Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Место урока в теме: урок повторения и обобщения изученного
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
– изучение алгоритма решения задач разного уровня по теме «Тепловые явления»;
– расширение кругозора учащихся через метапредметные связи темы.
Задачи урока:
– закрепить знание основных определений и формул, совершенствовать навыки решения физических задач;
– развивать память и логику учащихся, умение сопоставлять, анализировать, пользоваться справочными материалами;
– воспитывать познавательную активность, уверенность в собственных силах.
Оборудование: для каждого ученика – информационные карты-светофоры, буквенные обозначения величин, справочный материал, калькулятор, карточки-задания.
На весь класс – презентация и проектор, цветные мелки, доска, стакан со снегом, термометр.
Демонстрационный эксперимент: Наблюдение изменения температуры в процессе таяния снега и нагревания воды.
Этап урока | Вид деятельности | Время | |
Организационный момент | Ознакомление с информационными картами | 1 мин | |
Повторение теории | Повторение определений, обозначений, единиц измерения, формул. | 5 мин | |
Актуализация опорных знаний | Заучивание обозначений (работа с карточками), завершение эксперимента (вывод), решение задачи №1 | 5 мин | |
Динамическая пауза | Физическая разминка, эмоциональная зарядка (позитивное настроение) | 1 мин | |
Изучение нового материала | Изучение алгоритма решения задач, решение задачи на доске (образец) | 5 мин | |
Самостоятельная работа | Решение задач №2 и №3 в мини-экипажах | 5 мин | |
Завершение урока. | Рефлексия, оценивание работы учащихся, домашнее задание. | 8 мин |
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Наибольшие затруднения при изучении физики у многих ребят вызывает теоретическая работа. Сегодня мы постараемся избавиться от страха перед формулами и физическими задачами. Чтобы этот процесс был наглядным, в течение урока мы будем работать с информационными картами. Найдите в них ячейку «начало урока» и вставьте в неё квадратик нужного цвета: если вы уверенно решаете задачи – зелёного цвета, если не очень уверенно – жёлтого, а если вы боитесь задач – красного. Информационные карты не должны быть анонимными, подпишите их.
2. Повторение теоретического материала.
– На столе вы видите стакан, в котором находится тающий снег. Снег – это какое состояние вещества: твёрдое, жидкое или газообразное? (твёрдое) Слайд1
– В какое состояние переходит вещество в процессе таяния? (в жидкое)
– Каким физическим термином называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое? (плавление)
– Как изменяется температура вещества во время плавления: увеличивается или уменьшается? ( не изменяется)
– Именно это должен доказать наш сегодняшний эксперимент : «Наблюдение изменения температуры в процессе таяния снега и нагревания воды». Сейчас термометр показывает около 0оС. Этот эксперимент длительный, поэтому он будет сопровождать нашу работу в течение всего урока. А тему нашего урока я предлагаю вам записать самостоятельно, выбрав из трёх предложенных вариантов один правильный: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электрические явления». Конечно, вы правы, сегодня мы ещё раз обратимся к теме «Тепловые явления». Запишите тему урока.
– Что называют отвердеванием или кристаллизацией? Слайд1
Дайте определение парообразования? Конденсации? Итак, представленные четыре процесса происходят без изменения температуры. Посмотрим, изменилась ли температура в нашем стакане?
– При каком процессе температура тела увеличивается? Уменьшается? Слайд 2
– Что показывает график тепловых процессов? Слайд 3.
Ещё раз обратим внимание на то, что фазовые переходы происходят без изменения температуры. За истекшие несколько минут температура в стакане не изменилась, хотя снег явно тает.
– Вы видите формулы тепловых процессов. Что в них общего? (Q , m ) Слайд 4.
Чем они отличаются? Какая формула отличается от всех остальных? Q=cm(t2-t1)
Действительно, эта формула особенная, т. к. , только в ней есть разность температур и только процессы нагревания-охлаждения идут с изменением температуры. Формула процесса нагревания отличается ещё тем, что удельная величина, входящая в неё имеет длинное название «теплоёмкость»
Во всех остальных формулах удельную величину я заменю смешным сочетанием «у-а», что означает «удельная теплота». Осталось добавить к смешному «у-а» название процесса и вы получите название нужной таблицы. В таблице вы найдёте не только числовое значение удельной величины, но и её обозначение и единицы измерения. Например, удельная теплота парообразования, r, Дж/кг. Оказывается, запомнить нужно всего два буквенных обозначения: Q и m. Всё остальное вы найдёте в справочных материалах.
3. Актуализация опорных знаний.
А) Заучивание обозначений и единиц измерения:
– Итак, запоминаем. Какая величина обозначается буквой m? Какая величина обозначается буквой Q? В каких единицах измеряется количество теплоты? А теперь я буду называть величину, а вы будете поднимать карточку с её буквенным обозначением. Если сомневаетесь, смотрите в таблицы. (работа с карточками)
Б) Завершение опыта, формулировка вывода:
– Посмотрите, в нашем стакане произошли изменения: температура увеличилась. Что это означает? (закончился процесс таяния и начался процесс нагревания воды)
Пора сделать первый шаг к успеху – постарайтесь решить первую задачу .
