Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
Психологические особенности подросткового и юношеского возраста В настоящее время представление о подрастающем поколении разрабатывают главным образом педагоги и психологи, делающие особый упор на психологическое развитие в этом возрасте. Переход от детства к взрослому возрасту сопровождается рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда к ожесточению столкновений с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональное сообщество и т. д. ) и осуществляется при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях. Существует 2 стадии взросления: подростковый (10-15 лет) и юношеский (15-23 года) возраст, но возрастные границы являются относительными.
Поговорим об этих двух стадиях. Наиболее существенным является подростковый возраст. Уже в самом лингвистическом значении слова подросток – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки – содержится особенность развития 10-15 летнего ребенка, устремление к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождения своего места в жизни. Этот возраст хар-ся бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности ребенка. Начавшиеся гормональные изменения обусловливают и изменения в поведении. Подросток находится в положении маргинальной личности, принадлежащей 2 культурам. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтный отношения с окружающими, склонность к ранним суждениям и оценкам. Ребенку трудно справится с наступившими изменениями, он часто просто не понимает, что с ним происходит. Задача взрослого помочь детям разобраться в себе. Проблема в том, что взрослые оказываются никудышными помощниками. Им не нравится поведение ребенка, некоторые его высказывания, в том числе и в свой адрес, его недовольства, нежелание делать все так, как раньше. Чтобы укротить строптивца, используются те методы, которые работали до сих пор, но часто оказывается все безрезультатно. В лучшем случае. В худшем появляются такие неприятные черты, как лживость и безразличие. Родители усиливают наказание, но добиваются лишь того, что ребенок перестает им доверять и улучив момент, выкладывает все свои козыри, накопленные из наблюдения за нами, взрослыми: папа тоже никогда не заправляет кровать, у вас тоже вещи по всей комнате развешаны и т. д. Прежде чем разочаровываться в поведении и поступках своего ребенка стоит разобраться в том, с чем связаны все эти не хочу и не буду, и попытаться найти такие способы помощи, которые бы ребенок захотел принять.
Начиная с 11-12 лет у девочек и годом позже – у мальчиков отмечается повышение функционирования половых желез, гормоны которых активизируют деятельность щитовидной железы, гипофиза, надпочечников. В результате нарушаются обменные процессы, в первую очередь страдает нервная система: спады и подъемы настроения, неадекватные реакции на обычные раздражители. Внешне это проявляется в замкнутости или капризности, часто на любые просьбы ответ один: «А почему я?» Организму требуется время, чтобы гормональный фон пришел в равновесие. Это время индивидуально для каждого ребенка и зависит от поведения взрослых. Если родители спокойно относятся к наступившим изменениям, не кричат на ребенка, а объясняют свои просьбы, то за 5-8 месяцев гормональный фон уравновешивается. У наших детей проблем много, в силу разных причин, например одиночество, чрезмерной занятости взрослых, их замкнутости на своих больших проблемах. Взрослым придется научиться отличать действительные проблемы (утомление, усталость, недомогание) от ложной (отлынивание от выполнения чего либо, лень). В первом случае можно дать ребенку ряд подсказок («ты выглядишь усталым, может тебе часик поспать, а потом уроки делать; я думаю твоя злость на меня вызвана твоей раздражительностью, может лучше погулять») во втором случае эффективной бывает взаимная договоренность (лучше если она зафиксирована на бумаге). Нужно научиться гибко следовать рекомендации «грамотно организовывать режим дня». Один из режимных моментов связан с необходимостью в течение дня активно двигаться. Двигательная активность повышает работоспособность школьников, улучшает состояние их здоровья и успеваемость. Родителям гораздо удобнее если ребенок сидит дома (и невредим будет, и с компанией дурной не свяжется, да и задают столько – не до прогулок и спорта). Большинство учащихся ежедневно просиживает у телевизора больше 2 часов, за компьютером еще больше. Но активный отдых – это профилактика грубости, раздражительности, неадекватных реакций, недоверия и т. д. И если уж самими родителям лень посвящать несколько часов в неделю активному отдыху, то пенять на ребенка в том, что он растет лентяем и «навсегда прилип к дивану» не стоит. Сегодня масса возможностей для активного отдыха: бассейны, секции, лыжи и т. п. Родительский аргумент «дорого» весьма слабый: всегда можно найти удовольствие по душе и по карману, а потом последствия накопившейся подростковой и нашей, родительской агрессии обходятся значительно дороже.
Недопустимо сравнивать своего ребенка с другим. Нужно помнить что у вашего ребенка всегда есть преимущество перед другими детьми, и что-то он умеет делать лучше других. Ваша задача – найти это что-то. У детей в этом возрасте часто возникают вопросы: «Почему мне все противно?», «Почему меня так раздражают родители?» Ребенок не может справится с последствиями изменений, происходящих со стороны нервной системы, и ищет причину в своем окружении – родители и друзья. Родители раздражают ребенка своими требованиями, просьбами; друзья – своей непонятливостью, непоследовательностью. Неуравновешенность психики приводит к тому, что в отношениях с друзьями отсутствует стабильность: сегодня лучшая подруга, завтра – враг. Задача родителей тактично объяснить ребенку достоинство или недостатки друзей, да и свои собственные, которые подчас столь очевидны для ребенка и подвести его к позитивным выводам. Можно бесконечно долго говорить ребенку о том, что хорошо или плохо, но если это не подкрепляется личным примером, то эффективность этих разговоров – ноль. Чем больше любви и внимания вы уделите ребенку в 11-12 лет, тем легче вам будет найти общий язык в 13-16 лет. Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его не за что-то, а просто так, только очень сильно любите. И конечно, учите. Кто может научить ребенка лучше, чем любящие родители.
Семья, ее традиции, гармоничность отношений родителей играет важнейшую роль в становлении половой роли ребенка. В семье ребенок получает наглядные примеры мужского и женского поведения, взаимодействия лиц разного пола. Любой ребенок очень чутко улавливает то, как относятся родители к его телосложению. Девочке важно слышать от отца, какая она красивая. Очень болезненно воспринимаются замечания по поводу недостатков ее фигуры. Мать должна привлекать дочь к выполнению дел, традиционно воспринимаемых как женские, рассказывать мужу о том, какая у него замечательная дочь. Полные или очень худые, низкорослые, неловкие мальчики часто испытывают чувство вины перед отцом за то, что неоправдывают его надежд. При отсутствии поддержки отца, чувствуя его иронично-принебрежительное отношение к себе они начинают искать утешение у матери. Это мешает становлению их половой роли, приводит к трудностям общения как с мальчиками, так и с девочками, к ухудшению взаимоотношений родителей.
С 11-12 лет происходит преобразование процесса мышления, начинается переход от стадии конкретных операций к стадии формальный операций. Абстрактные понятия, такие как дружба, любовь, предательство и т. п. начинают наполняться для подростка реальным содержанием. Подросток может сопоставлять противоречивые факты и делать из этого собственные выводы. Он начинает замечать, что окружающие люди могут говорить одно, а делать совершенно другое. Подросток задается вопросом: что же они при этом думают? Понимая противоречия мыслей, слов и поступков, растущий человек начинает более критично относиться к требованиям взрослых, зачастую вступая с ними в конфликтные отношения.
