Сила трения – 7 класс
Сила трения – 7 класс
Форма учебного занятия: комбинированный урок с фронтальным экспериментом.
Цели урока
Учащиеся должны:
– знать, что такое трение (как явление), какие виды трения существуют; приводить примеры полезного и вредного влияния трения, способы его увеличения и уменьшения;
– оценить свои умения применять знания о силе трения к объяснению характера движения тел, применять знания и умения, полученные на уроке, к решению физических задач, измерять силу трения; скольжения; усвоить характерные особенности силы трения.
Задачи урока
1. Образовательные:
Показать значение средств экспериментального исследования (приборов) в процессе познания. Дать знания о величинах, характеризующих взаимодействие тел, представление о трении как физическом явлении.
Доказать, что между молекулами существует притяжение и отталкивание. Обосновать связь между силой трения и весом тела. Объяснить природу сил трения, причину их возникновения.
Познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений, с методами измерения силы трения. Показать, что взаимодействие тел является неотъемлемым свойством материальных объектов. Расширить и уточнить знания о природе силы трения и способах ее изменения.
Продолжить работу по формированию умений (научить) работать с рисунками и заданиями учебника, приводить примеры изменения скорости тел под действием силы трения.
Начать работу по выделению узловых вопросов изучаемого материала и составлению плана прочитанного текста. Сформировать умения подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.
2. Воспитательные:
Подчеркнуть взаимосвязь силы трения с весом тела как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений, противодействующие стороны в явлении трения и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения на примере проявления закона единства и борьбы противоположностей (попытка сдвинуть тело приводит к возникновению силы трения – препятствует движению), взаимосвязи явлений.
Познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира. Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели взаимодействующих твердых тел, значение причинно-следственных связей в познании явлений и роль этих взаимосвязей для науки и техники.
Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
3. Развития мышления:
Познакомить со структурными элементами приема обобщений. Описать образование явления большего или меньшего трения. Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях (придумать подпись к рис. 41. )
Работать над формированием умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей, объяснять действие силы трения на груз (рис. 40), сравнивать явления, делать выводы и обобщения (сравнить трение между грузами и лентой транспортера, лентой транспортера и катками (№5, с. 43).
Постановка задачи урока и формулировка темы
Основное содержание урока
Сила трения покоя, ее зависимость от . . . Сила трения скольжения, ее зависимость от . . . Сила трения качения, ее зависимость от . . . Измерение силы трения скольжения. Трение в природе и технике. Способы изменения силы трения.
Оборудование: динамометры, набор тел, набор "поверхностей".
Решение задач типа № 319, 322, 328, 332 (В. И. Лукашик).
Демонстрации: измерение силы трения при движении бруска по столу, сравнение силы трения скольжения с силой трения качения, сравнение силы трения с весом тела (экспериментальная задача), способы увеличения (уменьшения) трения, подшипники; опыт с двумя гладкими чистыми стеклами (можно с водяной пленкой между ними).
Вопросы для контроля уровня усвоения УМ
1. Шарик толкнули, он покатился и остановился. Почему?
2. Маятник толкнули, он покачался и остановился. Почему?
3. При каком условии возникает сила трения? (Причины. )
4. Сформулируйте своими словами определение силы трения.
5. Как зависит сила трения от качества поверхностей? Приведите примеры.
6. Какова роль межмолекулярных сил в явлении трения? Приведите опытное доказательство.
7. Какие виды трения вам известны? Сравните их по величине сил трения.
Задания для расширения и углубления УМ
1. Проиллюстрируйте рисунками (предложите модели) не только виды трения на примерах простых механизмов (что довольно просто), но и причины возникновения трения (механизм трения).
2. Систематизация УМ через построение и заполнение блок-схемы:
Сила трения
Трение покоя Трение скольжения Трение качения
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Целесообразно данное задание поручить выполнять группам учащихся, а результаты работы презентовать на доске (плакатах). Поставить вопросы (задания) группам (план презентации поручить разработать самостоятельно):
1. Какое трение иллюстрирует данный рисунок?
2. Как зависит величина силы трения от ?
3. Какие способы уменьшения (увеличения) силы трения можно реализовать в вашей установке и т. д. ?
Вопросы для обсуждения
1. Рассмотрите вопросы, касающиеся измерения сил трения в различных ситуациях (движение бруска по поверхности стола, качение колеса и т. д. )
2. Рассмотрите способы изменения величины силы трения и приведите примеры.
3. Сделайте выводы о факторах, влияющих на величину силы трения (площадь поверхностей соприкасающихся тел, скорость их взаимного перемещения, сила "прижима" друг к другу и т. д. )
4. Постройте график зависимости силы трения от веса тела. Проанализируйте вид графика, его наклон, характер. Спрогнозируйте вид графика, на котором одна из осей – скорость движения взаимодействующих поверхностей тел.
5. На веревке подвешено ведро с водой (песком). Раскручено вокруг своей оси. Почему вращающееся ведро, наполненное водой, вы легко и быстро остановите, стиснув его ладонями рук, а то же ведро, наполненное влажным песком (вес песка равен весу воды), вы не сможете остановить сразу, и ваши руки начнут вращаться вслед за ведром?
Проблемы
Дано: листок из ученической тетради или прямоугольный кусок какой-либо бумаги, размером примерно 21х17 см.
1. Как, не изменяя его формы и веса, можно получить разные скорости его падения на стол? Почему? Опускать его следует с высоты примерно 50 см над столом.
2. Почему, если опускать листок с высоты примерно в 125 см, то он начинает падать зигзагообразно или даже еще более прихотливо?
3. Как сделать, чтобы листок с любой высоты падал по вертикали, если изменить его вес и не изменять форму?
Домашнее задание
А) § 16, 17. Б) А+ задача № 55. В) Б+ задача № 56.
Экспериментальное задание:
- Спроектируйте эксперимент, иллюстрирующий зависимость силы трения от качества поверхности. Оцените (сравните) силы трения с помощью подручных средств.
- Составьте кластер: «+» и «-» проявления силы трения.
Г. М. Фролова, МКОУ "Масловская СОШ", п. Воронежский, Новоусманский район, Воронежская область
Метки: Физика