Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесие рычага
Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесие рычага
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о простых механизмах их видах и применении.
Задачи:
– обучающие
сформировать понятие простые механизмы, рычаг-простой механизм;
рассмотреть устройство рычага;
выяснить условия равновесия рычага.
– развивающие
способствовать развитию логического мышления;
развивать умение наблюдать и делать выводы;
– воспитательные
воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к предмету, применять знания в быту.
Тип урока – урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом,
Необходимое техническое оборудование:
мультимедиа-проектор,экран, модели простых механизмов (наклонная плоскость, лаб. рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейка.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Задачи |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Планируемая деятельность учащихся |
Время (в мин. ) |
||
1 | Организационный момент. | Учитель приветствует ребят. | 1 мин. | ||||
2 |
Контрольно-оценочный. Опрос по домашнему материалу |
Проверка качества усвоения знаний |
Учитель предлагает ребятам заполнить тест. |
Работают письменно над тестом | 9 мин. | ||
3. | Самопроверка | Оценить работу по предложенной шкале. | Проверяет получение оценки визуально | Задают вопросы по заданиям, вызвавшим наибольшее затруднение. | |||
4 | Мотивационно-целевой | Обосновать значимость рассматриваемых вопросов посредством задаваемых вопросов. |
Диалог с учащимися: – Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек? – Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить. |
Приводят примеры, отвечая на вопросы учителя. Высказывают свои версии. Вывод: силы человека ограничены. |
3 мин | ||
5 | Определение темы урока | Создание условий для формирования умения делать умо -заключения через установление причинно-следственной связи . |
Тема сегодняшнего урока : Простые механизмы. Рычаг. Для чего человеку механизмы? |
Предлагают разные варианты: «Способы увеличения человеческой силы», «Устройства для увеличения силы», «Устройства для получения выигрыша в силе» |
1 мин | ||
6 | Изучение нового материала |
Сформировать понятие «выигрыш в силе». |
Выигрыш в силе Учитель предлагает решить задачу: как поднять тяжёлый камень? |
Предлагают свои способы решения |
10 мин | ||
Формирование понятия «простые механизмы». |
Простые механизмы Учитель объясняет новый материал о простых механизмах. -Какие еще простые механизмы существуют? – Где их используют? |
Слушают учителя, делают краткие записи в тетрадь. Отвечают на вопросы. |
|||||
Знакомство с рычагом – видом простых механизмов, разновидностью рычагов. |
Вводит понятие рычага, плечо силы. Опытное установление условия равновесия рычага. Проводит необходимые демонстрации. |
Работа с учебником. Помогают учителю проводить опыт. Заполняют таблицу. Делают вывод. Записывают условие равновесия в тетрадь. |
|||||
7 | Закрепление полученных знаний | Отработка условия равновесия рычага при решении расчетной задачи | Предлагает решить задачу №747 (Л) |
Один ученик решает задачу на доске (владеющий хорошими знаниями), остальные – осмысленно записывают решение в свою тетрадь. Те, кто может решают задачу самостоятель-но. |
10 мин | ||
8 |
Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний. |
Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися. Коррекция знаний. |
Предлагает решить качественные задачи из сборника задач по физике Лукашик В. И. № 627, 630, 631 |
Качественные задачи по рисункам решают устно. | 10 мин | ||
9 |
Подведение итогов. Домашнее задание |
Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы решения задач. |
Подводит итоги, комментирует дом. задание: §55, 56, вопросы после параграфа. № 750, 751 (Л) |
Записывают домашнее задание в дневники. | 1 мин | ||
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос по домашнему материалу.
Ученики работают с тестом
3. Самопроверка
Ученики проверяют работы соседа . Правильные ответы даны на слайде. Критерии оценки записаны на доске.
СЛАЙД 2
3. Мотивационно-целевой момент.
Вопросы:
– Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?
– Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить.
Вывод: силы человека ограничены, поэтому с давних времён он вынужден использовать устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.
4. Определение темы урока:
Тема сегодняшнего урока: Простые механизмы. Рычаг.
Вопрос:
– Для чего человеку механизмы?
Ученики предлагают разные варианты:
«Способы увеличения человеческой силы»,
«Устройства для увеличения силы»,
«Устройства для получения выигрыша в силе»
СЛАЙД 1,3
5. Изучение нового материала
Механизм – от греческого слова mechane – орудие, сооружение.
Машина от латинского слова machina – сооружение.
Блок от английского слова block -часть подъемного механизма в виде колеса с желобом по окружности.
Различные простые механизмы человек использует с древних времён. Так, например, в Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды.
СЛАЙД 4
Каждому известно, что тяжелый предмет сдвигают с места при помощи длинной и прочной палки – рычага.
СЛАЙД 5
Во многих случаях для того, чтобы поднять груз на некоторую высоту, его поднимают с помощью блоков или же втаскивают по наклонной
Плоскости
СЛАЙД 5,6
или используют блоки
СЛАЙД 7
ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ
РЫЧАГ НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
БЛОК ВОРОТ КЛИН ВИНТ
Простые механизмы имеются в быту, в сложных заводских машинах, автоматах, печатных счетных машинах.
Вопрос:
– Скажите, в каких бытовых приборах и устройствах вы видели простые механизмы.
Ответы : Весы рычажные (рычаг), мясорубка (винт), ножницы (рычаг),
нож (клин), топор (клин) и т. д. .
Сегодня мы остановимся подробно на изучении рычага.
Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (оси).
СЛАЙД 9
Задача: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть?
СЛАЙД 10
Рычаг 1-го рода Рычаг 2-го рода
Силы приложены по обе
стороны от точки опоры
Силы приложены по одну
сторону от точки опоры.
СЛАЙД 11
Плечо силы – это кратчайшее расстояние от точки опоры (оси) до линии, вдоль которой действует сила.
Экспериментальное задание: Определить условие равновесия рычага.
Ученики: Помогают учителю проводить опыт. Заполняют таблицу. Делают вывод. Записывают условие равновесия в тетрадь.
1 опыт: F1= F2=
L1= L2=
2 опыт: F1= F2=
L1= L2=
Вывод: Правило равновесия рычага:
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
F1/F2 = L2/L1
L2/L1 – выигрыш в силе
СЛАЙД 12
6. Закрепление полученных знаний
Решить задачу № 747 (Л)
Дано; СИ Решение:
L1= 5 см 0,05 м F1/F2 = L2/L1 – условие равновесия рычага
L2= 30 см 0,3 м F2 = F1– L1 / L2
F1=12 H F2 = 12H – 0,05м / 0,3 м =2 Н
F2 -? Ответ: 2 Н
7. Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний.
Вопрос: Почему ручка у двери располагают с края?
Ответ: Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери.
СЛАЙД 14
Вопрос: Как влияет положение груза на величину силы с которой надо удерживать палку в равновесии?
СЛАЙД 15
Ответ: Чем ближе груз к плечу, тем меньше сила , с которой надо держать палку.
Многие устройства, которые мы используем в быту и на производстве являются простыми механизмами.
СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20
Скелет человека и животных содержит рычажные элементы. Например стопа и плечо
СЛАЙД 21
8. Подведение итогов. Домашнее задание
§55, 56, вопросы после параграфа. № 750, 751 (Л)
СЛАЙД 23,24.
Если осталось время, то СЛАЙД 22
О. И. Евдокименко, МБОУ "СОШ №5", г. Рославль, Смоленская область
Метки: Физика