Некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога
Некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога
На современном этапе практическая деятельность школьного психолога уже не мыслится без внедрения на разных этапах работы информационно-коммуникационных технологий. Владение ИКТ становится необходимым условием повышения эффективности деятельности и роста профессионального мастерства психолога в системе образования. При этом в работе становится возможным использование как готового продукта, так и создание, разработка нового.
Помимо возможности применения специализированных компьютерных программ для психологической диагностики; MicrosoftExcel – для анализа и создания банка данных индивидуальных и групповых диагностических обследований учащихся, а также для разработки несложных тестов, с помощью которых можно проводить различные психолого-педагогические срезы, психолог может на своих уроках, коррекционно-развивающих занятиях с учащимися разного возраста широко применять информационные технологии.
Собственные слайд-презентации, выполненные с помощью программы MicrosoftOfficePowerPoint являются прекрасным дополнением при проведении коррекционно-развивающих занятий. Здесь мною используются и материалы развивающих пособий, предварительно прошедшие обработку (сканирование, корректировку в MicrosoftOfficePictureManager, AdobePhotoshop и т. п. ), и средства, предоставляемые сетью Интернет. Интересные задания можно найти на сайтах: www. detgazeta. ru (викторины, головоломки, раскраски), www. solnet. ee (детский портал «Солнышко»), http://detskiy. nm. ru (сайт «Детский»), http://stranamasterov. ru/news («Страна Мастеров» – техники и поделки), http://kindergenii. ru/playonline. htm (развивающие Flash-игры для детей).
Использование слайд-презентаций возможно на любом этапе занятия: вопросы к разминке, оздоровительные минутки, упражнения для профилактики нарушения зрения, весёлые физкультпаузы, различные задания по развитию познавательных процессов, релаксационные упражнения, фильмы с проблемными ситуациями и др. А создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации, анимация объектов – всё это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых компонентах, вызывать интерес к предложенным заданиям.
С помощью программы MicrosoftOfficePowerPoint можно также разрабатывать интерактивные плакаты по различной тематике. Так, мною предложены – «Готовимся к ЕГЭ» для старшеклассников и их родителей, «Учимся думать» для учащихся начальной школы и другие.
Плакат «Готовимся к ЕГЭ» (цифровой методический ресурс размещён в «Сети творческих учителей» по адресу: http://www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=55057&d_no=55494&ext=attachment. aspx?ld=14541) предназначен для демонстрации старшеклассникам, а также родителям выпускников в период проведения подготовки к итоговой аттестации. Плакат выполнен с помощью программы MicrosoftPowerPoint, что даёт возможность представления более полной информации по интересующим вопросам о психологической подготовке к сдаче ЕГЭ. Кроме того, при наличии подключения школьных и домашних компьютеров к сети Интернет, у ребят есть возможность потренироваться в развитии своих познавательных способностей, а у взрослых – более подробно ознакомиться с информацией о ЕГЭ по указанным ссылкам.
На плакате имеется информация (по материалам Центра аттестации и контроля качества образования Службы практической психологии РДРМЦ МО РС(Я) г. Якутск, 2001-2002) по следующим разделам (на которые даётся переход по гиперссылкам):
§ Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам
§ Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче экзаменов
§ Подготовка к экзамену
§ Накануне экзамена
§ Во время тестирования
§ Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования
§ Как лучше всего запоминать материал.
§ Как повторять?
Кроме того, на плакате имеются ссылки на доступные сайты, с помощью которых учащиеся могут потренироваться в выполнении ЕГЭ в режиме on-line, узнать свежие новости о ЕГЭ, а также поработать над развитием мыслительных процессов.
По отзывам учащихся 10-11 классов, которым демонстрировался плакат, представленная информация важна, интересна, познавательна, доступна. Проведение занятия со старшеклассниками с использованием подобной разработки делает его живым, насыщенным, несёт информативную и развивающую нагрузку. Полезными для родителей оказались ссылки на сайты с официальной информацией по ЕГЭ и советы о подготовке к экзаменам (по данным опроса родителей).
В индивидуальной работе с учащимися 2-7 классов мною используются различные компьютерные игры фирм «Руссобит-М», «Новый диск», «Бука», позволяющие расширять словарный запас, внимание, логическое и творческое мышление; компьютерные тренажёры познавательных процессов фирм «Новый диск» и «Кирилл и Мефодий»; психологические тесты по определению интеллектуальных способностей. Учащиеся 9-11 классов предпочтение отдают диагностике своих личностных особенностей и методикам с выявлением профессиональных склонностей.
Для создания различных интеллектуальных игр, викторин, конкурсов («Матрицы», «Самый умный», «Правда-неправда» и др. ), проводимых с учащимися в рамках внеклассных мероприятий, мною также используется программа MicrosoftOfficePowerPoint. Материал, представленный в виде слайд-презентаций с использованием гиперссылок, позволяет задействовать в образовательном и воспитательном процессе все репрезентативные системы ребёнка, а также вызывать интерес к процессу получения знаний, полезной информации.
Использование сети Интернет открывает возможности дистанционного участия школьного психолога в общероссийских и международных конкурсах и конференциях, дистанционного обучения и повышения квалификации, быть в курсе новостей, происходящих в научном мире психологии, читать электронные on-line учебники, статьи. Это становится реальным благодаря поддержке следующих сайтов: www. 1september. ru (ежедневная педагогическая новостная лента Издательского дома «Первое сентября»), http://psyedu. ru («Психологическая наука и образование»), www. rospsy. ru (Федерация психологов образования РФ) и многих других, что, безусловно, позволяет педагогу-психологу осуществлять свой профессиональный рост.
Вот только некоторые возможности использования на современном этапе информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога.
Литература
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – http://pedsovet. org.
2. Васильева И. Н. , Осипова Е. М. , Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// «Вопросы психологии», № 3, 2002.
3. Олейникова Е. «Школьный психолог», Изд. Дом «Первое сентября», № 3, 2006.
4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.