Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация Учение – ведущий вид деятельности школьников.

Детские дома, школы – интернат являются основной формой воспитания детей и обеспечивают благоприятные условия для позитивной социализации обучающихся, поэтому деятельность педаго­гов детского дома и школ – инернатов направлена на решение одной из основных задач – формирование социальной адаптированной личности.

Воспитанники учатся общению, умению жить в незнакомой обстановке, самостоятельно находиться вне детского дома, школы – интерната.

Учение – ведущий вид деятельности. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности – производительным трудом, художественным творчеством, спортом.

Учебная деятельность зависит от взглядов воспитанников на роль учебы в их жизни, уровня развития мотивации. Развитие мотивационной сферы – сложный и длительный процесс, и только совместное воздействие учителя и воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога на мотивацию может резко повысить эффект учебной деятельности. Педагогам необходимо не погасить стремление учащегося к познанию, а в течение всего времени школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля обще­ния педагога с учеником.

Задача воспитателя – воспитывать, развивать ребенка, стимулировать его, создавать, разнообразные «ситуации успеха».

Школьная дезадаптация.

Проблема трудностей адаптации детей – сирот к условиям школы в настоящее время имеет высокую актуальность.

Основные формы школьной дезадаптации:

1. Нарушение обучения: неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая не­успеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. Нарушение контактов: нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно прояв­ляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школь­ной дезадаптации).

3. Нарушение поведения: повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения, отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлени­ем себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни,

школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации). ШД с преобладанием поведенческих нарушений в основном развиваются у детей и подростков, наблюдаемых психиатрами в связи с формирующимися личностными аномалиями неустойчивого, диссоциального, истерического полюсов, психопатободобными органически обусловленными состояниями, в младшем школьном возрасте – гипердинамическим синдромом. При обучении они крайне неусидчивы, суетливы, отвлекаемы. Взрывной и непредсказуемый в поведении ребенок (подросток) дезорганизует весь класс, значительно усложняя образовательный процесс. Расстройства поведения противоположного полюса – медлительность, тормозимость, инертность – вызывают, как правило, меньше нареканий со стороны педагогов.

Зачастую, поведенческие нарушения – лишь фасад, за которым выявляется иная симптоматика, ставшая причиной неправильного поведения: аффективные расстройства, хронические психогенные ситуации, приводящие к невротическим, реактивным снижающим адаптацию психопатологическим образованиям, проявления эндогенных заболеваний. В последнем случаи учащегося характеризует вычурность и неадекватность поступков (школьник на уроке прячется под парту, отвечает на вопросы учителя только из-под нее, ходит по классу, что-то выкрикивая, учебники из портфеля вытряхивает прямо на пол), манерничанье, регрессивное поведение с гримасничаньем, дурашливостью, чудаковатостью, амбитендентностью, проявлениями агрессии (избиение одноклассников, случаи воровства, порчи школьного имущества). Существенную роль в возникновении поведенческих проблем играют эмоциональная незрелость, слабость мотивационной сферы, расстройства влечений. Обучение в школьном коллективе для них является стрессогенной ситуацией, психологически трудно разрешимой из-за неумения и нежелания общаться, прибегать к помощи учителя и сверстников (такие дети успевают, как правило, ниже своих объективных интеллектуальных возможностей), оценивать позицию окружающих, принимать в расчет их потребности, вживаться в чувства других. Непонимание, отчужденность, отгороженность нередко становятся причиной конфликтных отношений, на которые они реагируют отказом от посещения уроков, самовольными уходами, аддиктивным поведением, и пр. Первыми признаками неблагополучия считают снижение успеваемости, многочисленные соматические жалобы, возникающие без объективной причины (гипертермия, утренние головные боли, боли в животе, расстройства стула и пр. ), нежелание посещать уроки.

4. Смешанные формы дезадаптации, включающие сочетание указанных признаков.

С понятием школьная дезадаптация тесно связано понятие дети «группы риска», так как именно они при неблагоприятных условиях обучения и составляют категорию дезадап­тированных школьников и воспитанников.

Дети «группы риска» – это категория детей, которая в силу определенных обстоя­тельств в своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздейст­виям со стороны общества и ее криминальных элементов, ставшим причиной и следствием дезадаптации несовершеннолетних, в том числе и школьной.

Основными и наиболее важными аспектами деятельности педагогов детского дома и школ – интернатов по профилактике и преодолению школьной дезадаптации является профилактическая и коррекционная работа с трудными детьми, детьми «группы риска».

Компоненты системы работы детского дома, школы – интерната с учащимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии.

Алгоритм индивидуального сопровождения воспитанников:

1. Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи, т. е. выявление детей, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и прав, отстающих в учебе. Формирова­ние банка данных на воспитанников «группы риска».

2. Определение причин отклонений в поведении и развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников.

