Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование общеучебных умений у учащихся на уроках окружающего мира

Формирование общеучебных умений – одна из важнейших задач школы на современном этапе. На примере темы “Водоемы”, изучаемой во 2 классе (программа Поглазовой О.Т.) я хочу показать, как можно работать над формированием общеучебных умений на уроках окружающего мира.

Начало урока направлено на формирование организационных умений. Далее, в процессе урока дети учатся не просто соблюдать рабочий порядок на столе, но и вовремя и правильно манипулировать нужными предметами. Постановка учебной цели урока, её осознание и целенаправленное достижение – также одна из сторон организационных умений. Для её решения при изучении строения рек а тек же при заполнении схемы рек вырабатывается умение контролировать свои действия, сравнивая их с образцом учителя или одноклассников. В процессе изучения новой темы при фронтальной работе, при работе в парах формируется умение принимать и предлагать помощь.

Работа с текстом, с условными цветами карт при повторении пройденного, во время проведения учебного опыта формируют умение сравнивать, анализировать, выделять главное, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы, что является неотъемлемой частью формирования интеллектуальных умений.

Работа по формированию интеллектуальных умений невозможна без умения хорошо читать. Поэтому чтению и работе с текстом на уроке уделяется большое внимание (умения выделять главное, логически законченные части, устанавливать связи в прочитанном).

В процессе урока учащиеся упражняются в работе с различными источниками информации: картой, познавательным текстом, диаграммой. Это позволяет совершенствовать их учебно – информационные умения.

Учебный процесс невозможен без учебно – коммуникативных умений. Особое место на уроке занимает формирование умения слушать учителя и учеников (в процессе объяснения и самостоятельного разбора нового материала). При самостоятельном изучении строения рек дети учатся выступать перед классом, участвовать в обсуждении. В процессе работы в парах формируется умение совместной целенаправленной работы.

Успешное решение вышеназванных задач не только помогает усвоению конкретной темы “Пресные водоемы. Реки”, но и закладывает основу успешного обучения данного класса в целом и каждого его ученика в дальнейшем.

Тема: Пресные водоёмы. Реки.

2 класс(1–4) Программа Поглазовой О.Т.(комплект “Гармония”)

Основное учебное пособие: Поглазова О.Т. Окружающий мир. 2 класс 1 часть Смоленск Ассоциация XXI век 2002 г.

Цели урока.

Главная цель урока: познакомить со строением рек, продолжить работу по формированию общеучебных умений.

Образовательные цели:

Специальные умения:

    • проверить усвоение понятий “водоем”, “океан”, “море”;
    • учить ориентироваться на карте;
    • уточнить понятие “пресный водоём”, “река”;
    • познакомить со строением реки;
    • вывести закономерности в течении рек;
    • систематизировать и расширить знания детей о реках.

Продолжить работу по формированию общеучебных умений:

а) учебно–организационные умения

    • продолжить формирование умения готовить своё рабочее место;
    • учить вовремя и правильно манипулировать нужными предметами;
    • нацелить на выполнение поставленной задачи;
    • учить контролировать свои действия, сравнивая их с образцом;
    • формировать умение принимать и оказывать помощь.

б) учебно–интеллектуальные умения:

    • формировать умение сравнивать, выделять главное,
    • учить устанавливать причинно–следственные связи, обобщать, делать выводы.

в) учебно–информационные умения:

    • упражнять в работе с различными источниками информации: картой, познавательным текстом, диаграммой.

г) учебно–коммуникативные умения:

    • развивать умение слушать;
    • упражнять в умении выступать перед классом, участвовать в обсуждении;
    • формировать умение целенаправленно работать в парах.

Воспитательные цели::

    • воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Развивающие цели:

    • развивать психические процессы: мышление, память, внимание, устную речь, воображение.

Оздоровительные цели:

    • тренировать в соразмерности движений, физических усилий.

Оборудование:

– 2 стаканчика с подкрашенной водой;
– схема реки с названиями частей реки;
– атласы (5 шт), карта полушарий, карта России;
– распечатки С/Р, плана урока, вопросов к тексту, усл.обозн. для с/р;
– карточки условных цветов карты;
– кассета с музыкой;
– диаграмма рек России, океанов, соотношения суши и земли;
– карточка “Пресные водоёмы”, “Реки”.

Ход урока.

  1. Орг. момент. (1’)

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, клей–карандаш, атлас.