Одним из аспектов мышления на уровне формальных операций является способность анализировать собственные мыслительные процессы. Подростки, как правило, широко пользуются этой возможностью. Они стремятся постичь не только себя, но также разобраться и в других людях. Американский психолог Грейс Крайг отмечает, что способность учитывать мысли других людей, в сочетании с повышенным вниманием подростков к собственным внутренним изменениям, ведет к особого рода подростковому эгоцентризму. Подростки склонны полагать, что они и их поведение столь же интересны другим людям, как и им самим. Им иногда не удается провести грань между их собственными интересами и интересами других людей. В результате подростки склонны делать поспешные выводы о реакциях окружающих людей и предполагать, что другие столь же одобрительно (или критически) относятся к ним, как они сами относятся к себе. Результаты исследований указывают на то, что подростки гораздо больше, чем младшие дети, беспокоятся о том, что другие люди узнают об их недостатках.
Представление подростков о том, что другие люди постоянно наблюдают за ними и оценивают их, получило название воображаемой аудитории. Являясь продуктом фантазии увлеченного собой подростка, воображаемая аудитория разделяет с подростком его личные мысли и чувства. Подростки выступают перед этой воображаемой аудиторией на своей внутренней «сцене», чтобы «примерить» на себя различные установки и формы поведения. Воображаемая аудитория также является причиной застенчивости подростков – они постоянно и болезненно ощущают себя на виду у всех. Поскольку подростки не уверены в своей идентичности, то, пытаясь понять, кем они являются в действительности, они болезненно реагируют на мнения других.
Не умея дифференцировать чувства других людей, подростки в то же самое время поглощены своими собственными чувствами, считая, что их эмоции уникальны и никто другой никогда не переживал и не будет переживать таких страданий или такого восторга, как они.
Вооружившись новыми критическими мыслями, подросток внезапно начинает видеть множество недостатков у своих родителей и не может представить себе, как два обычных и ограниченных человека могли произвести на свет этого тонко чувствующего и уникального индивидуума – его самого. Это проявление особой формы персонального мифа – фантазия найденыша. Как отмечает Г. Крайг, подростки сравнивают образы идеальных родителей с реальными родителями, которых они видят ежедневно. Поэтому в период отрочества неизбежно возрастает количество семейных ссор. Многие исследователи считают, что битвы, которые разгораются по поводу таких повседневных дел, как работа по дому, одежда, учеба и семейные обеды, служат полезной цели. Они позволяют подростку на сравнительно незначительных проблемах проверить степень своей независимости в безопасной семейной обстановке. Подросток должен получить большую независимость в своей жизни, а родители должны научиться смотреть на своего ребенка как на равного, имеющего право на свое мнение человека. Для большинства подростков взаимодействие между этими конфликтующими потребностями происходит в рамках заботливых, тесных отношений со своими родителями.
Однако есть ребята, которые и в отрочестве продолжают оставаться на уровне конкретного мышления. Во многих случаях подросток, скорее всего, преодолеет уровень конкретных операций и выйдет на стадию абстрактного мышления. Но для кого-то конкретное мышление может оказаться пределом развития. Причин, объясняющих задержку или остановку в развитии, достаточно много: это и различные социальные условия, и генетические особенности, и. внутренняя позиция самого подростка. Стремление к развитию, поиск радости от рефлексии на свои (и чужие) умственные действия в одном случае и безразличие к мышлению как форме умственной активности – в другом обусловливается целым комплексом причин. В последнем случае угасает и значимость для подростка образовательной учебной деятельности. Он может занять пассивную позицию и по возможности просто ничего не делать. Такие подростки, как правило, ищут приложения своих сил в другой деятельности.
Врываясь в вихрь социальной жизни, в мир переживания человеческих страстей, открывая для себя чувственность и интимность, подросток обживает собственный внутренний мир, в котором благодаря воображению порождаются причудливые, таинственные, иногда очень смутные образы и символы, вбирающие субъективное отражение растущим человеком внешнего мира.
В реальном пространстве социального мира подросток зачастую застенчив, неловок, не уверен в себе. Порой это может зеркально трансформироваться в дикие выходки подросткового вандализма, в необузданное озорство и хулиганское поведение в общественных местах. Подросток пока не чувствует себя в полной мере ответственным хозяином в социальных отношениях. Совсем другое дело – сфера воображения. Реальность пространства воображаемого мира субъективна – это только его, подростка, реальность. Действия, совершаемые подростком в его воображении, приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей, существующих в реальном пространстве социальных отношений людей.
Так, например, подросток мечтает о новом мощном плеере, на который он сможет записать свои любимые мелодии. При этом он представляет, как, захватив новый плеер, он приезжает на каникулы к бабушке, выходит во двор и показывает ребятам свой суперплеер. У них точно такого еще нет. Все окружат его и будут расспрашивать о мощности, о памяти плеера. Он, будет чувствовать себя «крутым» и самым-самым «продвинутым»!
Подросток, выстроивший в собственном воображении фантастический мир, в котором он является смелым и сильным супергероем, участвующим в борьбе добра и зла, стремится в каждую свободную минуту умчаться в свою прекрасную фантазию. Но в реальной жизни он абсолютно пассивен, избегает какой бы то ни было физической нагрузки и всячески ограничивает контакты со сверстниками. В подобных случаях может таиться психологическая основа подросткового аутизма – погружения в мир воображаемых переживаний с ослаблением контакта с действительностью, ухода от реальности, отсутствия стремления к общению с людьми – взрослыми и сверстниками.
Подросток осваивает еще одну особую реальность, которая позволяет дистанцироваться от мира взрослых и войти в группу сверстников. Это реальность сленга — языковой игры, отхода от языковой нормы. Реальность маски, карнавала, «второй жизни», в которую взрослым вход воспрещен, в которую допускаются только «свои».
Попытки взрослых заставить подростка говорить нормальным (литературным) языком, как правило, оказываются безрезультатными, поскольку сленг – это потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Широко распространены такие сленговые перлы, как «Круто!», «Клево!», «В кайф!», «А на фига?» и т. п. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни. Каждая молодежная группировка имеет свой сленг, который отражает ее образ жизни и мироощущение.
В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов представляет для подростка способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Причиной тому является, прежде всего, использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора. Взрослое сообщество само пожинает плоды того, что сеет. Вряд ли эти семена являются тем, что принято называть «добрым и вечным».
Важной задачей родителей является способствование тому, чтобы подросток удержался на верхнем уровне речевой культуры. Подросток очень склонен в силу своих возрастных особенностей, ориентируясь на сверстников и кумиров, варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Разговаривая с учителями, он старается удержаться на уровне стереотипов культуры. В общении с родителями зачастую допускает гораздо больше вольностей в использовании лексики и стиля. А входя в круг сверстников, незаметно для самого себя совсем легко соскальзывает на подростковый жаргон.
