«Учимся разрешать конфликты», 8 класс
«Учимся разрешать конфликты», 8 класс
Цели: помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреждения конфликтов;
развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты;
решение проблемы повышения сплочённости класса.
Подготовительная работа.
Классный руководитель предлагает учащимся описать на листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации будут коллективно проанализированы.
«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком »
А. де Сент – Экзюпери
«Общение – это наше социальное дыхание»
Л. Жуховицкий
Вступительное слово классного руководителя.
– Ребята, велико значение общения в жизни каждого из нас. Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек держит себя иначе, чем в одиночестве».
Общение – это не только взаимоотношения, контакт между людьми, но это и главное условие и способ существования и развития людей. Чем гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, добр и открыт. Гармоничному человеку легко в общении.
Беседа «Как мы общаемся с родителями»
– Ребята, как вы разговариваете со своими родителями?
– Как вы считаете, всегда ли родители вас понимают? Почему?
– Почему родители не всегда выполняют ваши желания?
– Вы не обижаете ваших родителей? А они вас?
Советы детям
– Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
– Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
– Делитесь своими радостями.
– Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
– Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
Анкета
«Хорошо ли ты чувствуешь себя в своей семье?»
а) у меня хорошие, дружеские отношения с родителями. Я всегда делюсь
с ними своими радостями и бедами;
б) у меня нормальные отношения в семье, но свои проблемы я доверяю
скорее другу, чем родителям;
в) у меня трудные, натянутые отношения с родителями, мы не понимаем друг друга.
Конфликты в нашей жизни
– В анкете некоторые учащиеся отметили, что у них трудные, натянутые отношения с родителями. В семье часто между детьми и родителями возникают конфликтные ситуации. Например, родители пришли с работы. Дети целый день просидели у телевизора, уроки не приготовили…
– Давайте обратимся к причинам конфликтов и попытаемся найти пути их решения.
– Какие ассоциации вызывает у вас слово « конфликт» ?
Ответы детей. (Спор, хлопанье дверью, слёзы, крик и т. д. )
– Вот какое определение дано этому слову в словаре Ожегова: «Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений; серьёзное разногласие, острый спор»
Выступления учащихся.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия.
Конфликты между людьми могут быть конструктивные, направленные на развитие отношений, и деструктивные, когда они направлены на удовлетворение личных интересов. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение человека делает его нетерпимым к другим людям.
– А что нужно для возникновения конфликта? Приведите пример.
Ответы детей. ( Необходимо присутствие двух человек, двух точек зрения и предмет спора. Например, предмет спора: дежурство в классе . )
– А что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?
Ответы детей ( Возникает тревога, уход в себя, стресс, разрыв отношений. )
– Вот как можно схематически отразить нарастание конфликта:
1. Разрыв
2. Агрессия
3. Противодействие
4. Недовольство
5. Несогласие
– А что происходит, если конфликт разрешается правильно?
4. Согласие
3. Умение слушать
2. Анализ своих действий
1. Компромисс
– Ребята, а почему происходят конфликты ?
Ответы учащихся (Не вникаем в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого. Не хотим понять интересы друг друга…)
– Что надо делать, чтобы конфликты не происходили?
Ответы ребят ( Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный внутренний мир. И если человек отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями. )
– Ребята, существуют специальные правила предупреждения конфликтов:
– не говорите сразу со взвинченным , возбуждённым человеком;
– постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, попытайтесь «встать на его место»;
– не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам;
– умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.
– А как разрешить возникший конфликт?
Необходимо действовать по определённым правилам:
– используйте «Я – сообщение» и «активное слушание». Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор.
– предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
– ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе.
– не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
(Эти правила необходимо записать на интерактивной доске или на листке ватмана)
– Хочется напомнить вам, что разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон.
Анализ конфликтных ситуаций
– Ребята, опираясь на правила разрешения конфликтов, проанализируем конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники.
Для этого создаём микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа получает карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут коллективно анализируем ситуации. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта.
Заключительное слово учителя
– Ребята, наше занятие завершается, мы с вами обсудили все предложенные ситуации, сделали выводы о пользе применения правил разрешения конфликтов. Тем, кто хочет расширить свой кругозор по обсуждаемой теме, предлагаю следующую литературу:
Рыбакова М. М. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления. М. ,1986.
Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.
С. С. Амирджанян, МОУ" СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов", г. Ивантеевка, Московская область