Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Первый урок физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины

Первый урок физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины

Одна из важнейших целей урока, показать детям, что физика – это наука о том, что нас окружает. Очень часто дети думают, что физика – какая-то академическая наука, ученые ставят эксперименты в лабораториях, теоретики пишут теории, не выходя из кабинета. Может быть, так оно и есть. Но, все же, то, о чем они пишут теории и ставят эксперименты, происходит рядом с нами, да и в нас самих. Именно это я пытаюсь доносить до своих учеников на уроках. Поэтому, если это возможно, я ставлю демонстрационный эксперимент прямо по ходу урока, как-бы заранее его на планируя. И стараюсь использовать «подручный» материал. Все это – только для того, чтобы дети не боялись физики и понимали, что она везде присутствует. Но все это потом. На первом уроке я не загружаю детей экспериментами (еще одна крайность – много демонстраций – приводит к тому, что ученики ждут «чуда», фокусов, забывая о том, для чего и зачем это делается).

На первом уроке я с учениками играю, решая сразу несколько дидактических задач: 1) основываясь на своем жизненном опыте, учащиеся должны понять, чем физика – еще одна наука о природе – отличается от других, 2) какими терминами пользуются в физике и что они обозначают.

Данный урок был разработан для УМК Перышкина, но я с успехом применила его на УМК Генденштейна.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент Знакомство с классом. Знакомство с устройством учебника и задачника. Правила ведения тетради, необходимые ученические принадлежности
Актуализация знаний Вы начинаете изучать физику. Какой вопрос вы хотите мне задать? Что изучает физика?
Физика – одна из древнейших наук. Впервые это слово ввел Аристотель. Вы знаете, кто это? Аристотель – древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского
Один из его трудов так и назывался: Φνσίκή
Что означает это слово, вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд – в презентации)

1. Крашеное коромысло над речкой повисло

Радуга
2. Сидит Пахом на коне верхом. Сам неграмотный, а читать помогает Очки
3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах. Без счету одежек и все без застежек Капуста
4. В огне не горит, в воде не тонет Лед
5. Я лаю со всякой собакой, я вою со всякой совою, И каждую песню твою я вместе с тобою пою. Эхо
6. Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана. Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, и Федя неряху увидел лохматого. Зеркало
7. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. Луна
В результате разгадывания кроссворда в выделенной строке образуется анаграмма. Дети должна разгадать ее. Природа
Итак, что же изучает физика? Природу

А вы знаете науки о природе? Назовите науки, что они изучают

Добиваюсь, чтобы дети назвали как можно больше наук. При необходимости помогаю: геология, минералогия, метеорология и т. д. И при этом дети отвечают, что изучают и эти науки.

Биология (о живых организмах), география (о неживой природе), астрономия (о звездах)
Получение новых знаний Чем же отличается физика от перечисленных наук? Тем, что она изучает наиболее общие законы природы. Благодаря этим законам живут и развиваются животные и растения, текут реки, образуются циклоны и разрушительные тайфуны, выпадает снег зимой, и пересыхают мелкие речки летом.
Прочитайте § 1 учебника (стр. ) и задайте друг другу вопросы. Проверьте, как вы поняли смысл прочитанного. Далее ученики работают с текстом учебника, знакомятся самостоятельно с некоторыми терминами: физическое тело, вещество, явление. Работают в паре, отвечая друг другу на свои же вопросы
Вернемся к кроссворду. Назовите физические тела, указанные в кроссворде Очки, капуста, зеркало, Луна
Назовите физические явления. Укажите, к каким типам они относятся Радуга (оптическое), эхо (звуковое)

Назовите вещество.

В каких состояниях может находиться это вещество?

Лед

Вода и пар (жидкое и газообразное)

Какие физические приборы указаны в кроссворде? Для чего они применяются? Очки (для исправления дефектов зрения), зеркало (чтобы получать отражение предметов)
Закрепление

А теперь поработайте самостоятельно:

1 вариант: № 1. 13, 1. 15, 1. 24 (2 колонка)

2 вариант: № 1. 14, 1. 16, 1,24 (1 колонка)

Работают в тетрадях самостоятельно. По окончанию работы самопроверка (на слайде презентации даю ответы с «ошибками», дети должны найти мои ошибки и доказательно их исправить)
Рефлексия Так что же изучает физика? Напишите в тетради несколько связных предложений. Прошу прочитать по желанию Пишут ответ на вопрос: «Что изучает физика»
Резерв Каких ученых-физиков вы знаете? Галилей, Ньютон, Ломоносов и. т. д.
Домашнее задание §1, № 1. 25, 1. 29, 1. 31 (Задания даны по УМК Генденштейна)

Приложение

1 р а д у г а
2 о ч к и
3 к а п у с т а
4 л е д
5 э х о
6 з е р к а л о
7 л у н а

Ответы с «ошибками»

1 вариант 2 вариант
1. 13. Физические тела: автомобиль, термометр, ртуть 1. 14. Вещества: мед, шоколадка, молоко
1. 15. Тепловые явления: в печи сгорели дрова. (в чайнике закипела вода) 1. 16. Механические явления: испарение воды, торможение автомобиля, распространение запаха
1. 24. (2 колонка) Вещества: мел, ртуть, мед, молоко, лед, вьюга. (Вода) 1. 24. (1 колонка) Тела: мел, капля воды, Луна, циркуль, авторучка, лед, вода

Литература:

1. Загадки. – Смоленск: Русич, 2000. – 64 с. : ил. – (Для самых маленьких)

2. Загадки: Загадки, скороговорки, считалки, песенки, сказки в обработке К. Ушинского, Г. Науменко. – М. : Планета детства, 2000

3. К. Чуковский Мойдодыр. (сказки, загадки) – М. : РИО «Самовар», 1998

О. А. Смирнова, МБОУ СОШ № 25, г. Смоленск

Метки: Физика