Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках физики с дополнительной литературой

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках физики с дополнительной литературой

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках физики с дополнительной литературой

1. Задача современного профессионального учреждения– подготовить конкурентно способного специалиста, способного принимать самостоятельные решения. Научить мыслить и действовать самостоятельно можно и на уроках общеобразовательных дисциплин при правильной организации учебного процесса и увеличения доли самостоятельной работы в нем.

Не секрет, что наши учащиеся не любят самостоятельные работы, и не потому что не могут их выполнить, а потому, что бояться ошибиться. Мои наблюдения за учениками иллюстрируют их нацеленность только на правильные ответы, решения, а ошибки воспринимаются не как стимулы для дальнейшей работы над собой, над материалом темы, а как «преступление» или путь к самоуничижению. Именно здесь проявляется их любовь к замазке, которая прививается еще в школе, а в колледже перерастает из способа борьбы за аккуратность в метод скрывания ошибок. Но «замазать» можно не любую ошибку.

Современные обучающиеся не любят читать, а если уточнить – они не могут читать вслух так, чтобы их понимали другие, уже не говоря о том, что плохая техника чтения полностью отключает понимание прочитанного. Большой объем параграфа учебника вызывает панику. В предложении из 15-20 слов нет пауз, логических интонационных ударений, поэтому и нет восприятия смысла нового материала. Проверка показывает, что многие обучающиеся не могут повторить прочитанное, рассказать, что поняли, составить рассказ даже по картинке. Из этого следует, что и на уроках физики нужно формировать общеучебный навык работы с литературой, с материалом учебника. В данной работе показаны несколько способов организации самостоятельной работы с учебником на уроках физики. Тема актуальная, поэтому она и выбрана для методической разработки.

При организации самостоятельной работы с учебником я предлагаю работу с графическим органайзером – заполнение логической таблицы. В этой работе нет монотонного переписывания, а больше чтения, работы с текстом параграфа и нахождения необходимой информации для таблицы и ее анализа. Приведу несколько примеров.

2. При изучении темы «Основы молекулярно-кинетической теории» изучается природа броуновского движения. При объяснении этого материала преподаватель на доске рисует и последовательно заполняет таблицу. По окончании объяснения обучающиеся переписывают таблицу в тетрадь, а затем можно говорить и о броуновском движении и о том– как идет процесс познания, каким законам оно подчиняется ( от простого созерцания к созданию научной теории и проверке этой теории на практике).

ГОД

УЧЁНЫЙ

ЧТО СДЕЛАЛ

1827

Р. Броун

Впервые наблюдал движение

1905

А. Эйнштейн

Создал теорию броуновского движения на основе МКТ

1906-1913

Ж. Перрен

Экспериментально подтвердил теорию

ОПЫТ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Использование этой таблицы экономит время, систематизирует информацию, облегчает запоминание.

В данной теме при изучении межмолекулярного взаимодействия и внутреннего строения вещества обучающимся предлагается прочитать параграфы 59,60 и заполнить таблицу. Она представлена ниже.

Таблица развития навыков систематизации знаний по теме:

«Агрегатные состояния вещества».

газ

жидкость

твердое тело

1. Расстояние между молекулами (в сравнении с их размерами).

2. Каково взаимодействие между молекулами?

3. Каков порядок расположения молекул?

4. Каков характер движения молекул?

5. Какие свойства(объем, форма) имеют и сохраняют?

Сделать вывод:

Она в готовом виде выдается обучающимся и рисуется на доске для заполнения ответов при фронтальном обсуждении итогов работы группы. Эта работа позволяет получить отметку каждому, что способствует хорошей накопляемости отметок. При заполнении таблицы формируются навыки просмотрового чтения-учащиеся бегло читают текст и выписывают необходимую информацию, которая в учебнике представлена не в последовательном для заполнения таблицы виде, а в логическом изложении материала. Выполняя это задание, учащиеся самостоятельно работают с текстом, анализируют, коротко формулируют информацию для записи, делают выводы. Преподаватель осуществляет помощь и контроль. Если ответ в таблице длинный, расплывчатый, это обсуждается, обучающийся нацеливается на правильную формулировку или вывод. После анализа материала таблицы обучающимся предлагается сделать вывод– от чего зависит внутреннее строение вещества? При последующем опросе по материалу данного урока обучающимся можно предложить дать полные, развернутые ответы, используя таблицу. Это способствует лучшему закреплению знаний, развитию речи.

При изучении свойств кристаллических и аморфных тел обучающиеся заполняют сравнительную таблицу их свойств по материалам параграфов 75,76 «Физика-10».

Таблица развития навыков систематизации знаний по теме:

« Кристаллические и аморфные тела».

