Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Методические рекомендации по профедению фронтальных лабораторных работ по физике в 7-11 классах

Методические рекомендации по профедению фронтальных лабораторных работ по физике в 7-11 классах

Методические рекомендации по профедению фронтальных лабораторных работ по физике в 7-11 классах

Лабораторный эксперимент является одним из основных методов обучения физике в общеобразовательных учреждениях. В учебном процессе он выполняет три основных функции:

– является источником новых знаний, фундаментальным основанием теорий;

– средством наглядности, «живым созерцанием», иллюстрацией изучаемых явлений;

– критерием истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.

Кроме того, лабораторный эксперимент является эффективным средством воспитания и развития учащихся; развития у них физического мышления, познавательной самостоятельности, творческих способностей, интеллектуальных и практических умений.

Лабораторные работы соответствуют основным дидактическим принципам обучения: принципам сознательности, творческой активности, самостоятельности учащихся, развивающего обучения, дифференцированного подхода к учащимся, соответствия содержания возрастным особенностям учащихся, прочности усвоения знаний и умений.

Лабораторные работы можно классифицировать по разным признакам: по содержанию учебного материала,

формам организации,

виду руководств,

времени и месту выполнения,

дидактическим целям и задачам,

виду деятельности учащихся и учителя и др.

Наиболее применяемые для базового уровня обучения физики (для общеобразовательных школ, гимназий)

По содержанию учебного материала: наблюдение физических явлений и процессов, измерение физических величин, изучение зависимостей между физическими величинами и др.

По формам организации: под руководством учителя класс выполняет одни и те же работы, пользуясь одинаковым и простым оборудованием.

По виду руководства: при устном руководстве учителя и по письменным инструкциям.

По дидактическим целям и задачам: изучение нового учебного материала (приобретение новых знаний); повторение, обобщение, систематизация ранее изученного учебного материала; формирование экспериментальных знаний и умений учащихся и их применение.

По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивные, иллюстративные, частично– поисковые, исследовательские.

Лабораторная работа предполагает выполнение следующего:

1. Формулировка цели выполняемой работы.

2. Выбор и указание в отчете необходимого при работе оборудования.

3. Запись результатов измерений в таблице.

4. Обработка результатов измерений в виде расчетов, графиков.

5. Расчет погрешностей измерений.

6. Выводы по итогам выполненной работы.

Перед проведением лабораторной работы учащихся необходимо познакомить с техникой безопасности при выполнении данной работы.

Для каждой лабораторной работы необходимым условием является составление отчета. Это имеет важное значение для формирования у учащихся обобщенных умений по описанию физического эксперимента, проверки выполнения работ и оценки знаний и умений учащихся. Форма и содержание отчета зависит от вида лабораторной работы. В большинстве случаев достаточно иметь:

1) название лабораторной работы;

2) цели работы;

3) перечень основного оборудования (измерительных и других приборов);

4) краткое описание способа измерений и измерительной установки, сопровождаемое схематическим чертежом, рисунком, электрической или оптической схемой и расчетными формулами;

5) запись результатов измерений, вычислений и вывод.

8 класс.

Лабораторная работа №5.

« Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных последовательно соединенных участках».

Цели работы:

1)научиться собирать простейшие электрические цепи по схеме;

2)научиться измерять силу тока амперметром;

3)убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова ( с учетом погрешностей измерений).

Приборы и материалы: источник питания постоянного тока, лампочка на подставке, ключ замыкания тока, соединительные провода, амперметр для постоянного тока (ц. д. 0,05А; предел измерений 2А).

Схему для сборки электрической цепи учащиеся должны нарисовать самостоятельно.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный

Ход работы:

Предполагает для каждого опыта нарисовать исследуемую схему электрической цепи , показать на ней направление тока и рядом записать показания прибора с учетом погрешности измерений

Опыт №1

Схема электрической цепи Цена деления

Показания

Опыт №2

Схема электрической цепи Цена деления

Показания

Опыт №3

Схема электрической цепи Цена деления

Показания

Вывод:

(Примерный бланк отчета)

9 класс.

Лабораторная работа №3.

« Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

( работа выполняется по описанию в учебнике на с. 275-278)

Цель работы: выяснить как зависит период и частота нитяного маятника от его длины.

Оборудование: штатив лабораторный с муфтой и лапкой; груз с прикрепленной к нему нитью, протянутой сквозь кусочек резины ( с помощью иголки, для быстрого и точного установления длины маятника); секундомер; линейка.

Характер познавательной деятельности: исследовательский

Таблица результатов измерений и вычислений:

№ п/п

Длина маятника L,см

Число полных колебаний, N

Время t,с

Период T,с

Частота v,Гц

1.

2.

3.

4.

5.

Вычисления:

Т= t/N

Вывод:

Дополнительное задание:

T2/T1=

T3/T1=

T4/T1=

T5/T1=

L2/L1=

L3/L1=

L4/L1=

L5/L1=

Вывод:

( Примерный бланк отчета)

Проверка и оценка экспериментальных знаний и умений учащихся.

Результат деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ оценивают на основе трех основных критериев:

1) степень подготовленности и самостоятельности при выполнении лабораторных работ;

2) знание учебного материала, уровень экспериментальных знаний и умений, правильность полученных результатов наблюдений, измерений и выводов;

3) содержание и качество отчета.

Подробное содержание каждого критерия необходимо предварительно объяснить учащимся. При этом особое внимание следует уделить раскрытию содержание уровня экспериментальных знаний и умений учащихся 7-8 и 9-11 классов, которыми они должны овладеть в процессе выполнения различных лабораторных работ и каждой из них в отдельности.

Примерные уровни знаний и умений учащихся по физическому эксперименту:

№п/п

Знания и умения учащихся по физическому эксперименту

Классы

1 уровень

Знания

1

Цель и ход наблюдений, измерений или опытов

7-11

2

Название и назначение приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты

7-11

3

Условные обозначения электрических приборов

8-11

4

Правила безопасности труда

7-11

Умения

1

Читать и вычерчивать простые схемы электрических цепей

8-11

2

Собирать простые установки для выполнения наблюдений, измерений или опытов по их схемам или рисункам с помощью учителя

7-11

3

Выполнять простые наблюдения, опыты или прямые измерения по подробной письменной или устной инструкции с показом отдельных операций учителем

7-11

4

Пользоваться измерительными приборами: определять цену деления шкалы, пределы измерения, снимать показания и др.

7-11

5

Вычислять искомые величины при косвенных измерениях

7-11

6

Записывать результаты прямых и косвенных измерений с указанием единиц измерения

7-11

2 уровень

Дополнительно к 1 уровню

Знания

1

Правила обращения с приборами

7-11

2

Способы измерения данной физической величины

7-11

Умения

1

Самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения по краткой письменной или устной инструкции

7-11

2

Пользоваться справочными таблицами физических величин

7-11

3

Самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы

7-11

4

Составлять краткий отчет о проделанной работе

7-11

3 уровень

Дополнительно к 1 и 2 уровням

Умения

1

Объяснять наблюдаемые физические явления

7-11

2

Составлять отчет о работе (с таблицами, графиками, чертежами и рисунками)

9-11

3

Владеть культурой учебного труда

7-11

Метки: Физика