Проверка домашнего задания.
  1. Активизация умственной деятельности. (2’)

– Сейчас у нас урок природоведения, и мы продолжим работу с географической картой. Посмотрите на цветные карточки и найдите лишнюю. (На доске снизу вверх помещены разноцветные карточки: темно–синяя, синяя, темно–зеленая, зеленая, желтая, красная, коричневая).

У: Лишняя– красная карточка, т.к. она не обозначает высоты или глубины на физической карте.

– Что обозначают эти цвета?

– Какими цветами обозначается суша? Почему разные цвета? (Разный уровень: низменности, горы)

Актуализация знаний. (5’/8’)

– Посмотрите на диаграмму. Много ли суши на нашей планете? Что находится на остальном пространстве? (Вода) Сколько её по сравнению с сушей?

– На прошлом уроке говорили о хранилищах воды. Как их все одним словом называют учёные? (Водоёмы)

–Что это за водоемы:

Кругом вода,

А с питьем беда. (Моря, океаны)

– Почему морскую воду нельзя пить? (В морях соленая вода) Это солёные водоёмы.

– С помощью диаграммы назовите и покажите океаны с морями, скажите, что о них знаете.

Площадь океанов Земли

(в млн.км.кв.)

– Вы хорошо подготовились дома, правильно отвечали на вопросы. Сейчас проверим знания каждого из вас в самостоятельной работе.

Проверка знаний (самостоятельная работа). (2’/10’)

Каждое из трёх заданий имеет 3 варианта ответа. Обведите в кружочек верный ответ.

Самостоятельная работа по теме “Океаны. Моря” Дата 14.11

1. Самые большие водоёмы– это:

а) моря
б) океаны
в) не знаю

2. Часть океана, которая вдаётся в сушу – это

а) море
б) берег
в) дно

3. На каком участке суши может образоваться водоем? Закрась синим цветом.

Работа над новой темой. Введение темы, постановка цели. (6/16’)

– На прошлом уроке мы говорили о морях и океанах. Какие это водоёмы по составу воды? (Cолёные). Сегодня мы будем изучать водоемы, в водах которых соли нет. Может быть, вы знаете, как называются такие водоёмы? (Gресные)

Yа доске вывешивается надпись “Пресные водоемы”.

– Какие пресные водоёмы можете назвать? (Болота, реки, озера..)

– Сегодня мы будем изучать лишь один вид пресных водоёмов, который отличается от всех остальных. Чтобы правильно определить этот водоём, прочитайте 1–ую часть статьи учебника на с.40 и определите, что это за пресный водоём, который отличается от остальных.

Чтение шепотом, затем – вслух.

– Какие водоёмы встретились в статье? Какой водоём можно выделить в отдельную группу? Почему? (Реки, т.к. в них вода все время течет).

Задача сегодняшнего урока – узнать строение рек и понять почему в реках вода течёт.

Цели урока вывешиваются на доске:

Как устроены реки?.

Почему в реках вода течёт?

ФИЗМИНУТКА. (1’) Послушайте музыку и покажите движениями, как актёры, движение воды в водоёме.

Изображение рек на картах. Направление течения рек. (7/23’)

– Сегодня для удобства работы мы будем пользоваться картой нашей страны. Подойдите к карте у доски.

Я знаю, что вы любознательные, и, наверняка сами найдёте реки на карте. Покажите их. Да, реки обозначаются тонкими синими полосками. Одни из них большие, другие– меньше, так, что мы не найдём их названия. Но все они – реки нашей родины – России. И наш родной город, Москва, тоже стоит на реке. Подскажите имя этой реки. Она небольшая, но самая знакомая.

А вы сможете определить, где начинается река, а где она заканчивается? (Обычно дети показывают реку от устья к истоку)

Опыт с водой:

– У нас два стаканчика с водой. Как переместить воду из одного стаканчика в другой? (Поднять один стаканчик выше другого и наклонить)А можно перелить воду, не поднимая стаканчик?

Вода может перетечь только из верхнего стаканчика вниз, но не наоборот.

Вывод: реки текут сверху вниз, с возвышенностей к низинам.

– Каким цветом на карте обозначаются высоты? Покажите, с карточек какого цвета будут течь реки. Покажите направление течения на схеме реки.

– По карте атласа (с.12) определите, где берет свое начало река Печора (Показ учителем реки на карте). Обоснуйте своё мнение.

Давайте проверим наш вывод с помощью учебника с. 40 абз.2.

– Верен наш вывод? Значит, можно продолжить работу.

ФИЗМИНУТКА (1’) Учитель показывает высоты в порядке убывания, а класс– движение реки руками.

Итог физминутки.