кристаллические

аморфные

Внутреннее расположение атомов

Свойства:

1. Анизотропия

2. Внешняя форма

3. Температура плавления

4. Текучесть, упругость

5. Кристаллизация

6. Модификации

7. Примеры

Вывод:

Работа с этой таблицей требует логического домысливания, например, в учебнике подробно описывается анизотропия кристаллов, а про аморфные тела сказано, что все они изотропны. А в таблицу надо вписать – есть ли у аморфных тел анизотропия? Здесь многие испытывают затруднения. Или – подробно излагается в учебнике про размягчение аморфных тел при небольшом нагревании, а нужно сделать вывод про их температуру плавления. А про температуру плавления кристаллов информации нет совсем, но обучающиеся знают, что у каждого металла или льда есть фиксированная температура плавления. Этих знаний достаточно, чтобы сделать правильный вывод. Но иногда никто не может справиться с этим вопросом, тогда можно предложить открыть таблицу температур плавления твердых тел в сборнике задач и сделать вывод о температуре плавления кристаллов, а потом – сделать вывод об аморфных телах. Такие логические задачи приходится решать при сравнении кристаллических и аморфных тел.

На втором курсе работа с таблицей проводится по теме: «Распространение радиоволн» («Физика-11»§ 55).

Таблица развития навыков систематизации знаний по теме:

« Распространение электромагнитных волн».

Свойства волн

Длинные

Короткие

Ультракороткие

Длина

Как распространяются в атмосфере?

Какой вид радиосвязи осуществляют?

Помехи:

Значительно поглощаются Землей и ионосферой.

Cпособность отражаться и поглощаться меняется от времени суток и времени года. Высота ионосферы ночью и зимой выше, именно поэтому она меньше мешает радиосвязи.

Материал хорошо укладывается в сравнительную таблицу, но работать надо со всем параграфом, т. к. изложение идет по логике рассказа, а не по логике сравнения, которая присутствует в таблице. В учебнике нет четкой информации о помехах для радиоволн короткого и ультракороткого диапазонов. Этот материал излагает преподаватель, а затем он вписывается в таблицу.

При изучении темы «Виды излучений. Источники света» §81 (11класс) обучающимся предлагается самостоятельно изучить материал и заполнить таблицу.

После этого легко провести анализ способов возбуждения атома, механизмов возбуждения и т. д. Более подготовленные обучающиеся это могут сделать самостоятельно, с опорой на материал таблицы.

Данные примеры не исчерпывают все возможности самостоятельной работы с таблицей на уроках физики, но здесь приведены примеры, которые требуют сравнения, сопоставления, т. е. развивают логическое мышление.

Работа с таблицей позволяет реализовать и межпредметные связи и связь со специальными предметами, такими как «Товароведение», «Технология розничной торговли». Например, при изучении вопроса «Влажность воздуха» можно предложить вспомнить при какой влажности нужно хранить хлеб, муку, другие бакалейные товары, сыры, овощи и фрукты, а затем оформить эти данные в виде таблицы. При изучении строения вещества мы повторяем явление диффузии, а оно связано с «товарным соседством». Можно разобрать интересные примеры и оформить их в виде таблицы.

В заключении можно отметить, что такая форма работы положительно воспринимается обучающимися, они в работе самостоятельны и активны. При этом работа преподавателя сводится к консультированию по отдельным вопросам.

3. Внеклассная работа по физике и астрономии требует умения написать реферат. Обучающиеся думают, что любой материал, списанный из энциклопедии или из Интернета, является рефератом. Обучающимся приходится объяснять признаки реферата.

Реферат не копирует дословно фрагменты первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст; он является результатом осмысления и связи идей, содержащихся в прочитанных источниках.

Реферат должен иметь вид законченного целостного произведения. Он содержит введение, основную часть, заключение.

Во введении обосновывают выбор темы, дают краткую характеристику источников, раскрывают цели и задачи реферата. В основной части реферата кратко передают содержание исходных текстов. Материал излагают по разделам, где раскрывается своя проблема или разные стороны проблемы. Здесь указывают пути и методы ее решения, достигнутые результаты, отмечают наличие разных точек зрения на проблему. В основной части материал иллюстрируют графиками, рисунками, диаграммами. Если материал большой, то его делят на блоки, которые можно озаглавить. В заключении автор делает свои выводы по изучению проблемы, ее актуальности, о перспективах исследования. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Рефераты можно классифицировать по числу источников: монографический, написанный на основе одного источника; обзорный, созданный на основе нескольких исходных источников, объединенных одной темой.

Оформление реферата требует наличия титульного листа, плана, блока главной информации и списка использованной литературы.

Хотелось бы отметить, что раньше, когда доклады и рефераты писались от руки, обучающиеся глубже вникали в материал, перерабатывали его, а сейчас просто приносят материалы из Интернета, даже не прочитав его до конца. Если материал очень объемный, то обучающимся предлагается выделить самые интересные факты и рассказать о них на уроке.

Материал данной методической разработки написан, как результат личного опыта, а разработанные таблицы могут быть полезны для работы любого преподавателя.

Метки: Физика