Взрослых, и, прежде всего родителей, подчас пугают и возмущают речевые вольности детей-подростков, наводя на размышления о том, как это отразится на его настоящем и будущем. Однако этот феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость. Пройдет время, и подросток вернется к «нормальной» литературной речи. Однако это произойдет только в том случае, если ее образцы у ребенка есть. Родителям важно помнить, что каждый собеседник выступает для подростка как носитель языка, предлагающий свой состав употребляемых слов, значений и смыслов. Поэтому если они хотят, чтобы подросток говорил не только на сленге, они должны следить за богатством и литературным качеством своих собственных высказываний, Должны подбирать для себя и ребенка развивающее чтение, радио– и телевизионные программы, круг общения, в. котором поддерживается высокий уровень речевой культуры.
Симптомы кризиса. Симптомами называют типичные поведенческие реакции, характерные для данного возрастного кризиса. Наиболее подробно такие реакции подростков были описаны психотерапевтом А. Е. Личко. Добавим к этому эмоциональные особенности подростков и получим следующую картину.
«Аффект неадекватности» – бурная неуправляемая реакция, не соответствующая по выраженности вызвавшему ее поводу. В его основе лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний. Связан с переживанием
мнимой несправедливости и неадекватной обиды в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются либо другие, либо обстоятельства.
Реакция имитации – подражание поведению окружающих, авторитетных в глазах подростка. Часто становится причиной нарушения поведения в подростковом возрасте, если в качестве объекта подражания избирается «герой» с невысокими моральными качествами и асоциальным поведением. Сюда же можно отнести подражание моде, повышенный интерес к своему внешнему виду, желание обладать определенными вещами, которые есть у сверстников.
Реакция «оппозиции» – это активный протест. Причиной появления этой реакции могут быть чрезвычайно высокие требования к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны родителей или, наоборот, гиперопека. (Например, родители предлагают сыну (двенадцать лет) заняться игрой на гитаре – он отказывается в грубой форме (хотя на самом деле хотел бы). Или другой пример: родители хвалят знакомую девочку и предлагают с ней познакомиться – реакция подростка: «Нет, с ней общаться не хочу» и т. п. )
В основе отказа лежит стремление идти наперекор взрослым, противоречить им и таким образом утвердить свою самостоятельность. Это близко к реакции негативизма в период кризиса трех лет, когда ребенок отказывается от того, чего он на самом деле хочет,
только потому, что это предложено родителями. Негативизм – акт социального характера, в его основе лежит отношение к взрослому. В связи с этим можно вспомнить следующее изречение: «Человек становится взрослым тогда, когда делает то, что хочет, даже если это совпадает с мнением его родителей».
Реакция «гиперкомпенсации» выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха именно в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом.
Реакция группирования основана на потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Группы в среде подростков возникают по своим законам, среди которых наибольшую опасность представляет так называемая «автономная мораль».
Реакция эмансипации – достижение определенного уровня автономии, независимости от родителей.
Поскольку возрастной кризис – это необходимый и закономерный этап в развитии ребенка, то и появление тех или иных симптомов – нормальное явление. Хотя возможен и их переход в патологические формы. Как отмечает А. Е. Личко, реакции становятся патологическими, если:
они распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли (к примеру, подросток реагирует отказом не только на предложения родителей или какого-то учителя, а почти всех взрослых);
к ним присоединяются невротические расстройства (могут возникнуть тики, заикания, навязчивые состояния);
развивается склонность к их возникновению в самых разных ситуациях, или данные реакции могут быть вызваны неадекватными стимулами (постоянная смена кумиров или стремление к полной бесконтрольности поведения);
появляется характер патологического стереотипа (подражание своему кумиру даже в мелочах, шаблонные реакции, навязчивое коллекционирование);
превышается «потолок» нарушений поведения, допустимый в данном обществе (поведение выходит за рамки дозволенного, подросток включается в асоциальные группировки);
реакции нарушают или затрудняют социальную адаптацию (неадекватная обидчивость – реакции настолько бурные, что это мешает общению со сверстниками).
Становясь патологическими, эти реакции могут обусловливать разные формы поведения, различные виды нелицеприятных поступков (мелкие кражи, брань, хулиганство и т. д. ), побеги из дома и бродяжничество, пьянство, наркоманию, суицидальные попытки и другие аномалии, относящиеся к категории личностных расстройств.
Что важно
помнить родителям
Итак, что же может сделать взрослый, чтобы помочь подростку преодолеть кризис?
Общий принцип – безусловное принятие ребенка. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями, но не личностью в целом. Можно осуждать поступки, но не чувства. Родителям стоит обратить внимание на то, что перевешивает в общении с ребенком: эмоционально положительные или отрицательные высказывания? В этом возрасте дети очень чувствительны и болезненно воспринимают слова взрослых. Нередко они делают неутешительный вывод, что родители их не любят. И как бы ни казалось взрослым, что ребенок от них отдалился, что в первую очередь его интересуют проблемы с друзьями, потребность в близком, доверительном общении с родителями на самом деле достаточно сильна.
Важно помнить, что основная линия кризиса – борьба подростка за расширение своих прав. Здесь важно придерживаться принципа динамического равновесия: права должны находиться в единой связке с обязанностями. Подростку нужно помочь усвоить этот общий закон, тогда у него сложится зрелое представление о взрослости как единстве ответственности и самостоятельности.
Даше двенадцать лет. Она просит родителей отпустить ее в выходные на дачу к подруге. Родители соглашаются. Через две недели к ним приезжают в гости родственники, им надо показать город. Даша сначала отказывается – она собиралась погулять с одноклассниками. Но потом ей становится неловко, ведь в прошлый раз родители пошли ей навстречу, отнеслись к ней как к взрослой.
Следует ограничить свое вмешательство в дела ребенка, если он сам не просит о помощи. Если же ему трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» приводит такой пример:
Мише исполнилось одиннадцать лет, и на день рождения ему подарили конструктор. Миша обрадовался, стал собирать. Папа играет с младшей дочкой. Через 5 минут: «Пап, не получается, помоги!» Папа: «Ты что, маленький? Сам разбирайся». Миша погрустнел, бросил конструктор и с тех пор к нему не подходит.
К тому же новые формы поведения требуют от подростка огромного эмоционального напряжения, поэтому он нуждается в поддержке взрослых. Негативное, протестное поведение не должно быть поводом для отказа в помощи. Взрослый должен приложить усилия для того, чтобы подросток смог разобраться в отношении к различным жизненным ситуациям.
В предоставлении ребенку самостоятельности существует опасность слишком рано переложить свою часть ответственности на ребенка. Особенно это актуально в тех семьях, где старший ребенок достиг подросткового возраста и есть маленькие дети. К примеру, если одиннадцати – двенадцатилетнему подростку поручить сидеть полдня с трехлетними близнецами, он может и не справиться с этой задачей. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, надо соразмерять собственные родительские ожидания с возможностями ребенка.
