Игры с песком
Игры с песком
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Примеры некоторых упражнений.
– «Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевна)
– Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
– Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
– Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
– Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
– Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
– Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
– Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
– «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
– Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
– Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
– Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
– Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
– Выложить фишками геометрическую фигуру.
– Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
– Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
– Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
– «Чей это след? » На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
– Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
– «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
– «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
– Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
О. С. Яшшиева, МОУ "Школа-интернат № 47", г. Петрозаводск, Республика Карелия