Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник
Цели урока:
- сформировать у учащихся представления о колебательном движении; свободных колебаниях и колебательных системах; изучить свойства маятников.
- сформировать познавательный интерес к теме «Колебания».
- развитие познавательной, информационно– коммуникативной и рефлексивной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
- Объяснение новой темы:
- Колебательное движение– вид неравномерного движения. Давайте вспомним , что мы знаем о неравномерном движении. Вопросы: а) По каким признакам можно судить о неравномерности движения тела? б) Какими может быть траектории при неравномерном движении? в) Какими величинами характеризуется неравномерное движение?
- Внимательно посмотрим на движения и ответим: являются ли они неравномерными?
- Найдите различия и сходства между этими движениями.
- Явление повторяемости движения выражают словом «периодично».
- Мы изучили вид неравномерного движения– движения по окружности. Повторяемость или периодичность тоже присутствовала, но движение не является колебательным. Постарайтесь ответить– почему?
- Используя два последних абзаца на странице 88 сформулируйте основные признаки, характерные для колебательного движения.
И так сделаем выводы. А) Колебательное движение периодично и промежуток времени, через который движение повторяется и называется периодом колебаний; б) За период тело проходит дважды положение равновесия ( в противоположных направлениях).
Более подробно познакомимся величиной, характеризующую колебательное движение– периодом колебаний. Страница 94 ( первые два абзаца).
- Самостоятельная работа учащихся по изучению темы по карточке 1.
- Самостоятельная работа по изучению периода колебаний по карточке 2.
- Тест.
- Домашнее задание: § Упражнение 23 (2)
Приложения:
Карточка 1.
- Динамика объясняет причины движения. По рисунку 49 объясните причину колебательного движения. (Можете пропустить при затруднений).
- Запишите, какие колебания называются свободными, какие системы называются колебательными? (Страница 90).
- Приведите примеры колебательных систем.
- Запишите, что такое маятник?
- Закрепление. Внимательно прочтите текст, приведенный ниже.
- Колебательное движение. Или просто колебания– это движения, которые почти или полностью повторяются через определенный интервал времени;
- Общая черта разнообразных движений– их периодичность; (за период тело проходит дважды положение равновесия)
- Свободные колебания– это колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии; (сообщенному при однократном воздействии внешней среды)
- Системы тел, которые способны совершать свободные колебания называются колебательными;
- Маятник– твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.
Карточка 2.
Техника безопасности при проведении опытов.
- Не растягивайте пружину больше, чем на 4 см.
- Уважайте мнение товарища, достойно отстаивайте свое мнение.
Инструкция для опыта по установлению зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.
- Подвесьте на пружины различной жесткости (k1k2) два тела равной массы (m1=m2).
- Оттяните грузы вниз примерно на одинаковую длину от положения равновесия и отпустите одновременно.
- Заметьте, какой из грузов имеет больший период «Т»
- Запишите вывод в таблицу: (Сравните Т1 и Т2, и закончите предложение словами либо «больше», либо «меньше»)
Пружинный маятник | |
k1k2 | Т1 Т2 |
Чем больше жесткость пружины, тем период колебаний ____. . |
Тест.
«Колебательное движение. Колебательные системы»
- Тела могут совершать колебания, если ____________. .
- Общая черта для любого колебательного движения _____.
- Охарактеризуйте период колебательного движения по схеме:
Определение периода __.
Единица периода в СИ __
Способы измерения периода __
__. .
- Свободными колебаниями называются колебания, ___. .
- Колебательная система, это___.
- Маятником называется _____.
З. А. Алибаев, МБОУ "Аллабердинская СОШ" Тюльганского района Оренбургской области
Метки: Физика