Реакция родителей на новое поведение подростка должна основываться на анализе ситуации: является та или иная форма поведения характерной для кризиса или она вызвана другими причинами. Так, при обычном негативизме иногда нужен твердый отпор и в то же время обсуждение ситуации. Подростку нужно помочь осмыслить те или иные требования, для этого их можно включить в более широкий контекст – личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Если подросток демонстрирует ярко выраженный негативизм, чаще всего за этим кроются эмоциональные проблемы во взаимоотношениях. Например, корень негативного упорства иногда лежит в действительных трудностях ребенка, но чаще – в отрицательных переживаниях.
Катя (двенадцать лет) моет за собой посуду, но отказывается мыть ее за другими членами семьи. При этом она говорит: «Я бы давно это сделала, но тогда они (родители) считали бы, что они меня победили».
Здесь важен дружелюбный тон общения, позиция «на равных». Важно помнить, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. На волне интереса возможно передавать дополнительные знания. Так, к примеру, через музыку можно обучаться иностранному языку, и некоторые родители с успехом используют этот прием.
Учитывая все вышесказанное, необходимо постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему. Подростка надо учить справляться со своими трудностями самостоятельно: ставить четкую цель, разработать план ее достижения.
Внутренним содержанием поведения подростка в критический период является построение пробы: ему важно увидеть себя в новом качестве, испытать новые переживания. А чтобы это произошло, необходима реакция со стороны взрослых, и подросток ждет этой реакции. Самостоятельность не стоит сводить к вседозволенности. Полное попустительство в подростковом возрасте достаточно опасно – оно может привести к необратимым результатам. К тому же оно ведет к неудовлетворенности ребенка, так как его послание к родителям (часто в демонстративной форме) остается без ответа, который так необходим подростку.
Ограничения и запреты должны быть в жизни каждого ребенка, в том числе и подростка. В критический период у ребенка есть внутренняя потребность выйти на границу дозволенного в поведении. Если эту границу расширять, то подросток будет заходить в своем поиске все дальше и дальше. Ему необходимо преодолевать преграды. Это имеет социальный аспект: когда в обществе многое позволительно, подросток очень сильно рискует, часто ставя под угрозу даже свою жизнь. К тому же бессознательно у ребенка может присутствовать и такая установка: «Не запрещают – значит, не любят». Иногда родители интуитивно чувствуют эти моменты и создают специальные преграды, которые можно преодолеть без особого риска. Это мудрый подход, так как он позволяет удовлетворить потребность преодоления и сохранить свою личность. Но, конечно, здесь важно знать меру. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими
Установки взрослых должны быть согласованы между собой и не вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями подростка. Так, для подростка, прежде всего, важен статус в группе. То, что определяет этот статус, часто становится сверхценностью. Поэтому следует быть осторожными в запретах «не дружить», «не ходить», «не надевать», «не участвовать». Для них должны быть действительно веские основания, иначе угроза положению среди сверстников перевесит родительское «нельзя».
Наибольшим воспитательным влиянием в этот период обладает диалогическое общение (равенство позиций). При этом вступать в общение необходимо, учитывая интересы подростка, предмет разговора должен быть конкретным. Но диалоги в тематике, предлагаемой подростком, не всегда эффективны, иногда лучше перевести спор в иной контекст. Нельзя касаться личности подростка – возникает круговая оборона, защита своего Я. Вам не нравятся его действия, а не он сам.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Чтобы помочь ему, полезно освоить приемы общения, которые в психологии принято называть методом активного слушания. Заключается этот метод в том, что, выслушивая собеседника, его партнер по общению как бы переформулирует сказанное. При этом следует «держать паузу». Иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Если обычные реплики, вопросы оставляют ребенка наедине с его переживаниями, то активное слушание выражает сочувствие.
Например, дочь возвращается со дня рождения одноклассницы вся в слезах и на вопрос мамы отвечает: «Больше я с ними общаться не буду!» В ответ она может услышать:
С кем это ты поссорилась?
Как это не будешь, это же твои подруги?!
Ты больше не хочешь общаться со своими одноклассниками.
Ты обиделась на них.
Последний вариант ближе всего к методу активного слушания. В результате отрицательное переживание ребенка ослабевает. Убедившись, что взрослый готов его слушать, подросток начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем, и, что важно, подросток сам продвигается в их решении. К тому же дети сами довольно быстро начинают активно слушать родителей. Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, находят в себе больше терпения.
Помехами на пути активного слушания являются приказы, предупреждения, нравоучения, готовые решения, нотации, критика. Конечно, ни к чему хорошему не приведут обвинения и высмеивание. Сильно раздражают подростков догадки, интерпретации, а также постоянное отшучивание, уход от разговора.
А что же делать в ситуациях, когда больше переживают родители? Взрослым важно проявлять свои чувства. Так, одно из правил для родителей, приведенных Ю. Б. Гиппенрейтер, гласит: «Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. При этом когда вы говорите о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, его поведении.
Что касается разрешения конфликтных ситуаций, то конструктивный способ заключается в следующем: «Выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок». Этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и Я-сообщении. Здесь можно выделить следующие шаги:
Прояснение конфликтной ситуации.
Сбор предложений.
Оценка предложений и выбор наиболее подходящего.
Детализация решения.
Выполнение решения, проверка.
А что же делать, если все вышесказанное не помогает и проблемы в общении с подростком остаются? Ю. Б. Гиппенрейтер говорит о том, что в самых трудных случаях причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это касается особенно чувствительных и ранимых детей. Причины конфликтов с родителями здесь чаще всего эмоциональные:
– борьба за внимание;
– борьба за самоутверждение (против чрезмерной родительской власти и опеки);
– желание отомстить;
– потеря веры в собственный успех.
Нарушение поведения в данном случае – это сигнал о помощи. Чтобы понять, выявить истинную причину непослушания и плохого поведения, родителям нужно обратить внимание на собственные чувства. Переживания родителей — своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Так, в случае борьбы за внимание со стороны ребенка, родители в ответ на его поведение будут испытывать раздражение. В ситуации борьбы за самоутверждение родители чаще всего испытают гнев. При желании ребенка отомстить за нанесенную боль родители в ответ будут испытывать обиду, а при потере подростком веры в собственный успех – чувство безнадежности, отчаяния. Что же делать взрослым? Прежде всего, не реагировать привычным образом, чтобы выйти из этого порочного круга.
Так, в первом случае необходимо найти путь показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты (совместные занятия, игры, прогулки). Привычное непослушание в этот период лучше всего оставлять без внимания.
Во втором случае (борьба за самоутверждение) следует уменьшить свою включенность в дела подростка. Можно использовать метод подстройки: договариваться о деталях и условиях выполнения решения, к которому он пришел сам.
Наиболее трудной является ситуация, когда ребенок бессознательно или осознанно желает отомстить родителям. Что заставило его причинить вам обиду? Какая боль у него самого? Нужно постараться исправить причину, хотя бы поговорить с подростком доверительно.