– Когда ваши река текли быстрее – когда они протекали по горам или по равнине? Течение каких рек более быстрое – горных или равнинных? Определите направление течения у реки на схеме. (Учащиеся показывают направление на схеме магнитной стрелочкой)

– На какой вопрос урока мы узнали ответ? (Почему в реках вода течет)

– Так почему в реках вода течет? (Потому что поверхность Земли неровная, реки текут с возвышенностей вниз)

– Над каким вопросом предстоит еще поработать?

Строение рек. (6’/29’)
  1. Работа с текстом (работа в парах).

– Задачу строения рек попробуйте решить самостоятельно. Для этого откройте учебник на с.40 (последний абзац). Прочитав этот абзац, ответьте друг другу на вопросы:

Как называется:

– начало реки
– место, где она течёт
– “конец” реки

Чтение шёпотом в парах, обсуждение.

Ответы пар, заполнение схемы на доске: исток, устье, русло, притоки.

– Почему в начале река изображается тоненькой линией, а потом становится шире? (В реку впадают другие реки, воды становится больше).

– Какую часть реки еще нашли в статье? (Приток) Что это такое?

Определение левого и правого берегов (по рассказу учителя с помощью бумажной лодочки на схеме).

–Давайте проверим, на все ли вопросы урока ответили. Ответы учащихся на вопросы урока.

Самые большие реки. (Дополнительный материал) (4’/33’)

Работа с картой и таблицей (таблица помещается на доску).

Самые большие реки России

Название реки

Длина

Обь

5570км

Енисей

5550км

Амур

4440км

Лена

4400км

Волга

3531 км

– Какая река самая большая?

Найдите реку на карте России, покажите от истока к устью.

Проверка пройденного. (3’/36’)

– На Земле практически не осталось незаселенных районов. Заселим и мы нашу схему. Поместите условный знак в нужное место (учитель диктует, а дети помещают картинки (рисуют) на схеме реки у доски): возле устья реки – пляж (обозначение – зонтик), у устья притока – город, на правом притоке – посёлок (домик)

–Как вы думаете, почему все так хорошо у вас получилось? (Дружно, активно работали, заинтересовались темой)

Значение рек. (2’/38’)

С.41 – чтение учителем, дети говорят, что дают реки.

Подведение итогов. (1’/39)

– Выполнили задачи урока?

Объявление оценок за с.р..

– Насколько хорошо изучили строение рек – проверим в самостоятельной работе на следующем уроке.

Домашнее задание. (1’/40’)

– Как вы думаете, все ли мы могли узнать о реках на одном уроке? (Нет) Могут ли океаны прожить без рек? (Не знаем) Поэтому я предлагаю вам прочитать рассказ о реках и океанах и обязательно повторить строение рек по учебнику. На какой странице будете читать о строении рек? Запишите в дневники.

С.40, №2.

Материал для дополнительного чтения.

Кто наполняет океаны?

Вы прекрасно знаете, что самые крупные водоёмы – это океаны. А известно ли вам, что без рек океаны, скорее всего, исчезли бы с Земли? И уж точно в них не водились бы ни киты, ни дельфины и даже рыбы. Скорее всего, без рек в океанах и морях вообще бы не было жизни.

Дело в том, что с огромной поверхности океанов и морей всё время испаряется вода. Причем только пресная.

Представьте себе, что, посолив суп, мама оставила его кипеть на плите несколько часов. Вся вода бы выкипела и осталась только соль. Такой суп невозможно есть.

Так и с океанами. Вода с поверхности океанов всё время испаряется, как из кастрюли с кипящим супом. Если бы реки не несли в океаны все время пресную воду, то океаны превратились в ужасно соленый “суп”, а потом и вовсе бы пересохли! Вот так небольшие реки наполняют океаны водой, и, следовательно, жизнью.

Самые большие реки мира

Часть света

Название реки

Длина

Африка Нил 6671 км
Южная Америка Амазонка 6400 км
Азия Хуанхэ 4845 км
Северная Америка Миссисипи 3950 км
Европа Волга 3531 км
Австралия Муррей 2570 км

Самые большие реки России

Часть света

Название реки

Длина

Азия

Обь –Иртыш

5570км

  Енисей – Ангара

5550км

  Амур – Аргунь

4440км

  Лена

4400

Европа

Волга

3531 км

Самые большие озёра

Часть света

Название озера

Площадь

Евразия

Африка

Северная Америка

Каспийское

Виктория

Верхнее

368 тыс. кв. км

68 тыс. кв. км

84 тыс. кв. км

Метки: Начальная школа