Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок физики "Закон Ома для участка цепи", 8-й класс

Урок физики "Закон Ома для участка цепи", 8-й класс

  1. Задачи урока:

– обучающие

  1. Изучить один из важнейших законов электрического тока – закон Ома для участка цепи.
  2. Экспериментальным путем установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением.
  3. Применять полученные знания в новых условиях. Формировать умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление

-развивающие

  1. Развивать навыки обобщения изученного материала, систематизации знаний.
  2. Способствовать развитию познавательной компетентности.

-воспитательные

  1. Формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
  2. Цель
  • Усвоение учащимися основных физических зависимостей силы тока от напряжения на основе закона Ома во время выполнения практической работы
  1. Тип урока: комбинированный

1. Технология – личностно-ориентированное обучение.

Принципы технологии:

Использование субъективного опыта ученика.

  1. Сотрудничество ученика и учителя.
  2. Создание условий для самовыражения учащихся.
  3. Демократичный характер обучения.
  4. Применение учителем на уроке разнообразного материала.

2. Технология – проблемное обучение.

Принципы технологии: Создание под руководством учителя проблемной ситуации.

  1. Активная деятельность учащихся.
  2. Развитие мыслительных способностей учащихся.
  3. Формы работы учащихся: работа у доски – заполнение таблицы, фронтальный эксперимент, фронтальная самостоятельная работа по заполнению сравнительной таблицы, работа в парах, решение задач, выполнение теста
  4. Необходимое техническое оборудование: наборы по электричеству, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран
  5. Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика

Время

1

Начальный

Содержание:

Актуализация знаний

Постановка цели урока

Электрические явления. Закон Ома (1) (6)

Цель – создать проблему, заинтересовать учащихся.

Форма – индивидуально-групповая

Методы – наглядный, проблемный.

Заполняют таблицу 3 ученика – у доски (у кафедры)

2 ученика решают задачи у доски -напротив,

остальные на листах или на компьютере

делают вывод по проблеме.

5

2

Основной

Содержание:

Закон Ома для участка цепи

Экспериментальная проверка закона Ома

(2)

Закон Ома (3)

или

Электрические величины. Закон Ома (7)

Цель – изучение нового материала.

Форма – фронтальная, работа в парах.

Методы – исследовательский, частично-поисковый

Проводят фронтальный эксперимент, исследуют зависимость I( ) и I(R), делают выводы.

Рисуют схемы электрической цепи

20
3

Закрепление Содержание:

1. Задачи на закон Ома

2. Тест

Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

(4)

Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

(5)

1. Применить закон Ома для решения проблемной задачи.

2. Контроль полученных знаний

Решают задачи, осмысливают и углубляют знания, выполняют тест

20

Обобщающая таблица

Физические величины Сила тока Напряжение Сопротивление
Что характеризует
Обозначение
Формула
Единица измерения
Каким прибором измеряют
Условное обозначение прибора
Способ включения

Задачи для работы у доски

1. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 10 мин работы пылесоса при силе тока 2 А?

2. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл.

Задачи для самостоятельной работы

3. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определить силу тока, протекающего по спирали.

4. Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

ТЕСТ

1 вариант

1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А?

А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А.

2. Сила тока в проводнике напряжению (напряжения) на концах проводника.

А. равна

Б. прямо пропорциональна

В. больше

Г. обратно

Д. Меньше пропорциональна

На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:

3. Силу тока в проводнике при напряжении10 В.

А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А.

4. Чему равно сопротивление этого проводника

А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом.

2 вариант

1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В?

А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А.

2. Сила тока в проводнике его сопротивлению

(сопротивления)

А. обратно пропорциональна

Б. прямо пропорциональна

В. больше

Г. равна

Д. меньше.

На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:

3. При каком напряжении на проводнике сила тока 6 А?

А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В.

4. Чему равно сопротивление этого проводника

А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом.

Подробный конспект урока.

Этап урока Учитель Ученики Комментарий

Актуализация

знаний

"Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?" Так как знания об этих величинах нам очень важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы, одновременно проверим качество их усвоения. " Предупреждает о том, что нужно заполнять таблицу самостоятельно, без подсматривания; вызывает двух учеников к доске. "Чтобы проверить правильность выполнения домашнего задания двум другим ученикам предлагаю решить задачи"

Отвечают на вопрос.

