленным целям: развитие научного мышления творческих способностей, определяется объективным уровнем развития знаний. При разработке урока учитывалась инициатива учащихся. Урок обычен, но для меня ценен тем, что полученные знания прошли через руки, мысли, сердце каждого ученика.

Цели:

  • Развивающая: развивать умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления.
  • Обучающая: закреплять умения применять знания при решении задач; повторить и обобщить знания по теме: “Электромагнитные явления”.
  • Воспитательная: формировать навыки коллективной работы; самостоятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор; модели электромагнита, звонка, телеграфа, электродвигателя; гальванометр, постоянный магнит, катушка, источник тока, компас, провода, янтарь, магнитный железняк.

Ход урока

1. Вводная часть

Учитель: Много наук изучают в школе, но у всех наук одна и та же цель. Какая?

Ученик: Применять полученные знания на практике.

2. Проблемный вопрос. Что в черном ящике?

При обсуждении источников поля, для повышения интереса к предмету, хорошо сравнить два природных камня: янтарь и магнит.

Янтарь – теплый камень удивительной красоты, обладает необычным, располагающим к философическим построениям свойством: он может притягивать! Будучи натертым, он притягивает пылинки, нити, кусочки бумаги (папируса). Именно по этому свойству ему и давали название в древности. Так, греки называли его электроном притягивающим; римляне – харпаксом грабителем, а персы – кавубой, т. е. камнем, способным притягивать мякину. Его считали магическим, лекарственным, косметическим. . .

Таким же таинственным и полезным считали известный тысячи лет другой камень – магнит. В разных странах магнит называли по-разному, но большая часть этих названий переводится как любящий, любовник. Так поэтично древние отметили свойство кусков магнита притягивать железо. Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или просто «. . . ». Но известно и другое предание о том, что слово. . . произошло от названия местности, где добывали железную руду. За много веков до н. э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа.

На доске прикреплены листочки, их надо распределить по двум колонкам , чтобы получились характеристики электрического и магнитного полей.

Задание№1.

¨ Электрически заряженные тела.

¨ Металлические опилки. Магнитная стрелка

¨ Движущиеся электрические заряды. ( электрический ток)

¨ Мелкие листочки бумаги. Электрический султан

¨ Опыты Кулона по взаимодействию электрически заряженных тел.

¨ Опыты ампера по взаимодействию проводников с током.

Электрическое поле

Магнитное поле

Источники поля

Электрически заряженные тела.

Движущиеся электрические заряды. ( электрический ток)

Индикаторы поля.

Мелкие листочки бумаги.

Электрический султан.

Металлические опилки.

Магнитная стрелка.

Опытные факты.

Опыты Кулона по взаимодействию электрически заряженных тел.

Опыты Ампера по взаимодействию проводников с током.

Долгое время магнитные и электрические явления считались разными сущностями, не связанными друг с другом. Впервые связь между этими явлениями установил Х. Эрстед.

3. Демонстрация опыта Эрстеда.

Открытие Х. Эрстеда ознаменовало собой начало целого ряда исследований в области электромагнетизма.

Задание № 2.

В таблице скрыты названия приборов работающих на этом принципе. Отгадайте их.

т

э

з

м

л

н

г

е

м

э

е

о

к

н

р

е

и

г

а

т

г

в

н

е

ы

к

н

й

р

к

а

е

м

а

о

о

р

р

с

п

л

т

р

л

а

т

н

и

н

т

а

ф

е

о

е

р

т

о

е

л

э

к

т

о

р

л

т

о

а

е

д

а

т

г

и

л

е

г

л

е

о

ь

и

ф

¨ Электромагнит( На могильной плите У. Стерджена написано: « Здесь покоится изобретатель электромагнита…. »

¨ Телеграф

¨ Телефон

¨ Звонок

¨ Электромагнитное реле

¨ Магнитный сепаратор

¨ Электродвигатель.

Проверка ответов идет с помощью слайда. Затем ученик выбирает и показывает модели приборов. А гальванометр можно отнести к этой группе?

4. Узнав об открытии Х. Эрстеда, М. Фарадей записал: « Коль скоро электричество может создать магнетизм, может ли магнетизм создать электричество?»

Демонстрация опытов Фарадея.

Учитель. Рассмотрим опыты Фарадея, с помощью которых он открыл явление электромагнитной индукции. (демонстрации проводит ученик)

1. Возьмем соленоид, соединенный с гальванометром (рис. 1), и будем вдвигать в него постоянный магнит. Оказывается, что при движении магнита стрелка гальванометра отклоняется. Если же магнит останавливается, то стрелка гальванометра возвращается в нулевое положение. То же самое получается при выдвижении магнита из соленоида или при надевании соленоида на неподвижный магнит. Такие опыты показывают, что индукционный ток возникает в соленоиде только при относительном перемещении соленоида и магнита.

2. Будем опускать в соленоид В катушку с током А (рис. 2). Оказывается, что и в этом случае в соленоиде В возникает индукционный ток только при относительном перемещении соленоида В и катушки А.

Задание № 3.

В каждом ряду три слова характеризуют один прибор, четвертое слово лишнее. Найдите лишние слова и вычеркните их.

1. Звуковая катушка, мембрана, корпус прибора, осциллограф. (микрофон)

2. Ш-образный магнит, гальванометр. звуковая катушка. диффузор(громкоговоритель)

3. Штатив, статор, электромагнит, генератор постоянного тока. (индукционный генератор переменного тока).

4. Замкнутый магнитопровод, катушка, амперметр, катушка. (трансформатор)

5. Влияние магнитного поля на человека и технику. ( Подготовить мини выступления учеников. Использовать слайды презентации)

6. Подведение итогов.

« Грош цена вашей физике, если она застилает все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы. Это какая-то усеченная физика, если хотите_ выхолощенная. Я ,например, в неё не верю…. Любая замкнутость, прежде всего , свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства– плохой физик» Л. Д. Ландау.

Выразите своё отношении к прошедшему уроку мини стихотворением.

Законы физики!

О, как они важны.

На сложность их бессмысленно сердиться…

И все свободные минутки

Лишь ей, лишь физике отдать,

Она богиня нам и мать…

О А. Мосалева, МБОУ Зареченская СОШ, г. Лакинск, Владимирская область

Метки: Физика