Проект "Консервирование помидоров: физические и химические процессы". Часть 1
Проект "Консервирование помидоров: физические и химические процессы". Часть 1
Цели проекта:
– Проследить исторический опыт человечества по консервации продуктов питания и выяснить природу этого явления;
– Установить связь кулинарного процесса с науками: физика, химия и ОБЖ, валеология;
– Разработать рекомендации любителям консервировать фрукты и овощи;
– Разработать книгу рецептов консервирования овощей;
– Произвести интересные расчеты и вычисления за рамками изучаемых в курсе физики.
Оборудование и материалы, необходимые в работе: мультимедийный проектор, экран, презентации и таблицы, книга рецептов, помидоры, пустые банки, закаточная машина, крышки для консервирования.
Суть проекта состоит в следующем:
– В классе создаётся команда.
– Внутри команды чётко распределяются обязанности согласно Положению (в принципе одну должность могут занимать несколько человек, кроме капитана, конечно).
– Команда выбирает себе объект для моделирования и сообщает об этом руководителю проекта (в нашем проекте были выбраны модели маринада для консервации овощей).
– Каждый член команды начинает набирать материал по своей теме, причём всё время обменивается полученной информацией с другими членами команды, т. к. она может оказаться необходимой для их работы.
– Весь наработанный материал представляется к заранее оговорённому сроку на предварительную защиту (примерно через месяц после начала проекта), цель которой – скорректировать работу команды в целом перед основной защитой.
– Защита моделей проходить в один этап,
Проект проводится как минимум в течение месяца (, т. к. он требует серьёзной подготовки: поиск материала, создание модели, подготовка доклада. Задача руководителя проекта ( учителя)состоит в том, чтобы всё время поддерживать в ребятах интерес. Для этого проводятся (не реже раза в неделю) консультации преподавателей с учениками: учитель физики – с механиками, материаловедами, учитель истории – с историками, учитель ОБЖ – с инженерами. Можно подключить учителей черчения, математики и т. д. Я думаю, что каждый преподаватель в рамках этой игры сумеет достичь каких-то своих целей по предмету, главное, соблюдать равновесие между выбранными направлениями.
Кроме тех итоговых мероприятий, которые описаны в Положении, очень важным итогом и логическим продолжением этой игры может стать написание учеником (или учениками) научной работы на основе собранного материала. Нам кажется, что такой способ выбора темы работы более естественный и логичный. Во-первых, на начальном этапе накопления материала, когда необходимо переработать большой объём, ученик не одинок, а работает в команде; во-вторых, перед ним в полной мере открывается несколько направлений, и он может свободно выбирать; в-третьих, продолжать работу над проектом будут только ученики, для которых это действительно интересно, и, в-четвёртых, сами преподаватели во время консультаций видят тех, кто могут справиться с подготовкой научной работы.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ
Цель: создание наиболее вкусного и простого в приготовлении маринада для помидор, а главное – безопасного для здоровья.
Исполнители: команда из четырёх человек, учеников 12-го класса.
Требования: историческая достоверность модели должна быть подтверждена реферативной работой.
Этапы проведения конкурса
I. Регистрация команды
. Команда представляет свой личный состав с указанием должностей.
Примеры должностей проекта:
– Капитан – осуществляет общее руководство работой команды, представляет команду на конкурсе, отвечает за регистрационный лист, руководит сборкой модели и т. д.
– Историк – обеспечивает историческое обоснование проекта, которое должно содержать точное оригинальное название модели, примерное (как можно более точное) время создания, место создания, кем и насколько успешно использовалось, из каких материалов изготавливалось, какие реальные размеры имело, каким образом применялось, внешний вид, а также точное указание источников, откуда была взята информация.
– Кулинар-любитель – отвечает за изготовление самого «правильного» маринада.
– Представитель службы безопасности – следит за протеканием физических процессов в овощах и выясняет содержание нитратов в них;
– Биолог – обнаруживает, что можно ненароком съесть зимой с маринованным помидорчиком.
Каждую должность (кроме капитана) может занимать несколько человек, но тогда в итоговом отчёте необходимо указать степень участия каждого (И. – подбирал материал, П. – проводил эксперимент, С. – оформлял отчёт и т. д. ).
II. Презентация проекта. Историки представляют проект команды и его историческое обоснование. Представление происходит на общем собрании команд перед экспертной комиссией. За представление в регистрационный лист команды заносятся баллы. Оцениваются научность, обоснованность и оригинальность представления.
III. Защита технического проекта модели. Представляются техническая разработка, обоснование подбора материалов, оценочный расчёт характеристик. За представление в регистрационный лист команды заносятся баллы. Представление происходит на общем собрании команд перед экспертной комиссией. Оцениваются научность, обоснованность и оригинальность представления.
