Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Здесь нужен особый подход

Здесь нужен особый подход

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особого подхода как самых близких людей – родителей, так и всего общества в целом. Нередко, увидев такого ребенка, окружающие сразу же выказывают свое пренебрежение к нему, чем очень больно ранят души его родителей. Родители теряются в догадках: что же делать? Как научить ребенка общаться со сверстниками, приспособить его к жизни в обществе? И вообще, возможно ли такое?

Рассказать об этом мы попросили доктора психологических наук, профессора И. Ю. ЛЕВЧЕНКО.

– Ирина Юрьевна, умственная отсталость – это наиболее распространенная болезнь у детей с особенностями в развитии. Она может возникнуть и как следствие внутриутробного недоразвития коры головного мозга, и как следствие черепно-мозговой травмы и пр. Часто умственную отсталость путают с задержкой, отставанием в развитии ребенка. Как же проявляется это заболевание? Что характерно для детей с умственной отсталостью?

— Действительно, многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Степень умственной отсталости может быть разной: от легкой до тяжелой. При легкой умственной отсталости ребенок с помощью специальных методов обучения может научиться читать, писать, считать, освоить бытовые навыки, возможно, получить профессию, конечно, не связанную с интеллектуальным трудом. При тяжелой умственной отсталости возможности детей существенно ограничены, и некоторые не могут освоить даже простейшие навыки самообслуживания.

Для этих детей характерны инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Возможности усвоения жизненного опыта у них сильно снижены. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Плохо понимают обращенную речь. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, даже к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается манипулировать даже в возрасте 3-4 лет. Первые игровые действия появляются у них к середине дошкольного возраста.

Очень сложными для этих детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления.

Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала.

Эти дети бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявлять настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязании умственно отсталых чаще всего неадекватны.

Дети склонны переоценивать свои возможности.

— Ирина Юрьевна, допустим, что ребенку поставлен диагноз – умственная отсталость. Вы сказали, что при легкой степени этого заболевания ребенка можно обучить письму, счету, чтению, приспособить его к выполнению элементарных видов труда. Но где и как? И что делать родителям детей, страдающих более тяжелыми нарушениями?

– В нашей стране существуют сады и школы для умственно отсталых детей. В них ребенок имеет возможность получить образование с учетом особенностей этих детей. Но, к сожалению, в данные учреждения принимаются только дети с легкой умственной отсталостью. Дети с более тяжелой формой оказываются вне коррекционной помощи. В таких случаях только родители оказывают помощь ребенку в приспособлении к окружающему миру. Но не все родители готовы к этому, часто они не знают особенностей детей и необходимых педагогических приемов. Хочется дать родителям несколько общих советов.

Помните, что хотя умственная отсталость неизлечима, можно и нужно помочь такому ребенку развиваться быстрее.

Чем раньше начать оказывать ребенку помощь в развитии, тем больше у него возможность приобрести новые полезные знания и умения.

Все члены семьи должны принимать участие в обучении ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха.

Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами.

Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям.

Побуждайте ребенка больше двигаться, тянуться, чтобы достать предметы, которые он хочет. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо.

Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Пусть братья и сестры больше играют с ними, обучая тому, что умеют сами.

И последнее. Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете, можете ли проявить терпение, ласку, изобретательность, понять потребности и возможности ребенка. Желаю вам успехов.

Беседу вела Е. Тюфтякова

И. В. Емцова, МКУ СОШ № 11, г. Нижнеудинск, Иркутская область