Каждый самостоятельно заполняет таблицу.

2 ученика работают с аналогичными таблицами, начерченными на обратных сторонах крыльев доски. Видеть работу друг друга они при этом не могут.

2 ученика решают задачи на передней части доски, причем задачу №2 в центре.

Один справляется с работой быстро, а другой задачу решить не может.

Листочки с таблицами разложены на парты в перемену.

После того, как истекло время отведённое на заполнение таблицы, записи на доске предъявляются всему классу. Класс делится учителем на две группы (по 3 ряда). Каждая группа проверяет и оценивает работу того одноклассника, который стоит напротив, исправляют его и свои ошибки.

Целеполагание

"Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток. Проверили выполнение домашней задачи, но ваш одноклассник не может решить задачу. В чём причина?"

"Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?" Как предлагаешь сформулировать цель данного урока?"

Отвечает, что согласно условию задачи он определил величину силы тока, а как найти сопротивление не знает.

"Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением?"

"Определить связь между этими величинами. "

Учитель более четко формулирует цель урока, записывает её на доске.

Изучение нового материала

"Чтобы достичь цели урока нам предстоит мысленно перенестись в век, в Германию в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудниками. Сегодня мы экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимости между физическими величинами. Во-первых, определим зависимость между силой тока и напряжением. Предложите схему электрической цепи и план исследования.

"Во сколько раз вы увеличили напряжение в первый раз (во-второй раз)? Во сколько раз увеличилась сила тока? Как в математике называется такая зависимость? Какой вывод можно сделать?"

Задаются аналогичные вопросы.

"Давайте подведём итог проделанной работе. Сформулируйте, как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на концах участка и его сопротивления".

Рисуют схемы возможных электрических цепей в тетрадях, один из учеников (по желанию) собирает электрическую цепь на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора "Электричество-1". Обсуждают, какой должна быть правильная схема и как менять напряжение на участке цепи. Собирают цепи, проводят измерения.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Формулируют закон.

Так как в наборе "Электричество" нерегулируемый источник питания на 4В и реостаты изучаются позднее, то предлагаю использовать пальчиковые элементы питания на 1,5В (3 шт. ). Включать сначала один, затем два ит. д. Чтобы соединять их друг с другом последовательно можно использовать трубочки изготовленные из плотной бумаги.

Аналогично исследуется зависимость силы тока от сопротивления проводника (для этого используются стандартные спирали из того же набора, их сопротивления отличаются в два раза. )

Учитель подчёркивает, что ученики на данном уроке подобно Георгу Ома были исследователями-первооткрывателями и самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики.

Закрепление.

Доделывают задачу, которая создала проблему. Решают задачи №3 и №4 (2 ученика самостоятельно у доски для проверки правильности применения закона).

Выполняют тест на том же листочке с таблицей.

Самопроверка теста.

Делают самооценку, записывая её рядом с ответами.

Учителю и ученикам легко проверить правильность выполнения теста, т. к. ответы читаются так: 1вариант -АББА

2 вариант -БАБА

Итог Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Сдают работы.

Приложение к плану-конспекту урока

Название ресурса Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация,

презентация,

видеофрагменты,

тест, модель и т. д. )

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ

к ЭОР

1

Электрические явления.

Закон Ома

интерактивные компоненты

демонстрационная графика

flash

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15. swf

2

Экспериментальная проверка закона Ома

интерактивные компоненты

демонстрационная графика

Компьютерная программа

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/cfebf60b-3c78-59eb-a84d-349093cb499d/00144677067127873. htm

3 Закон Ома

интерактивные компоненты

Видеофайл

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/375a6449-b193-4a67-8c61-94e314cf6b28/8_157. swf

4 Подборка задач «Закон Ома» 8 класс

интерактивные компоненты

интерактивный тест

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158. swf

5

Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

интерактивные компоненты

Интерактивная задача

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/669b795f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing. html

6 Электрические величины. Закон Ома

интерактивные компоненты

Модуль

http://fcior. edu. ru/card/14856/elektricheskie-velichiny-zakon-oma. html

7 Закон Ома для участка цепи

интерактивные компоненты

Модуль

http://fcior. edu. ru/card/6349/zakon-oma-dlya-uchastka-cepi. html

М. Н. Бухалова, МБОУ "Рабочеостровская СОШ", п. Рабочеостровск, Кемский район, Республика Карелия

Метки: Физика