Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Конспект урока физики "Свободные электрические колебания. Колебательный контур"; 11 класс

Конспект урока физики "Свободные электрические колебания. Колебательный контур"; 11 класс

Конспект урока физики "Свободные электрические колебания. Колебательный контур"; 11 класс

Используемые технологии

: урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

Форма урока : комбинированный

Цель урока: Сформировать понятие колебательного контура и объяснить преобразование энергии в нём.

План урока:

  1. Организационный момент.

Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление изученного материала
  3. Применение нового знания.
  4. Рефлексия. Домашнее задание, подведение итогов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

физика

Класс

11

Тема урока

Колебательный контур. Превращение энергии в колебательном контуре.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ввести понятие колебательного контура. Показать взаимосвязь между параметрами колебательных электрических систем и механическими колебаниями. Выяснить этапы превращения энергии в колебательном контуре.

развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы)

воспитывать умение работать в микрогруппах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Решаемые учебные проблемы

Передача речи на большие расстояния при помощи мобильных телефонов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Колебательный контур, гармонические колебания, электрические колебания

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедиа проектор, интерактивная доска

Образовательные интернет-ресурсы

ЭОРы с федерального сайта образовательных ресурсов:

1. http://physik. ucoz. ru/load/flehsh_animacii/mekhanika/interaktivnyj_risunok_quot_kolebanija_gorizontalnogo_majatnika_quot/22-1-0-207

2. http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/88e6eb49-5eb3-40b3-90b0-5c833b3353dc/9_61. swf

Оборудование, используемое на уроке

Источник постоянного тока, лампа на 2,5 В (3,5В), конденсатор 4700 мкФ, катушка, ключ, соединительные провода, пружинный и математический маятник.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность (мин. )

1 ЭТАП. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мы начнём с того, что вам запрещают обычно делать на любом занятии.

Достаньте, пожалуйста, мобильные телефоны. Какая основная их функция?

А вы задумывались над тем, как передаёт телефон вашу речь на такие огромные расстояния?

Что представляет из себя антенна?

Значит я сейчас возьму антенну(провод) и буду разговаривать с Санкт– Петербургом?

А давайте вспомним, как передаётся звук, ну хотя бы здесь в классе. Какое основное условие для передачи звука?

Что происходит с частицами вещества при передаче звука?

А почему нельзя речь передать без технических устройств на большие расстояния?

Конечно мобильный телефон это сложный в устройстве прибор на сегодняшний день. Но и он сделан человеком.

Поэтому вы в состоянии разобраться в его устройстве.

А начнем мы с того, что я сегодня услышала в ваших ответах на мои вопросы.

Так каким же образом передаётся звук от меня к вам?

А к какому типу физических явлений относятся колебания (движения) частиц в веществе?

А какие явления мы изучаем с вами достаточно продолжительное время?

Как вы думаете, о чем же сегодня на уроке мы будем говорить?

Итак, тема нашего урока: (может кто-то сформулирует сам) Свободные электрические колебания в колебательном контуре. Превращение энергии в колебательном контуре.

Для того, чтобы разобраться с электрическими колебаниями, давайте вспомним механические колебания.

Какие колебания называют свободными?

В каких колебательных системах они происходят?

( на столе происходят колебания тела на пружине, и на нити).

Какие колебания называют гармоническими?

Как происходит изменение энергии при колебаниях пружинного маятника?

(Ресурс 1) http://physik. ucoz. ru/load/flehsh_animacii/mekhanika/interaktivnyj_risunok_quot_kolebanija_gorizontalnogo_majatnika_quot/22-1-0-207

Запишите формулы для кинетической энергии и потенциальной энергии пружины.

У вас на столе табличка 1 а, в которую нужно записать, как изменяется (↑ ↓) кинетическая и потенциальная энергия при колебаниях в определённые промежутки времени.

(Выводит таблицу на экран).

А что можно сказать про полную энергию при колебаниях.

ФИЗПАУЗА

Отвечают на вопросы:

Передавать речь.

При помощи антенны.

(Не знаем. Провод и т. д. )

Нет. Не получится.

Наличие среды, вещества. Без вещества звук нельзя передать.

Частицы совершают колебания.

Колебания затухают.

При помощи колебаний частиц воздуха (вещества, среды).

Механические явления.

Электрические, магнитные (другие ответы).

О колебаниях, об электрических колебаниях, о магнитных колебаниях (принимаются разные ответы)

Электрические колебания (принимаются различные ответы). Дети записывают тему в тетради.

Колебания тела, однократно выведенного из положения равновесия.

Колебания, происходящие по закону синуса или косинуса.

Смотрят анимацию.

Записывают формулы на доске.

Заполняют таблицу на карточке.

Поясняют таблицу.

Полная энергия сохраняется.