3. Координация и осуществление профилактической и коррекционной деятельности:

– составление плана педагогической, психологической и социальной коррекции лич­ности учащегося и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в поведе­нии;

– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрос­лыми;

– вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности и обес­печение успеха в ней.

Организация учебной деятельности в детском доме, школе – интернате.

Особое внимание в организации учебной деятельности уделяется по­вышению уровня выполнения домашнего задания, с этой целью проводятся открытые само­подготовки, должны быть разработаны памятки-рекомендации по выполнению домашних заданий.

Дети, поступившие в детский дом, имеют разную степень подготовленности к школе и уровня мотивации, что часто служит залогом успеха или неуспешности в учебе. Самопод­готовка – это не только выполнение домашнего задания детьми, но и индивидуальная работа воспитателей с каждым ребенком: решение задач, головоломок, познавательных игр, реше­ние кроссвордов, работа над текстами, диктанты. При выполнении домашнего задания рекомендуется организовывать взаимопомощь среди ребят.

Ведущие направления работы воспитателя по организации учебной деятельности:

1. Определение вместе с учителями, педагогом-психологом потенциальных возмож­ностей каждого ребенка с учетом его умственных способностей, работоспособности, харак­тера, педагогической (социальной) запущенности.

2. Выявление степени готовности детей к самостоятельности в учебе и уровень их от­ветственности за этот труд.

3. Постоянный контроль за успеваемостью и поведением воспитанников (ежегодно ведутся дневники взаимосвязи с учителями), своевременное эффективное реагирование на замечания учителей, администрации школ.

4. Проведение цикла бесед по теме «Учись учиться» с целью формирования общественных навыков и помощи воспитанникам в овладении знаниями.

5. Ведение работы по повышению учебной мотивации учащихся, адекватного их от­ношения к школе, создание в группе микроклимата борьбы за качество, поощрение стремление к знаниям.

6. Включение в план работы мероприятий по развитию познавательных интересов и познавательной активности. В календарном планировании – посещение уроков, родительских собраний, беседы с учителями, классными руководителями, проведение совместных мероприятий.

7. Методически правильная организация самоподготовки с использованием дополнительной литературы.

По итогам четверти и учебного года на линейке вручаются поощрительные грамоты, подарки, денежные премии.

Хорошие результаты учебной деятельности зависят от рационального образа жизни, выполнения режима дня. Правильный режим дня обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической работы, способствует разумному чередованию труда и отдыха, исключает вредные перегрузки. Рационально организованный порядок дня повышает работоспособность, сохраняет и укрепляет здоровье детей.

Систематическая повторяемость режимных моментов изо дня в день вырабатывает у воспитанников определенные привычки и навыки, которые со временем становятся нормой введения.

– Умение организовать рабочее место.

– Умение планировать текущую работу.

– Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

– Сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказать помощь, принять помощь товарища (брата, сестры) и т. д. ).

Всему этому мы должны научить детей.

Воспитанникам требуется педагогическая поддержка, причем не только в учебной деятельности, но ив самоутверждении в коллективе сверстников, в реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных проблем. Основными задачами воспитателя в учебной деятельности являются:

– оказание всемерной помощи воспитанникам в овладении знаниями;

– участие в развитии познавательных интересов и познавательной деятельности воспитанников группы.

Единство требований учителей и воспита­ли, слаженная работа педагогов, отработанная система помогают добиваться желаемых результатов. Значительно уменьшились пропуски уроков без уважительной причины, повышается успеваемость учащихся, значительно повышается качество знаний.

По профилактики дезадаптации рекомендуется проводить различные мероприятия: трудовые десанты, работа спортивных секций, следует отводить большую роль патриотическому воспитанию, организовывать вечера отдыха, праздничные программы, где ребята могут показать свои таланты.

На положительную коррекцию по дезадаптации воспитанников влияет система педаго­гической поддержки, способствующая созданию ситуации успеха, выстраиванию межлично­стных отношений, сотрудничеству, сотворчеству.

Литература

1. Беседина М. В. В гостях у школы: Почему младшим школьникам трудно адаптиро­ваться к условиям школы/школьный психолог. – 2000. – № 34

2. Воинов В. Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации де­тей к школьным условиям/Мир психологии– 2002. – № 1.

3. Клепцова Е. Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника/Начальная школа. – 2007. – №4

4. Коган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации/Вопросы психологии. -1984. -№ 4

5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М: ПЕР СЭ. 2002-192 с.

6. Кучма В. Р. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения/Здоровье детей. -2006 -№1

7. Заваденко Н. Н. Пе=$рухин, Манелис, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова и др. Школь­ная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование/Вопро­сы психологии. – 1:999. – №4

О. А. Тарабыкина, МКС(К)ОУ " Тутальская С(К)ОШИ VIII вида", ст. Тутальская, Яшкинский район, Кемеровская область