В случае потери веры в собственный успех надо перестать требовать «полагающегося» поведения, «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Лучше всего организовать совместную деятельность, при этом критика недопустима. Важно отмечать любой, даже самый маленький успех. Нужна подстраховка – возможно, следует поговорить с учителями, сделать их союзниками.
И еще один момент. Многие разновидности отклоняющегося поведения подростков возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Общение со сверстниками должно быть наполнено глубоким или, по крайней мере, социально приемлемым содержанием. Этого можно достичь, если подросток будет включен в разнообразные формы внешкольных занятий. Смена коллектива, различная успешность в тех или иных видах деятельности приводят к тому, что подросток может занимать различные позиции в группе. Следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше сфер общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.
В старших классах родители начинают требовать от ребенка, чтобы он выбрал, кем хочет быть. А когда тот не в состоянии удовлетворить подобный запрос, начинают обращаться к специалистам в надежде, что они с помощью тестов или других современных средств смогут определить сферу, в которой их ребенок волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться. При этом папы и мамы совершенно забывают, что только их личный пример, их собственная заинтересованность может помочь родному чаду. Так, мама одной девушки, сама экономист, очень хотела, чтобы дочь тоже стала бухгалтером. Она специально приводила ее на работу, рассказывала о том, как интересна и полезна эта профессия, и даже поручала делать небольшие бухгалтерские операции. В результате дочь совершенно четко знала, что бухгалтером она быть не хочет, эта сфера ей не нравится. С другой стороны, мы знаем о профессиональных династиях, когда родители своей любовью к работе «заражают» детей.
Общение юноши с родителями занимает особое место в общей системе его межличностных связей с окружающими людьми. Специфические черты этого общения состоят в следующем:
межличностные контакты с родителями, возникая в самом раннем детстве, отличаются от всех других контактов юноши самой большой продолжительностью, устойчивостью и непрерывностью;
связи, объединяющие юношу с родителями, очень многообразны и определяются родственными чувствами, совместным переживанием, общесемейными формами быта, досуга и т. п.
чувства родительской любви и отца, и матери, а также ответная привязанность к ним со стороны юноши приносят в их общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических механизмов, как идентификация, внушение, подражание,
эмоциональное заражение.
Однако важнейшим в юношеском возрасте является процесс отделения от родительской семьи. Он протекает по-разному. У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей.
Х. Ремшмидт отмечает, что отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:
Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.
В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей. Такое "обесценивание" последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.
Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Определенную роль играют особенности, связанные с внешним видом.
4. Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение об абсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такие столкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них на задний план, это относится лишь к определенным областям жизни.
5. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости.
Новейшие исследования опровергают мнение о юности как "невротическом" периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость.
По данным лонгитюдного исследования И. В. Дубровиной и сотрудников, общий уровень тревожности у девятиклассников по сравнению с семи– и восьмиклассниками резко снижается, но в X классе снова повышается, в основном за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной тревожности в VIII и X классах объясняется, по-видимому, тем, что эти классы – выпускные. У юношей сильнее, чем у подростков, выражены также половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы).
Поданным американского психолога Р. Кэттела, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми, доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается. У молодых людей, кроме того, снижаются показатели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, уменьшаются неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Нравственное развитие, формирование системы взглядов и иерархии ценностей, мировоззрения являются важнейшими новообразованиями юношеского возраста.
Говоря образно, юность – пора смятений, открытий, утверждений, проверок и утрат. В это время самые светлые убеждения, вынесенные из детства, проходят суровые испытания:
оптимизм уступает место трезвой оценке;
сила неприятия в оценках юношества сильнее, чем стремление и умение создавать свое;
главный стимул поведения и деятельности – доверие и справедливая мера вознаграждения, подкрепляющие чувство собственного достоинства и независимость от окружающих;
сильное желание самовыражения
ирония как средство самозащиты.
Для большинства взрослых родительство – это важная часть их жизни, а дети – любимые и значимые люди. Но у любви бесчисленное множество ликов. В каждой семье детей любят по-своему: учат, наказывают, тревожатся, объясняют, ласкают, упрекают, обеспечивают, защищают, пугают, отстраняют, восторгаются, унижают, берегут. . . И это все бесконечная, горячая, всесильная родительская любовь, которая, подобно солнечному свету, проходя через призмы личностей отца и матери, преломляется, меняясь иногда до неузнаваемости. Бывает, тревожась за жизнь и здоровье ребенка, родители лишают его возможности крепнуть и здороветь, а стремясь максимально развить его природные задатки, не дают ему заниматься любимым делом, проясняющим его призвание. Это тоже родительская любовь, только искаженная так, что трудно ее распознать.
Причиной искажения могут быть психологические проблемы родителей, чаще всего носящие неосознаваемый характер. В решении такой проблемы может помочь практический психолог или психотерапевт. С помощью специалиста можно преодолеть действия психологических барьеров, которые препятствуют осознанию проблемы. Такое личностное развитие родителей во время, предшествующее отрочеству детей, существенно облегчает будущее взаимодействие взрослых с подростками.
В преддверии подросткового возраста у родителей есть достаточно времени не только для личностных изменений, но и для трансформации своих отношений с ребенком. Если удастся гармонизировать эти отношения, то можно значительно сгладить подростковые реакции в дальнейшем. Каким же родителям следует меняться в первую очередь?
Сверхзаботливые родители. Иногда родительская любовь, усиленная амбициями и тревогами взрослых, очень легко и незаметно для самих родителей переходит за грань полезности. Например, что плохого в том, если семья уделяет ребенку много внимания, сил, времени? Что воспитание стало главным семейным делом? Но если при этом сверхзаботливые родители стремятся выполнить все желания ребенка, удовлетворить любые потребности, бесконечно балуют его? Если взрослые восхищаются мнимыми талантами ребенка, преувеличивают действительные его способности? Стремятся освободить его от малейших трудностей и неприятных обязанностей? Таким путем прививается желание быть всегда на виду, не знать ни в чем отказа, воспитывается ожидание сверхблестящего будущего. Но когда этого не случается, кризис неизбежен. Одни подростки пытаются взять все силой, хитростью, упрямством, любыми незаконными способами. Другие сразу же сникают, считают себя несчастными, обманутыми, обиженными, ущемленными.
Что же заставляет родителей вставать на путь потворствующей гиперпротекции (именно так называется подобный стиль воспитания), если известно, что он, скорее всего, приведет к нерадостным последствиям?
Иногда действия взрослых продиктованы желанием дать ребенку то, чего были лишены они сами, обеспечить ему счастливое детство. Если мать в детстве хотела учиться игре на фортепиано и заниматься хореографией, но не имела возможности, то она с энтузиазмом будет водить дочку в музыкальную школу и хореографическую студию, независимо от желания девочки. К тому же женщина будет непременно ожидать от дочери потрясающих успехов. Силу всех своих нереализованных способностей и ожиданий мать будет отдавать на занятия с дочерью, на требовательность к ней, думая: «Пусть у меня не получилось, зато дочка всего добьется!» Она будет многое прощать ребенку, лишь бы девочка занималась, будет исполнять все ее желания, лишь бы дочь выдерживала напряженный режим занятий и репетиций.