Выполняют упражнения под музыку.

12 мин

3 мин

2 ЭТАП. Изучение нового материала:

14 мин

Каким же способом нам создать электрические колебания?

Где они могут происходить, в какой колебательной системе?

Давайте посмотрим следующий опыт.

Возьмем конденсатор и зарядим его от источника постоянного тока. Потом переключим его на лампу. Почему лампа вспыхивает?

Как мне снова заставить лампу загореться?

Это колебания? Свободные?

А если я вместо лампы поставлю катушку? Давайте посмотрим, что произойдет на экране.

(Ресурс2) http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/88e6eb49-5eb3-40b3-90b0-5c833b3353dc/9_61. swf

Система, в которой возникают колебания, называется колебательный контур. Он состоит из последовательно соединенных катушки и конденсатора.

А теперь давайте разберёмся, какая энергия, в какую преобразуется при колебаниях в контуре.

Вспомните формулу электрической энергии конденсатора и магнитной энергии катушки.

Вам нужно заполнить таблицу1 б, в которую нужно записать, как изменяется (↑ ↓) магнитная и электрическая энергия при колебаниях в определённые промежутки времени.

Для этого вы должны ответить на вопросы, используя текст.

( Каждая группа работает над таблицей 1б).

А теперь обменяйтесь табличками и проверим, что у вас получилось.

Выводит таблицу на экран.

Все правильно заполнили? У кого возникли трудности?

Идет ток.

Снова зарядить конденсатор и потом подключить лампу.

Возникают колебания

Нарисовать колебательный контур.

Записывают формулы электрической энергии конденсатора и магнитной энергии катушки.

Работают с текстом учебника (опорный конспект – Приложение1. ), заполняют таблицу.

Обмениваются и

проверяют правильность заполнения.

3 ЭТАП. Закрепление изученного материала.

9 мин

Предлагает решить задачу из задачника № 8. 56

Решают задачу из задачника

4 ЭТАП. Применение нового знания

3 мин

Вернёмся к вашим мобильным телефонам, а то они что-то заскучали без вас. Как вы думаете, какое же устройство есть в телефоне для создания электрических колебаний?

Какие преобразования энергии в нём происходят?

А что может представлять собой антенна?

Это тоже колебательный контур, но он исполняет несколько другую функцию и имеет изменённый вид. Об этом речь пойдет на следующих уроках.

Колебательный контур.

Превращение электрической энергии в магнитную энергию.

Не знаем.

5 ЭТАП. Рефлексия. Домашнее задание.

4 мин

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Кому сегодня было нетрудно на уроке? Кто испытал затруднения? Кто ничего не понял из сегодняшней темы? Как бы вы сегодня оценили свою работу на уроке? А кто, по вашему мнению, сегодня на уроке заработал отличную отметку, отметку «хорошо»?

Домашнее задание: Записи в тетради, выучить формулы, объяснять превращение энергии в колебательном контуре, повторить тему: «Механические колебания. Период колебаний математического и пружинного маятника». Решить задачу № 8. 57 из задачника.

Дети высказывают свои мнения

Записывают задание в дневники.

Таблица 1 (а) Механические колебания

Горизонтальный пружинный маятник (в момент t = 0 максимально отклоняем из положения равновесия).

Кинетическая энергия. Ек

0

(max)

0

max

0

Потенциальная энергия. Еп

(max)

0

max

0

max

Полная энергия E

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Время колебаний, t

0

0

t = T/4

T/4

t = T/2

Т/2

t =3T/4

3Т/4

t = T

Таблица 1 (б) Электрические колебания

Колебательный контур ( в момент t = 0 заряжаем конденсатор).

Магнитная энергия катушки.

Wм

0

(max)

0

max

0

Электрическая энергия конденсатора Wэ

(max)

0

max

0

max

Полная энергия контура

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Время колебаний, t

0

0

t = T/4

T/4

t = T/2

Т/2

t =3T/4

3Т/4

t = T

Таблица 1 (а). Механические колебания

Горизонтальный пружинный маятник (максимально отклоняем из положения равновесия).

Кинетическая энергия. Ек

0

Потенциальная энергия. Еп

Eп

(max)

Полная энергия E

Еп + Ек = const

Не изменяется

Время колебаний, t

0

0

t = T/4

T/4

t = T/2

Т/2

t =3T/4

3Т/4

t = T

Таблица 1 (б). Электрические колебания

Колебательный контур (заряжаем конденсатор).

Магнитная энергия катушки.

Wм

0

Электрическая энергия конденсатора Wэ

(max)

Полная энергия контура

Wм + Wэ= const

Время колебаний, t

0

0

t = T/4

T/4

t = T/2

Т/2

t =3T/4

3Т/4

t = T

Метки: Физика