Развивающее занятие "Эмблема толерантности"
Развивающее занятие "Эмблема толерантности"
Характеристики урока:
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: педагог-психолог, учащиеся 6-8 классов.
Тема занятия: Эмблема толерантности
Цель:
1. Формирование установки на толерантное поведение.
Задачи:
– Знакомство с понятием «толерантность»;
– Осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека;
– Осознание особенностей поведения человека, погруженного в непривычную культурную ситуацию.
Тип занятия: Психологическое занятие.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Справочник психолога средней школы. / Под ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. – Ростов н. Д. : Феникс, 2008. – 510 с.
- Солдатова Г. У. , Шайгерова Л. А. , Шарова О. Д. Жить в мире с собой и с другими: Тренинг толерантности для подростков. – М: Генезис. 2000
- Журнал «Школьный психолог». №23 2009год.
Используемое оборудование:
Компьютеры с установленной системой «КонсультантПлюс: средняя школа», мультимедиапроектор.
План занятия:
I. Вступительное слово.
II . Основная часть.
- Понятие толерантности.
- Упражнение «Линейка».
- Ролевая игра «Незнакомцы».
III . Заключительный этап.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово.
II . Основная часть.
1. Понятие толерантности.
Тема нашего занятия сегодня – толерантность. (Слайд №1)Что это такое? Давайте, определим значение понятия «толерантность». Для этого обратимся к системе «КонсультантПлюс». В Стартовом окне в Панели быстрого доступа нажмите кнопку «Словарь терминов». В строке Поиска наберите то, что интересует нас – Толерантность. (Слайд №2)
Итак, толерантность – это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А какой закон это подтверждает, узнаем обратившись к системе «КонсультантПлюс». В Стартовом окне в поле Быстрый поиск введите – толерантность.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 сентября 2010 г. N 1256 О ПРОГРАММЕ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ, МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2011-2015 ГОДЫ (ПРОГРАММА "ТОЛЕРАНТНОСТЬ") (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23. 09. 2010 N 1256 "О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность")")
А чем люди могут отличаться друг от друга? (Ответы детей: языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами. Мнениями, цветом кожи, внешним видом. )
II. Упражнение «Линейка».
Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте, пожалуйста, те, кто считаете, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции самые лучше среди других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Также вы можете занять промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу.
(Учащиеся распределяются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать собственное мнение, но в то же время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение (например, «все чукчи глупые», «все грузчики – пьяницы» и др. ).
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант как раз и отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.
III. Ролевая игра «Незнакомцы». Мы выяснили, что толерантный человек с уважением относится к представителям другой культуры, другого народа. Давайте посмотрим, легко ли это сделать.
Учащиеся разбиваются на две команды.
Инструкция. Каждая команда – это отдельный народ. Ваши народы еще не знакомы друг с другом. Только недавно они установили контакт, теперь идет процесс активного изучения другой культуры. От каждого народа выдвигаются три посла. Их задача – познакомится с другой культурой, как можно больше узнать о ней, составить свое представление и перечислить характеристики этого народа.
Подготовка к игре:
- В каждой команде выбираются три посла;
- Команды получают описания характеристик своего народа, знакомятся с ними в тайне от другой команды.
Команда А
Вы – обойцы, представители небольшой страны Обойя, имеющей богатую историю и культуру. Вы убеждены, что жизнь – это праздник и надо радоваться каждому мгновению. Основное ваше занятие – подготовка и проведение всевозможных праздников. Жизнерадостность – вот ваш стиль жизни. Поэтому вы всегда улыбаетесь. Если к вам обращаются с вопросом, то, прежде чем ответить, вы некоторое время смеетесь. Это считается проявлением уважения к человеку, ведь вы дарите ему свой смех, радость жизни. При общении вы немногословны и отвечаете, только если собеседник улыбается вам. Сами же также обращаетесь с вопросом только к тому, кто улыбается вам. Если среди окружающих таких нет, то вы сами начинаете смеяться, чтобы вызвать ответную улыбку.
Команда Б
Вы – полейцы, представители небольшой страны Полея, имеющей богатую историю и культуру. Больше всего в жизни вы цените знания. Чтение книг – вот ваше основное занятие. Вы с книгой везде и всюду. У вас не принято обращаться к человеку, если он занят чтением, отвлекать его. Поэтому, если читающему задают вопрос, то, прежде чем ответить, он говорит: «О, как я несчетен!» – показывая тем самым, что вынужден оторваться от любимого занятия. А затем уже отвечает на вопрос. Вы обладаете большими знаниями, постоянно размышляете над прочитанным, поэтому очень серьезны. И стареетесь обращаться только к тем людям, которые так же серьезны, как и вы.
Далее члены команд обсуждают, как будут себя вести, что делать, когда их посетят послы другого народа. Это ни в коем случае не должны слышать члены другой команды. Послы готовят вопросы, с помощью которых можно что-либо узнать о другом народе.
Ход игры
Послы от каждого народа по очереди отправляются в гости к представителям другой культуры. Там они проводят две минуты, задавая подготовленные вопросы. По возвращении в свои команды они проводят обсуждение с членами своей команды и записываю перечень характеристик другого народа.
Обсуждение
– Что вы чувствовали, когда попали в другую культуру? (Недоумение, удивление, шок, страх, беззащитность).
– Что вы узнали о другом народе? ( На доске записываются названные учащимися характеристики, затем они сравниваются с действительными, записанными на карточке. )
III . Заключительный этап
Оказывается, одно и то же поведение людей можно объяснить по-разному. Многие исходят из того, что их собственная культура «правильнее», а попадая в другую культуру, видят ее особенности в отрицательном значении. Попадание в другую культуру вызывает страх, чувство незащищенности. Давайте же будем доброжелательно и с пониманием относиться к представителям других культур и в целом к людям, чем-то отличающимся от нас!
Упражнение «Эмблема толерантности»
Учащиеся объединяются в микрогуппы. Их задача – нарисовать эмблему (герб, символ) толерантности, то, что могло бы печататься на плакатах. Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют рисунки.
К. В. Субботина, МБОУ "СОШ №1", ГОУ "Детский дом № 5", г. Емва, Республика Коми