В некоторых семьях потворствующая гиперпротекция обусловлена нарушенными супружескими отношениями. В случае смерти одного из родителей, развода или неудовлетворительных отношений супругов взрослый хочет, сам того четко не осознавая, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Мать отказывается от повторного замужества или от налаживания отношений с мужем. Она заявляет: «Кроме ребенка мне никто не нужен, я ему отдам всю свою любовь». Матери льстит, когда ребенок, чаще всего сын, ведет себя по отношению к ней как взрослый мужчина, заботится, поддерживает, проявляет ревность, влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у матери возникает страх перед самостоятельностью подростка. Тогда-то женщина и начинает уделять больше времени для общения с ним, «подкупать» его дорогими подарками. Аналогичным образом могут развиваться и отношения отца с дочерью.
Александр и Татьяна женаты двенадцать лет, несколько последних лет они находятся в состоянии хронического развода, живут то порознь, то вместе. Ситуация неопределенности крайне пагубно действует на их дочь Ларису, ученицу пятого класса. Однажды мама случайно обнаружила записку дочери, в которой та писала о своем желании умереть. Девочка полагала, что во всех семейных раздорах виновата мама, так как папа всегда молчал, не проявлял своих чувств и своего отношения к возникающим ситуациям, но при этом очень трепетно и нежно относился к дочери, все прощал ей, ничего не требовал. Когда он говорил: «Не представляю, как буду жить, когда дочери не будет рядом», у него на глазах невольно появлялись слезы. Родители ничего не объясняли Ларисе, считая, что пока они сами не решили своего будущего, им нечего говорить дочери. Девочка же в свою очередь полагала, что она сама и ее мнение ничего не значат для отца и матери. «Вот когда-нибудь выйду в окно, тогда они, может быть, обратят на меня внимание!» – со слезами на глазах восклицала Лариса. Ситуация развода родителей, для ребенка и так достаточно травматичная, в данном случае усугублялась отсутствием доверительного общения в семье и потворствующей гиперпротекцией отца.
В некоторых семьях сверхзаботливые родители чрезмерно обеспокоены здоровьем своего ребенка. Они тревожно прислушиваются к любым его пожеланиям и спешат моментально их удовлетворить, тем самым, надеясь предотвратить проявления опасных заболеваний. Причина такого родительского поведения нередко коренится в истории появления ребенка на свет – может, он был поздним долгожданным ребенком, может, родился хрупким и болезненным, и его с большим трудом удалось выходить.
Другой причиной могут служить тяжелые длительные болезни, которые ребенок перенес. Однажды почувствовав опасность потерять ребенка, родители навсегда приобретают страх утраты сына или дочери. Это очень сильное человеческое чувство, следствием которого является чрезмерное внимание к здоровью ребенка, демонстрация необоснованной тревоги, паника при малейшем недомогании. В семье может сложиться своеобразный культ болезни, когда любые события в жизни ребенка рассматриваются сквозь призму его здоровья и нездоровья. Такая семейная ситуация приводит подростка к склонности к ипохондричности – преувеличении болезненных явлений или к ипохондрическим реакциям – уходу в болезнь при трудных жизненных ситуациях, требующих активных действий.
Для некоторых взрослых их ребенок в любом возрасте все еще маленький. Родители игнорируют взросление детей, постоянно высказывают одобрение таких качеств, как непосредственность, наивность, игривость, стимулируя тем самым детскость поведения. В этом случае взрослыми движет страх, что ребенок вырастет и покинет их. Страх также может быть связан и с биографией самого родителя. Возможно, он был старшим из детей в семье и пережил трудную для себя ситуацию смещения родительской любви на младшего ребенка, а потому воспринимал свой старший возраст как трагедию.
Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители меньше требуют от него, формируя тем самым воспитательный стиль «потворствующая гиперпротекция» и стимулируя развитие психического инфантилизма.
Самодиагностика. Определить, являетесь ли вы сверхзаботливым родителем, вам поможет следующее упражнение. Прочитайте перечень представленных утверждений и отметьте те из них, которые отвечают вашему собственному мнению.
1. Все, что я делаю, я делаю ради моего ребенка.
2. Мой ребенок для меня самое главное в жизни.
3. Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени.
4. Ради ребенка мне пришлось от многого в жизни отказаться.
5. Я все время думаю о моем ребенке, его здоровье, делах и т. д.
6. Мой ребенок ни в чем не знает отказа.
7. Я трачу на ребенка гораздо больше денег, чем на себя.
8. Стараюсь купить ребенку все самое лучшее.
9. Я разрешаю моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
Посчитайте количество положительных ответов, и если их окажется большинство, то, наверное, вас можно назвать сверхзаботливыми родителями.
Сверхконтролирующие родители. В семьях, где ребенок находится в центре внимания взрослых, которые отдают ему много сил и времени, сверхконтролирующие родители иногда лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такой стиль родительского поведения называется доминирующая гиперпротекция. Причинами подобного отклонения в воспитании могут стать страх взросления детей и страх их утраты, нарушенные супружеские отношения и нереализованные амбиции родителей. Избыточный контроль подавляет самостоятельность детей, делая их инфантильными, незрелыми, беспомощными в реальной жизни.
Самодиагностика. Вы можете определить, являетесь ли вы сверхконтролирующими родителями, ответив на следующие вопросы:
1. Мой ребенок имеет много домашних обязанностей.
2. Главное, чему родители могут научить своих детей, – это послушанию.
3. Дети не должны возражать своим родителям.
4. Родители должны все знать о своих детях.
5. Дети с раннего детства должны усвоить слово «нельзя».
6. Дети должны уважать родителей больше, чем других людей.
7. Дети должны слушаться родителей, даже если уверены, что те ошибаются.
Посчитайте количество положительных ответов, если их окажется большинство, то, наверное, вас можно отнести к сверхконтролирующим родителям. Бывает, что сверхстрогие взрослые
Сверхстрогие родители. чрезмерно реагируют даже на незначительные детские провинности, лишая ребенка удовольствий, ограничивая его свободу и самостоятельность, игнорируя потребности, иногда даже причиняя физическую и психическую боль. В этом случае дети, привыкая к чрезмерной строгости родителей, вынуждены становиться как бы бесчувственными, не реагирующими на болезненные воздействия родителей. Тогда дети игнорируют не только свои чувства и ощущения, но и чувства и ощущения других людей. Они могут стать жестокими и бесчувственными подростками.
