Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обобщение и систематизация знаний по теме « Механические колебания»

Обобщение и систематизация знаний по теме « Механические колебания»

Цели урока

  • повторить и систематизировать знания по теме «Механические колебания »;
  • совершенство­вать умения применять полученные знания для объяснения физических явлений;
  • развивать познавательные интересы учащихся, интеллектуальные и творческие способности при решении физических задач;

подготовить учащихся к ЕГЭ по данной теме.

Задачи урока:

  • оценить усвоение основных понятий темы;
  • проверить умение применять теорию для объяснения физических явлений, решать расчетные и качественные задачи;
  • продолжить формирование элементов творческой деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А

К

Т

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

А

К

Т

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

Беседа с учащимися, сопровождающаяся демонстрацией слайдов:

– Что происходит сегодня в мире, в котором мы живем?

Вокруг нас происходят различные процессы и явления, которые имеют особенность повторяться чрез определенные промежутки времени.

– Как называется свойство явлений повторяться через определенные промежутки времени?

– Какой периодический процесс мы изучаем на уроках физики?

Колебания – это один из самых распространенный процессов в природе. Давайте вспомним, в каких ситуациях мы употребляем данное понятие:

– Природа

– Человек

– Бизнес

– Физика

Ответы учащихся:

– Экономический кризис

– Скачки температуры (плюсовая температура в декабре)

– Подготовка к Новому году

Периодичность

Колебания

Землетрясение, приливы и отливы, насекомое машет крыльями и др.

Биение сердца, колебание голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.

Колебание курса валют, акций , мировых цен на никель

Свет, звук, переменный ток – это колебательные процессы.

М

О

Т

И

В

А

Ц

И

Я

Мы живем в мире колебаний!

Несмотря на такое разнообразие, все они имеют много общего: колебания разной природы описываются аналогичными величинами, есть общие законы, которые мы используем для характеристики разных колебаний. Специальный раздел физики «Теория колебаний» занимается изучением закономерностей этих явлений.

Разобравшись с эти видом колебаний, легче будет понять колебания другой природы.

В мире колебаний.

Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера:

– Основные понятия темы

– Физические величины

– Примеры колебаний

Для решения задач нам необходимо вспомнить физические величины, характеризующие колебания.

Фронтальный опрос.

«Азбука физических величин» – таблица.

Применим азбуку для составления слова, зашифрованного в таблице задач.

Историческая справка: Французский ученый Ж. Фуко -предложил маятник, который служит для демонстрации вращения Земли. (Небольшой рассказ об опыте)

Первые исследователи колебаний: Г. Галилей, Х. Гюйгенс

(информация об открытиях и исследованиях ученых)

Резонанс– явление, сопровождающее колебания, которое необходимо учитывать. Как и любое явление, резонанс может быть полезным и вредным: полезные свойства надо использовать, а вредные – учитывать и бороться с ними.

Работа учащихся у доски и на местах: заполнение таблицы.

Решение таблицы-задач: работа учащихся у доски и на местах. Зашифровано слово «Фуко»

Учащиеся приводят примеры, работают с таблицей.

Просмотр видео – фрагмента (Вредное действие резонанса – разрушение моста), заполнение таблицы.

Решение задач разных типов:

– экспериментальные;

– расчетные;

– качественные.

Не секрет, что физика– наука экспериментальная. Любая научная теория требует экспериментального подтверждения. Предлагаю решить экспериментальную задачу. Даны три нитяных маятника (маятники новогодние, на нитях подвешены два мандарина и апельсин). Из них: два с одинаковой длиной нити, два с равной массой. Выбрать маятники с одинаковым периодом колебаний. Обосновать свою гипотезу, провести проверку.

Предлагают варианты ответов:

– Период одинаковый у маятников с равной массой – экспериментальная проверка гипотезу не подтвердила;

– Период одинаковый у маятников с равной длиной нити, т. к. согласно формуле периода колебаний математического маятника, период колебаний определяется длиной нити – эксперимент подтвердил гипотезу

Задачи бывают не только экспериментальные, но и расчетные. Предлагаю одну из них решить: у одного очень болтливого мальчика язык за 10 мин совершил 2400 колебаний.

Вычислите частоту и период колебаний языка этого болтуна.

Один ученик решает у доски, остальные учащиеся в тетрадях оформляют решение задачи.

Игра

Мы все повторили. Пришло время посоревноваться в знаниях по теме «Механические колебания».

Игра «Всезнамус». Под каждой цифрой скрывается вопрос, кто быстрее даст ответ.

Отвечают на вопросы игры.

Рефлексия

Урок подходит к концу, прошу вас высказать свое мнение о данном уроке способом «Синквейн»

– Урок

• Два прилагательных

• Три глагола

• Фраза из четырех слов

• Одно слово – синоним на философско –обобщенном уровне.

Предложенный ответ:

УРОК

Позитивный, познавательный

Думать, вспоминать, узнавать

На уроке было интересно

Класс!

Домашнее задание

Найти строчки в стихотворениях, где встречается явление колебаний.

Еще Земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебель колышет

И елей ветви шевелит.

Ответ:

Идет бычок качается

Вздыхает на ходу…

Итог урока

Предлагаю вам поблагодарить себя за работу на уроке, совершить одно вынужденное колебание – похлопать в ладоши.

И один совет: хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания. (Персидская пословица)

Задание на дом: Видео задача с маятником.

Тест.

Аплодисменты

М. И. Ефимова, МБОУ СОШ №6 Щёлковского муниципального района Московской области, г. Щёлково

Метки: Физика