IV. Предварительная демонстрация моделей. Команда демонстрирует модель в действии только перед комиссией, каждая команда – в своё время. Комиссия проверяет соответствие моделей заданным параметрам и оценивает схожесть с оригиналом и внешний вид. В регистрационный лист команды заносятся баллы.
1. Возникновение проблемы
(Мелодия с шумом воды. )
«Закройте глаза, освободите уши, напрягите слух, и от нежнейшего дуновения до самого дикого шума, от простейшего звука до высочайшей гармонии, от самого мощного страстного крика до самых кротких слов разума – всё это речь природы, которая обнаруживает своё бытие, свою силу, свою жизнь…
Она даёт дивное зрелище; видит ли она сама, мы не знаем, но она его даёт для нас, а мы, незамеченные, смотрим из-за угла…» – так писал о природе немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте. Физика – наука о природе. А человек – дитя природы. И он должен уметь с ней разговаривать. Но как? На каком языке?
Французский поэт Шарль Бодлер писал:
Природа – это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.
Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это – лирика, а это – физика. В мозгу человека все сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств. Поэтому мы не будем отделять жизненные ситуации от изучаемого предмета, попытаемся в науке о природе найти свое место. А для этого вспомним наш последний урок в мае прошлого года. На нем мы условились, что мы, отдыхая, постараемся заметить вокруг процессы и явления, имеющие связь с физикой.
В сентябре мы впечатления и наши вопросы систематизировали, выделили два направления для последующей работы, оказалось, что наших знаний недостаточно и нам пришлось длительное время дополнительно заниматься: в библиотеке, в Интернетэ. Вопросы получили свои ответы, а значит мы на финише – настало время обобщить и представить свою работу.
Консервирование помидоров: физические и химические процессы.
Ученический научно-исследовательский проект
План работы:
1. Цели, задачи. Актуальность темы.
2. Работа биолога.
3. Советы кулинара – любителя.
4. Служба безопасности.
5. Физика и консервирование.
6. Говорит медицинский работник.
1. Сообщение биолога
Почти все пищевые продукты быстро портятся. Порчу вызывают главным образом микроорганизмы, которых мы обычно называем микробами. В кислой среде условия для существования микробов неблагоприятные. На этом основано маринование овощей, плодов и других продуктов – к ним добавляют уксусную кислоту, ацетилсалициловую кислоту, ягоды, содержащие большое количество кислоты (красная смородина).
Оптимальная температура для жизнедеятельности микробов 10–40 °С. При температуре кипения (100 °С) большинство микробов погибает, а микробы, вызывающие заболевание ботулизм гибнут при 1320С (ее можно получить, если поместить банку с консервацией в скороварку, плотно закрыть клапан и в момент взрыва температура будет 1320С, правда помидоры окажутся на потолке). Итак, консервирование продуктов основано на способе тепловой стерилизации.
Слово «стерилизация» означает обеспложивание, т. е. уничтожение живых организмов: при консервировании – бактерий и др. Но сама по себе стерилизация не является достаточным условием для обеспечения длительного хранения консервов. Ведь как только продукт остынет, в него немедленно попадут другие микробы из воздуха и сразу начнут развиваться. Чтобы этого не случилось, перед консервированием все продукты помещают в банки, которые можно укупорить герметично, т. е. так, чтобы воздух не мог проникать внутрь и выходить наружу, а затем нагревают. Сам по себе воздух не опасен, важно, чтобы вместе с воздухом в банки не проникали новые микробы вместо уничтоженных при стерилизации. Следовательно, способ консервирования пищевых продуктов стерилизацией в герметичных банках основан на сочетании двух главных условий – предотвращении проникновения новых порций воздуха внутрь и нагревании продукта вместе с банкой для того, чтобы уничтожить микробы внутри. В настоящее время очень часто люди становятся жертвами своих летних заготовок. Поэтому, цель нашего проекта: рассмотреть физические и химические процессы, происходящие во время консервирования, не только со стороны довольно грамотного обывателя, но и медика. Рассказать об опасностях, которые собственными руками можно законсервировать в банку и дать советы.
2. Сообщение кулинара-любителя. Рассмотрим рецепт консервирования томатов в свете вышеизложенного.
Томаты консервированные. Тщательно вымытые томаты, зелень, несколько долек чеснока и приправы по вкусу укладывают в чистые ошпаренные кипятком или простерилизованные банки. Банки с помидорами заливают горячим маринадом: на 1 л воды добавляют 50 г соли и 50 г сахара, после полного их растворения (нагревать до кипения) добавляют 1 чайную ложку 90%-й уксусной кислоты. Это стандартный рецепт, которым пользуется большинство хозяек. Вашему вниманию представляем брошюру собственной разработки «Что нужно знать о домашнем консервировании. Или советы ученика 12 класса».
Метки: Физика