Сережа учится в пятом классе. Хотя оценки у него неплохие, друзей в классе нет. Учителя жалуются, что мальчик часто ссорится с ребятами и жестоко дерется. Когда классная руководительница пыталась ему объяснить, как люди, которым он наносит боль, страдают, Сережа возразил: «Да я ему не больно стукнул, я и себе так могу!» При этом он со всей силой ударяет себя в грудь и говорит,– «Вот видите, совсем не больно!» Родители Сережи образованные и обеспеченные люди. Каждый из них хочет воспитать из него сильного и успешного человека. Папа заставляет ребенка заниматься в секции хоккея, хотя Сережа плачет перед каждой тренировкой, потому что боится боли от ударов клюшками и шайбой. Возразить папе он тоже боится. Мама частенько слишком строго наказывает сына. Когда он в школе порвал брюки, зацепившись за гвоздь, она на месяц запретила ему играть в компьютерные игры, когда он разлил молоко из кошкиной миски и плохо затер, мама отдала кошечку, единственного друга Сережи, в другую семью.
Мальчик рос одиноким, агрессивным, жестоким.
Самодиагностика. Прочитайте перечень представленных утверждений и отметьте те из них, которые отвечают вашему собственному мнению.
1. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
2. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, это постоянные строгие наказания.
3. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
6. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
7. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
8. Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка.
9. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.
10. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
Посчитайте количество положительных ответов, и если их окажется большинство, то, наверное, вас можно назвать сверхстрогими родителями.
Сверхтребовательные родители. Если обязанности ребенка слишком сложны для него, не соответствуют его возрастным и индивидуальным возможностям, то они не только не способствуют полноценному развитию его личности, но напротив, могут нанести ему психическую травму. Сверхтребовательные родители характеризуются сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Такой стиль воспитания называют повышенной моральной ответственностью. Дети с повышенной моральной ответственностью часто напоминают маленьких старичков. Они слишком серьезны, строги и ответственны. Редко беззаботно смеются, почти не играют в веселые развлекательные игры, мало общаются со сверстниками. К родителям относятся как к маленьким детям, которым нельзя доверить важные дела, которых надо постоянно контролировать.
Когда Алеше исполнилось двенадцать лет, у него появился маленький братик. Отец Алеши был чрезмерно требователен к сыну всегда, но с появлением младшего ребенка уровень требований непомерно возрос. Мать мальчика не смела возражать мужу. Подросток, отличавшийся ответственностью, трепетно относился к малышу, часто помогал маме в уходе за новорожденным, беспрекословно выполнял все родительские просьбы, касающиеся маленького. Прибегая после школы домой, он тщательно мыл руки и бежал к братику. Родителям от Алеши доставалось: «Почему игрушки не помыли?», «Зачем это яблоко ему дали? Оно же красное, аллергия может быть!». Алеша – прекрасный заботливый старший брат, ответственный и внимательный. Грустно только от того, какая цена заплачена за воспитание столь достойных качеств. У Алеши от столь непомерной нагрузки обострилась астма.
Самодиагностика. Прочитайте перечень представленных утверждений и отметьте те из них, которые совпадают с вашими представлениями о воспитании.
1. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.
2. У моего ребенка более трудное детство, чем у большинства его товарищей.
3. Моему ребенку часто приходится присматривать за младшим братом (сестрой).
4. Мой ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.
5. Мой ребенок много помогает мне (дома, на работе).
6. У моего ребенка есть такие домашние обязанности, какие в других семьях выполняют взрослые.
7. Нередко часть моих домашних забот берет на себя мой ребенок
Посчитайте количество положительных ответов, и если их окажется большинство, то, скорее всего, вид вашего семейного воспитания – повышенная моральная ответственность, а вы – сверхтребовательные родители.
Беспечные родители. Иногда ребенок оказывается на периферии родительского внимания, в повседневной жизни до него «не доходят руки», он часто выпадает из виду, и только если что-нибудь случается, взрослые предпринимают какие-либо действия. Такая воспитательная политика может неблагоприятно сказаться на ребенке, входящем в подростковый возраст. Не найдя дома постоянного внимания к себе и своей жизни, подросток может быть легко затянут в асоциальную компанию. Причиной подобной беспечности взрослых может быть воспитательная модель, усвоенная ими в детстве от собственных родителей. «Со мной в детстве никто не нянчился, и ничего, вырос, выучился. И с ним все будет в порядке», – часто заявляет такой беспечный родитель.
Самодиагностика. Прочитайте перечень представленных утверждений и отметьте те из них, которые отвечают вашему собственному мнению. Постарайтесь быть максимально честным, как бы ни было неприятно соотносить с собой то или иное утверждение.
1. Часто бывает, что я не знаю, что делают в данный момент мои сын или дочь.
2. Бывает, что я узнаю о замечании или двойке, только просматривая дневник.
3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.
4. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
5. Мне много раз приходилось пропустить родительское собрание.
6. Выходя из дома, мой сын или дочь редко говорят, куда идут.
7. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
8. Мой сын (дочь) возвращается вечером домой тогда, когда хочет.
9. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.
10. Нередко мне приходится расписываться в дневнике за несколько недель сразу.
11. Мой сын (дочь) сам (сама) решает, на что ему (ей) тратить свои деньги.
12. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».
13. От наказаний мало проку.
Посчитайте количество положительных ответов, и если их окажется большинство, то, скорее всего, вас можно назвать беспечными родителями.
Неуверенные родители. Воспитательную неуверенность таких родителей можно назвать слабым местом их личности. В их семьях власть захвачена детьми. Они добиваются для себя максимума прав при минимуме обязанностей. Происходит это потому, что ребенок манипулирует родителем, нащупав его слабое место. Родитель идет на поводу у ребенка, уступая даже в тех случаях, когда уступать, по его же мнению, никак нельзя. Такую семью легко распознать: бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах родитель. Слабым местом неуверенных родителей может быть чувство вины перед ребенком, страх перед его яростным сопротивлением родительскому требованию или страх потерять его любовь.
Самодиагностика. Чтобы выяснить, можно ли вас отнести к неуверенным родителям, ответьте на следующие вопросы:
1. Если мой ребенок подолгу упрямится или злится, я начинаю сомневаться в правильности своих требований.
2. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше поступить так, как он хочет.
3. Чаще всего упрямство детей вызвано тем, что родители не умеют найти к ним подход.
4. Я часто не знаю, как поступить с ребенком.
5. В недостатках ребенка виноваты, конечно, родители.
6. Я часто отменяю свое требование к ребенку. 7.
Мне не хватает настойчивости в воспитании ребенка.
Посчитайте количество положительных ответов, если их окажется большинство, то, наверное, вы неуверенные родители.
«Усталые» родители. Такие взрослые не хотят общаться с ребенком, быстро устают от его общества, безразличны к его интересам. Часто «усталые» родители жалуются на утомительность родительских обязанностей, сожалеют, что воспитание отрывает их от более важных и интересных вещей. Свои основные усилия они направляют на профессиональные достижения и устройство личной жизни, Причиной такой родительской усталости может быть несформировавшаяся внутренняя позиция матери или отца, так как в своем детстве эти взрослые не испытывали родительского тепла и отвергались родителями. Дети усталых родителей ощущают себя помехой в их жизни. Они вырастают робкими, забитыми, неуверенными в себе, с заниженной самооценкой или холодными, жестокими, неспособными на теплые чувства.
