Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Силы трения. 7 класс

Тема урока: Силы трения. 7 класс

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умение самостоятельно проводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для

учащихся; приборы на столах учащихся:

пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного

веса, грузы (3 шт. ), динамометры, полоски наждачной бумаги (2 шт. ),

стеклянные пластины (2 шт. ), круглые стержни (2 шт. ).

  1. I. Оргмомент
  2. II. Актуализация знаний
  3. Количественная мера действия тел друг на друга, в результате которого тела изменяют свою скорость. (Сила)
  4. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. (Тяжести)
  5. Сила, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. (Вес)
  6. Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. (Упругости)
  7. Единицы измерения силы. (Ньютон)
  8. Прибор для измерения силы. (Динамометр)

Давайте вспомним устройство и принцип действия динамометра. (Кулясова Люба

III. Мотивация учебной деятельности.

Ребята! Вы, наверное, слышали и возможно сами разделяете позицию таких людей, которые считают, что успех в изучении физики определяется природными способностями. На самом деле эти успехи, также как и успехи в любой сфере деятельности, в первую очередь, определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий. А какие контрольно-оценочные действия знаете вы?

(Принимает версии учащихся)

Существует еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

IV. Повторение опорных знаний.

На уроке мы проведём с вами исследование, в котором применение этого приема станет очевидным. А имя этого исследования узнаем, вспомнив как идёт процесс познания. Для этого разгадаем кроссворд.

1. О Б Ъ Е К Т
2. Т Е О Р И Я
3. Г И П О Т Е З А
4. Н А Б Л Ю Д Е Н И Е
5. П Р А К Т И К А
6. Э К С П Е Р И М Е Н Т

V. Целеполагание.

Какой же объект нашего исследования? ТРЕНИЕ.

Какая же тема нашего урока? Силы трения.

Задачи урока: дать определение силы трения;

выяснить причины появления силы трения;

установить от каких величин зависит сила трения.

А цель нашего урока: использование одного из приёмов выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

VI. Формирование новых знаний.

Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи. (XV век). Законы трения были описаны французскими учёными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном. (XVIII век)

Для того чтобы предположить, что такое трение обратимся к опыту: 1. Толкаем рукой брусок.

Вопрос: почему брусок, приведённый в движение, остановился?

Ответ: потому что на тело действует сила трения.

Вопрос: а какие силы ещё действуют на брусок?

Ответ: сила тяжести, направленная вниз, и сила упругости, направленная вверх, они равны по величине и поэтому не оказывают никакого действия на тело.

Сила трения – сила, которая препятствует движению одного тела по поверхности другого. Обозначается: Fтр. Сила трения приложена к телу в точке его соприкосновения с поверхностью и всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения.

В природе существует 3 вида силы трения:

Сила трения скольжения – сила, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.

Сила трения качения – сила, возникающая при качении одного тела по поверхности другого.

Сила трения покоя – сила, существующая между покоящимися друг относительно друга телами.

Выясним причины возникновения силы трения. 2. Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте.

Что вы наблюдаете? Пластины трудно сдвинуть.

Почему пластины трудно сдвинуть? Большое трение и возникло оно за счёт сил молекулярного сцепления, так как стекла гладкие и расстояние между ними сравнимо с размерами молекул, поэтому молекулы притягиваются друг к другу.

3. Возьмите кусочек наждачной бумаги и проведите по наждачной полоске.

Назовите причины возникновения силы трения. Шероховатость поверхности наждачной бумаги. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности и царапины. На рис. 82 (а) стр. 91 неровности изображены в увеличенном виде.

Вывод: причины возникновения силы трения: (записать в тетрадь)

Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;

Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Силу трения будем измерять динамометром. Прикрепляем динамометр к

бруску и равномерно перемещаем вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок. Так как движение равномерное, то можно утверждать, что приложенная к бруску сила упругости пружины динамометра равна по модулю силе трения.

Как вы думаете, отличаются по величине друг от друга сила трения покоя, скольжения и качения?

Я думаю, эти силы отличаются по величине.

Чтобы проверить это предположение проделаем опыт, используя карточку А.

Карточка А.

Задание: определить силу трения покоя, скольжения, качения.

Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр, стерженьки.

Ход работы:

▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем (что силы трения разные по величине).

▪ Поставьте на брусок 3 груза, прикрепите динамометр к бруску и

равномерно перемещайте брусок по столу.

▪ Осторожно тяните динамометр и определите силу трения покоя, перед тем

как брусок начнёт двигаться.

▪ Измерьте силу трения скольжения, учитывая, что она равна силе тяги.