В) Решение задачи Слайд 7.
Задача на вычисление количества теплоты при нагревании (охлаждении)
№1 Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть 15 кг меди от 20 до 100оС ? Ответ: 480 000Дж.
Учащиеся, решившие задачу раньше других, помогают отстающим.
– Найдите в своих информационных картах ячейку «первая задача» и вставьте в неё квадрат нужного цвета: зелёного, если вам было всё понятно, жёлтого – если не очень понятно, красного – совсем ничего не понятно.
4. Динамическая пауза. – Вот и первая победа. Давайте поздравим друг друга с этим событием и немного разомнёмся . Передавая друг другу рукопожатие, мы передаём и частичку нашего тепла. В курсе биологии, ребята, вы узнаете, что ситуация успеха очень важна для организма: в этот момент расширяются сосуды, улучшается кровообращение, и в этот момент мы излучаем гораздо больше теплоты. А теперь, внимание на экран!
5. Изучение нового материала. Слайд 8.
– Решая задачи по тепловым явлениям, мы будто играем в конструктор, т. к. все необходимые «детали» можно взять в справочном материале. Например: (на доске записана задача ) Какое количество теплоты выделится при замерзании 20л воды, взятой при температуре 12оС?
Алгоритм решения:
1. выпишем данные из задачи
2. построим график нагревания (охлаждения) и фазовых переходов
3. назовём процессы и их формулы
4. выпишем нужные табличные величины
5. выполним подстановку и подсчёты по действиям.
Ребята активно решают задачу на доске с помощью учителя.
– Молодцы! А теперь попробуйте сами. Чтобы вам было легче, желающие могут объединиться в экипажи как у лётчиков «ведущий и ведомый» – это означает, что две зелёные карточки вместе не сидят, каждый «зелёный» берёт себе ведомого и помогает ему в случае необходимости. Можно составить целый «светофор» из трёх цветов, т. е. экипаж из трёх человек.
6. Самостоятельная работа в экипажах.
Перед учащимися ставится практическая задача: проверить ответы карточек .
Задача 2. Сколько энергии выделяется при отвердевании 5 кг меди? Ответ: – 1050 кДж.
Задача 3 (в два действия)
№3. Какое количество теплоты необходимо для получения 5 кг воды из льда, температура которого -20 оС? Ответ: 210 кДж + 1700 кДж = 1910 кДж
7. Завершение урока. Рефлексия.
– Ребята, скажите, что интересного было на сегодняшнем уроке? Узнали ли вы что-то новое? Есть ли у вас какие-то результаты деятельности? Давайте оценим результаты нашей роботы: если вы чувствуете, что стали лучше понимать задачи по этой теме, то поставьте в ячейку «завершение урока» зелёный жетон; если вы считаете, что решаете на том же уровне, что и раньше – поставьте жёлтый жетон; а если вы считаете, что окончательно запутались, то поставьте красный. Сдайте свои информационные карты.
Конечно, кто-то решает лучше, кто-то хуже, ведь все мы разные, значит так и должно быть. А оценки вы сегодня поставили себе сами: посмотрите на свои информационные карты. Какой цвет у вас преобладает? Жёлтый – значит вы работали хорошо, красный – значит вам ещё не всё удается, а зелёный означает, что на этом этапе у вас всё отлично и можно идти вперёд.
Наш урок закончится, но физика останется с вами и вокруг вас. Посмотрите на эти прекрасные зимние пейзажи. Ведь, они имеют прямое отношение к нашей теме. Замечали ли вы, что осенью, когда после дождей выпадает снег, становится немного теплее? Кто-нибудь объяснит это явление? Таких интересных вопросов, связанных с тепловыми явлениями, вокруг нас очень много. У вас в дневниках лежат карточки с такими вопросами – это ваше домашнее задание. В дневниках напишите «карточка в тетради», вложите карточку с вопросами в тетрадь. Интересные вопросы? Постарайтесь на них ответить. Обратите внимание, что №3 в карточке пустует: это место оставлено для вашего вопроса: присмотритесь, задумайтесь и вы, наверняка заметите что-то, связанное с тепловыми явлениями. Впишите свой вопрос в карточку и задайте его одноклассникам, учителю, друзьям или родным. На этом наш урок окончен, всем спасибо. Оценки поставите попозже.
В свободную минуту можно провести физическую «Дуэль»: один из лучших учеников вызывает на дуэль другого ученика. Выпад – вопрос по теме, отражение удара – правильный ответ, неправильный ответ – укол (пропущенный удар). Игра ведётся до 3 очков, либо при равенстве сил засчитывается «ничья». Можно театрализовать игру, сделать «дуэль» костюмированной.
Н. Г. Щербинина, МБОУ "СОШ п. Октябрьский", Лысогорский район, Саратовская область
Метки: Физика