Первый урок физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины
Первый урок физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины
Одна из важнейших целей урока, показать детям, что физика – это наука о том, что нас окружает. Очень часто дети думают, что физика – какая-то академическая наука, ученые ставят эксперименты в лабораториях, теоретики пишут теории, не выходя из кабинета. Может быть, так оно и есть. Но, все же, то, о чем они пишут теории и ставят эксперименты, происходит рядом с нами, да и в нас самих. Именно это я пытаюсь доносить до своих учеников на уроках. Поэтому, если это возможно, я ставлю демонстрационный эксперимент прямо по ходу урока, как-бы заранее его на планируя. И стараюсь использовать «подручный» материал. Все это – только для того, чтобы дети не боялись физики и понимали, что она везде присутствует. Но все это потом. На первом уроке я не загружаю детей экспериментами (еще одна крайность – много демонстраций – приводит к тому, что ученики ждут «чуда», фокусов, забывая о том, для чего и зачем это делается).
На первом уроке я с учениками играю, решая сразу несколько дидактических задач: 1) основываясь на своем жизненном опыте, учащиеся должны понять, чем физика – еще одна наука о природе – отличается от других, 2) какими терминами пользуются в физике и что они обозначают.
Данный урок был разработан для УМК Перышкина, но я с успехом применила его на УМК Генденштейна.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | Знакомство с классом. Знакомство с устройством учебника и задачника. Правила ведения тетради, необходимые ученические принадлежности | |
Актуализация знаний | Вы начинаете изучать физику. Какой вопрос вы хотите мне задать? | Что изучает физика? |
Физика – одна из древнейших наук. Впервые это слово ввел Аристотель. Вы знаете, кто это? | Аристотель – древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского | |
Один из его трудов так и назывался: Φνσίκή | ||
Что означает это слово, вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд – в презентации) | ||
1. Крашеное коромысло над речкой повисло
|
Радуга | |
2. Сидит Пахом на коне верхом. Сам неграмотный, а читать помогает | Очки | |
3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах. Без счету одежек и все без застежек | Капуста | |
4. В огне не горит, в воде не тонет | Лед | |
5. Я лаю со всякой собакой, я вою со всякой совою, И каждую песню твою я вместе с тобою пою. | Эхо | |
6. Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана. Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, и Федя неряху увидел лохматого. | Зеркало | |
7. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. | Луна | |
В результате разгадывания кроссворда в выделенной строке образуется анаграмма. Дети должна разгадать ее. | Природа | |
Итак, что же изучает физика? | Природу | |
А вы знаете науки о природе? Назовите науки, что они изучают Добиваюсь, чтобы дети назвали как можно больше наук. При необходимости помогаю: геология, минералогия, метеорология и т. д. И при этом дети отвечают, что изучают и эти науки. |
Биология (о живых организмах), география (о неживой природе), астрономия (о звездах) | |
Получение новых знаний | Чем же отличается физика от перечисленных наук? Тем, что она изучает наиболее общие законы природы. Благодаря этим законам живут и развиваются животные и растения, текут реки, образуются циклоны и разрушительные тайфуны, выпадает снег зимой, и пересыхают мелкие речки летом. | |
Прочитайте § 1 учебника (стр. ) и задайте друг другу вопросы. Проверьте, как вы поняли смысл прочитанного. | Далее ученики работают с текстом учебника, знакомятся самостоятельно с некоторыми терминами: физическое тело, вещество, явление. Работают в паре, отвечая друг другу на свои же вопросы | |
Вернемся к кроссворду. Назовите физические тела, указанные в кроссворде | Очки, капуста, зеркало, Луна | |
Назовите физические явления. Укажите, к каким типам они относятся | Радуга (оптическое), эхо (звуковое) | |
Назовите вещество. В каких состояниях может находиться это вещество? |
Лед Вода и пар (жидкое и газообразное) |
|
Какие физические приборы указаны в кроссворде? Для чего они применяются? | Очки (для исправления дефектов зрения), зеркало (чтобы получать отражение предметов) | |
Закрепление |
А теперь поработайте самостоятельно: 1 вариант: № 1. 13, 1. 15, 1. 24 (2 колонка) 2 вариант: № 1. 14, 1. 16, 1,24 (1 колонка) |
Работают в тетрадях самостоятельно. По окончанию работы самопроверка (на слайде презентации даю ответы с «ошибками», дети должны найти мои ошибки и доказательно их исправить) |
Рефлексия | Так что же изучает физика? Напишите в тетради несколько связных предложений. Прошу прочитать по желанию | Пишут ответ на вопрос: «Что изучает физика» |
Резерв | Каких ученых-физиков вы знаете? | Галилей, Ньютон, Ломоносов и. т. д. |
Домашнее задание | §1, № 1. 25, 1. 29, 1. 31 (Задания даны по УМК Генденштейна) |
Приложение
1 | р | а | д | у | г | а | |||
2 | о | ч | к | и | |||||
3 | к | а | п | у | с | т | а | ||
4 | л | е | д | ||||||
5 | э | х | о | ||||||
6 | з | е | р | к | а | л | о | ||
7 | л | у | н | а |
Ответы с «ошибками»
1 вариант | 2 вариант |
1. 13. Физические тела: автомобиль, термометр, ртуть | 1. 14. Вещества: мед, шоколадка, молоко |
1. 15. Тепловые явления: в печи сгорели дрова. (в чайнике закипела вода) | 1. 16. Механические явления: испарение воды, торможение автомобиля, распространение запаха |
1. 24. (2 колонка) Вещества: мел, ртуть, мед, молоко, лед, вьюга. (Вода) | 1. 24. (1 колонка) Тела: мел, капля воды, Луна, циркуль, авторучка, лед, вода |
Литература:
1. Загадки. – Смоленск: Русич, 2000. – 64 с. : ил. – (Для самых маленьких)
2. Загадки: Загадки, скороговорки, считалки, песенки, сказки в обработке К. Ушинского, Г. Науменко. – М. : Планета детства, 2000
3. К. Чуковский Мойдодыр. (сказки, загадки) – М. : РИО «Самовар», 1998
О. А. Смирнова, МБОУ СОШ № 25, г. Смоленск
Метки: Физика