▪ Поставьте брусок на катки и измерьте силу трения качения.

▪ Запишите результаты измерений в таблицу.

▪ Сделайте вывод.

Таблица А.

Результаты измерений I ряд II ряд III ряд Вывод
F тр покоя =

Fтр. п Fтр. ск Fтр. к

F тр скольж. =
F тр качения =

Определим, от чего зависит сила трения, а от чего не зависит.

Карточка В.

Задание: определить зависимость силы трении от площади трущихся поверхностей.

Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр.

Ход работы:

▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем (что сила трения зависит от площади трущихся поверхностей).

▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на доску гранями

разной площади.

▪ Запишите значения силы трения скольжения.

▪ Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от площади

опоры движущегося тела.

Карточка В.

Результаты измерений I ряд II ряд III ряд Вывод
Fтр на большей грани =

Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей

Fтр на меньшей грани =

Карточка С.

Задание: определить зависимость силы трения от материала трущихся поверхностей.

Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр, полоска наждачной бумаги.

Ход работы:

▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем (что сила трения зависит от материала трущихся поверхностей).

▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на доску.

▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на наждачную бумагу.

▪ Запишите значения силы трения скольжения.

▪ Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Таблица С.

Результаты измерений I ряд II ряд III ряд Вывод
Fтр по доске = Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей
Fтр по бумаге =

Карточка Д.

Задание: определить зависимость силы трения от силы нормального давления.

Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр.

Ход работы:

▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем (что сила трения зависит от веса тела).

▪ Измерьте силу трения скольжения, действующую на брусок, нагруженный

двумя и тремя грузами.

▪ Определите с помощью динамометра вес бруска, потом последовательно

его вес с двумя, тремя грузами.

▪ Запишите результаты измерений в таблицу, учитывая, что вес тела Р на

горизонтальной поверхности равен силе нормального давления N.

▪ Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от силы

нормального давления.

Таблица Д.

Р, Н Fтр, Н Вывод
2 груза Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления
3 груза

Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, зависит от рода вещества трущихся поверхностей и от силы нормального давления.

А теперь переходим к теории.

Теория.

Сила трения = коэффициент трения сила нормального давления

F = μ N; μ = ; N = .

VII. Физкультминутка.

VIII. Закрепление

1) Первичное закрепление во внешней речи (фронтальный

опрос в виде качественных задач)

– Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

– Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

– «Готовь сани летом, а телегу зимой» – так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом – на телеге?

2) (Самостоятельная тестовая работа с последующей

взаимопроверкой по эталону)

Вариант 1

1. Сила – причина_____

A. __________только изменения скорости тела.

Б. __________только деформации тела.

B. __________изменения скорости и деформации тела.

Г. __________движения тела.

2. Если тело покоится или движется равномерно, значит_____

A. __________все силы направлены в одну сторону.

Б. __________на него вообще не действуют силы

B. __________силы, действующие на тело, скомпенсированы.

Г. __________на него не действуют силы или их действие скомпенсировано

3. Силой трения называют силу_____

A. __________с которой Земля притягивает к себе тела.

Б. __________действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.

B. __________с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.

Г. __________возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.

4. Точка приложения силы трения расположена_____

А. __________в центре тела.

Б. __________в точке контакта двух тел.

В. __________в точке действия внешней силы.

Г. __________в любом месте тела.

5. Сила трения скольжения направлена_____

A. __________противоположно движению тела.

Б. __________противоположно деформирующей силе.

B. __________вертикально вниз.

Г. __________влево или вправо.

Вариант 2

1. Сила трения зависит от_____

A. __________нагрузки.

Б. __________шероховатости поверхностей.

B. __________вида материала контактирующих поверхностей.

Г. __________всех вышеперечисленных факторов.

2. Силу трения можно уменьшить_____

А. __________заменяя качение скольжением

Б. __________заменяя скольжение качением.

В. __________уменьшая площадь соприкосновения тел.

Г. __________увеличивая вес, которым тело давит на опору.

3. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А . сила трения качения

Б . сила трения скольжения

В . сила трения покоя

Г . все силы трения

4. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед .

А . увеличивается

Б . не изменяется

В . уменьшается

Г . нет верного ответа

5. Существует пословица: Корабли спускают, так салазки салом подмазывают. Как при этом изменяется сила трения кораблей о салазки?

А . увеличивается

Б . не изменяется

В . уменьшается

Г . нет верного ответа

IX. На дом: § 32, 33. Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»

Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня познакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.

Н. И. Хабецкая, МБОУ СОШ № 12, Самара

Метки: Физика