Разработка открытого урока для первоклассников в рамках мероприятия «Шире круг»
Разработка открытого урока для первоклассников в рамках мероприятия «Шире круг»
Цели урока:
Образовательная: ознакомление учащихся с различными физическими явлениями,создание мотивации учебно -познавательной деятельности, формирование интереса к изучению физики.
Воспитательная: вовлечение детей во внеурочную деятельность, сплочение ученического коллектива и их родителей.
Развивающая: развитие памяти, мышления, внимания, развитие кругозора.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Демонстрация занимательных опытов
3. Завершение урока
Оборудование и материалы:
лист бумаги, стакан с водой
медицинская перчатка, насос Комовского, колокол стеклянный
свинцовые цилиндры, нож, штатив, набор грузов
круглодонная колба с пробкой, трубкой и зажимом, сосуд с подкрашенной жидкостью
яйцо, стакан с солёной водой, сосуд с водой
картонная коробка, штатив, сухое горючее, спички, стакан с водой
кусок хлопчатобумажной ткани, стакан со спиртом, пинцет, спички
вертушка из фольги, штатив, сухое горючее, спички
электрофорная машина, султаны электрические на подставках (2 шт. )
эбонитовая палочка, кусок шерстяной ткани, конфетти
электронный осциллограф, динамик
модели фонтанов – сообщающихся сосудов
Описание опытов:
Инерция
Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте стакан с водой. Свешивающийся конец листка возьмите в руку и резко выдерните его. При этом листок будет в руке, а стакан на столе. Проделайте то же самое, но медленно. Тогда стакан будет двигаться вместе с листом бумаги.
«Живая перчатка»
Медицинскую резиновую перчатку с небольшим количеством воздуха в ней плотно
перевяжите ниткой. Положите перчатку на тарелку под колокол и откачивайте воздух.
Перчатка начинает раздуваться и шевелиться. Она как будто «живая».
Притяжение молекул
Основания свинцовых цилиндриков зачистите ножом с прямым лезвием. Для успеха опыта поверхности оснований свинцовых цилиндров должны быть строго плоскими. Тогда большее число молекул одного цилиндра будет взаимодействовать с большим числом молекул другого цилиндра. Цилиндры приведите в соприкосновение, чуть поверните и сжимайте. Наблюдается их сцепление. Подвесьте цилиндры к штативу, постепенно и осторожно нагружайте их.
Вода в перевёрнутом стакане
Наполните до краёв стакан с водой и прикройте листком плотной бумаги. Переверните стакан, придерживая лист бумаги ладонью руки. Затем уберите руку. Вода из стакана не
выливается.
Фонтан
Возьмите круглодонную колбу (лучше большой ёмкости). В её горлышко плотно вставьте резиновую пробку с пропущенной через неё небольшой стеклянной трубкой. на стеклянную трубку наденьте резиновую, а на неё – винтовой зажим. Перед опытом колбу присоедините к насосу Комовского и откачайте воздух. Быстро зажмите резиновую трубку. Колбу отсоедините от насоса, и конец трубки опустите в стеклянную банку с подкрашенной жидкостью. Зажим снимите – наблюдается фонтан.
«Плавающее яйцо»
Опустите яйцо в стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Оно тонет. Затем
вливайте солёную воду, яйцо всплывёт.
Бумажная кастрюля
Из плотной бумаги сделайте коробку, налейте в неё воду и подвесьте над спиртовкой.
Вода нагревается, а коробка остаётся целой.
Негорящий платок
Носовой платок смочите водой (о чём присутствующим можно пока не говорить), облейте спиртом и подожгите. Через некоторое время пламя потухнет, а платок останется целым.
Вертушка
В лапе штатива укрепите вертушку из фольги. Под неё установите спиртовку и зажгите
её. Вертушка начнёт вращаться.
«Гром и молния»
Полюса электрофорной машины соедините с султанами и зарядите их за счёт
вращения дисков машины. Разрядите машину соединением полюсов. Между полюсами
будет наблюдаться искровой разряд и слышен треск.
«Волшебная палочка»
Возьмите эбонитовую палочку, потрите её о кусок шерстяной ткани. Поднесите к
маленьким листочкам бумаги, они притянутся.
Опыт с электронным осциллографом
К зажимам У-входа подключите динамик и поставьте его на стол. Получите на экране
осциллографа горизонтальную развёртку луча. Попросите одного из детей подойти к
динамику и прочитать стих или спеть песню. На экране можно пронаблюдать, как
«выглядит» голос ученика.
Фонтаны руками детей
Демонстрируется работа фонтанов – сообщающихся сосудов, изготовленных детьми.
Е. А. Морщакина, МАОУ "Гимназия №30", г. Магадан
Метки: Физика