Самодиагностика. Прочитайте перечень представленных утверждений и отметьте те из них, которые отвечают вашему собственному мнению. Постарайтесь быть честными, насколько это возможно.
1. Если бы у меня не было детей, я добился (добилась) бы в жизни гораздо большего.
2. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
3. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
4. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
5. У меня столько в жизни проблем, что не остается сил и времени на то, чтобы вникать в сложности детской жизни.
6. Если бы у меня не было детей, то мое здоровье было бы намного лучше.
7. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
Посчитайте количество положительных ответов, и если их окажется большинство, то, наверное, вас можно назвать «усталыми» родителями.
Перечисленные нарушения семейного воспитания, скорее всего, могут значительно обострить протекание подросткового возраста детей. Однако родители имеют бесспорные возможности повлиять на процесс взросления подростков, совершенствуя стиль воспитания, принятый в их семье.
Американский психолог и психотерапевт Росс Кемпбелл в своей книге «Как по-настоящему любить своего ребенка» сформулировал четыре основных правила общения с собственным ребенком, которые позволят вам передать ему свою любовь, заботу, внимание.
Часто ли вы, уважаемые родители, заглядываете в глаза своим Правило «Глаза в глаза». детям? Согласитесь, что наша суетная жизнь заставляет нас общаться с ребенком на бегу, мимоходом, из соседней комнаты. Как часто мы слушаем его, не отрывая глаз от телевизора, книги или пышущей супом кастрюли. В то время как именно посредством глаз большей частью передаются все переполняющие нас чувства. Глаза – зеркало души, контакт глаз – разговор двух душ: родителя и ребенка. Только посмотрев в глаза собеседнику, можно передать ему нечто важное, невыразимое словами. Ребенок, не привыкший при разговоре смотреть в глаза, испытывает серьезные трудности в общении с людьми. Чаще всего это замкнутый, несколько угрюмый подросток, которому непросто влиться в новый коллектив, налаживать отношение со сверстниками и справляться с конфликтными ситуациями.
Родители, сердясь на детей, говоря им: «Глаза б мои на тебя не смотрели!» – и действительно, отводя взгляд, невольно наносят ребенку психологическую травму. Это очень сильно действующий педагогический прием, и использовать его в своей воспитательной практике следует лишь в исключительном случае.
Если, разговаривая с ребенком, слушая его, родители будут поддерживать контакт глаз, подросток в каждый момент общения будет ощущать свою значимость для своей семьи, уважение со стороны взрослых к своим чувствам, интересам, потребностям, трудностям. Тем самым значительно повышается его самооценка, уверенность в себе, чувство психологической безопасности.
Правило «Чудо прикосновения». Первый контакт с матерью новорожденного ребенка осуществляется через заботливые материнские руки. Сегодня все акушеры знают о важности для нормального развития ребенка тактильного контакта, то есть по типу «кожа к коже». Поглаживания, укачивания, растирания, тормошения, легкие подбрасывания – все эти способы общения родителя с ребенком имеют огромное значение для развития малыша, так как развивают мозг, тело, двигательную и сенсорную систему. Тактильный голод в первые месяцы жизни ведет к необратимым драматическим последствиям, которые во взрослом возрасте откликаются невротическими проявлениями.
Будет ошибочным считать, что дети в преддверии подросткового возраста настолько взрослые, что не нуждаются в тактильных ощущениях. Человеческие прикосновения в любом возрасте обогащают взаимодействия людей, делая их ближе и понятнее. Потрепать подростка по плечу, дотронуться до руки, приобнять – все это знаки родительской любви и поддержки, столь ему необходимой. Исследователи подсчитали, что взрослому человеку каждый день для поддержания нормального душевного состояния необходимо не менее девяти объятий. Можно предположить, что ребенку в преддверии отрочества как эмоциональному, обостренно чувствующему и впечатлительному существу объятий требуется еще больше. Безраздельное внимание
Правило «Безраздельное внимание». к ребенку означает пристальное, неделимое внимание к нему, которое позволяет ему с полной уверенностью ощутить себя любимым, значимым членом семьи, почувствовать родительское признание и безоговорочное уважение. Безраздельное внимание – это, может быть, 20—30 минут каждый день, которые родитель посвящает своему ребенку, не отвлекаясь ни на телевизор, ни на чтение, ни на телефонные разговоры, ни на домашние хлопоты. Чем заниматься в. такие минуты, не имеет значения. Можно почитать вслух, можно прогуляться по парку, можно просто поговорить, сидя на краешке детской кровати. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в полном моем распоряжении. Я для нее (него) сейчас самый главный». Быть самым главным для родителей хотя бы на время – острая потребность каждого ребенка в любом возрасте. От того, насколько удовлетворена эта потребность, зависит мнение ребенка о самом себе и качество его взаимоотношений с окружающим миром. В случае неудовлетворенности этой потребности ребенок будет чувствовать постоянное беспокойство, ему будет казаться, что все остальное в мире гораздо важнее его самого. Поэтому ребенок утрачивает чувство безопасности, вследствие чего замедляется его эмоциональное и психическое развитие.
Если в семье двое и более детей, такое безраздельное внимание , нужно Конечно, удобнее и легче почитать книжку сразу двоим, но при этом дети не получат бесценкаждому из детей в отдельности. ного ощущения, которое имеет смысл повторить еще раз: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в полном моем распоряжении. Я для нее (него) сейчас самый главный».
В наш торопливый век ежедневно посвящать время душевному общению с ребенком все труднее. Это, наверное, самый сложный аспект воспитания в наше время, но именно он способствует взращиванию внутреннего стержня личности подростка, который не даст ему подчиниться негативным влияниям окружающего мира.
Правило «Воспитание самодисциплиной». В семье, где растет школьник, часто разгораются эмоциональные бури вокруг вопросов дисциплины. Во сколько вставать и во сколько ложиться, сколько времени тратить на выполнение домашних заданий и сколько – на просмотр телевизора, кто должен вытирать со стола после еды и куда прибирать школьную одежду? Решение подобных вопросов, приучение ребенка к дисциплине, нередко омрачает тональность семейных отношений. Но существует способ, с одной стороны, намного эффективней, чем нотации, нравоучения и наказания, а с другой стороны, не приносящий в семью ссоры и эмоциональные вспышки. Это волшебное средство – самодисциплина родителей.
Основанием для самодисциплины родителей служит тот факт, что личный пример взрослых является эффективным обучением детей в силу их природной способности к подражанию. Именно так дети учатся говорить, слыша речь окружающих их людей. И именно таким образом можно научить детей быть пунктуальными, аккуратными, бережливыми, вежливыми и т. д. , если вы сами будет таковыми. Описанный способ воспитания достаточно трудоемок. Если мы заправляем постель только по выходным, да и то к обеду, то чего же ждать от детей? Чтобы приучить ребенка к какому-либо навыку, самому нужно выполнять это требование всегда, лишь, в крайнем случае, делая исключение.