ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Проблема формирования навыков конструктивного общения – одна из наиболее актуальных в современной педагогике и теории воспитания. Настоящая работа предлагает ряд практически–ориентированных упражнений и задач, направленных создание условий для анализа воспитателями роли невербальных средств общения и тренировки профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Упражнение “Наши ожидания”
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса для дальнейшей работы с воспитателями.
Перед вами лежит брошюра. Задание №1 – “Наши ожидания”. В графе “Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ожидаете от наших занятий?” запишите свои ожидания.
В графе “Что вы готовы вложить в занятия?” запишите свой вклад в занятия.
То, что вы записали, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, что не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце занятия у вас будет возможность проанализировать ваши ожидания. Часть ваших запросов будет реализоваться в следующих занятиях.
1. Психологическая настройка на работу.
Сплочение группы, формирование доверия.
Упражнение “Алфавит”
Воспитатели становятся в круг. Один участник смотрит на любого другого человека, стоящего в кругу, и говорит букву “А”, тот, на кого он посмотрел, выбирает глазами другого и говорит букву “Б”. Вместо алфавита можно использовать порядковый счет или сочетать одновременно порядковый счет и алфавит. Например, один участник называет число “1”, смотрит на любого другого и тот, в свою очередь произносит цифру “2” или букву алфавита “А” и т. д.
Упражнение “Построиться по признакам”
Участники по команде ведущего должны построиться:
– по стажу работы (от большого к меньшему)
– по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему)
– по знакам Зодиака
– по цвету волос без слов (от темных к самым светлым)
Затем, по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.
2. Информационная часть.
Сообщение ведущего (работа со стендом).
Взаимодействие с людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение – слово в языке жестов.
Невербальные каналы коммуникации:
Глаза и контакт с помощью взгляда;
Лицо и лицевая экспрессия;
Жесты;
Позы;
Тактильные ощущения (касания);
Дистанция во время общения;
Интонация.
3. Практическая часть.
Упражнение “Мимика лица”
Задание: назвать нарисованную эмоцию. Результаты обсуждаются. Как легче догадаться об эмоции – по глазам или по нижней части лица?
Упражнение “Взгляд”
Задание: продемонстрируйте ваш взгляд на партнера:
С удивлением,
С гневом,
С грустью,
С радостью,
Со страхом,
С восхищением.
Воспитатели работают в парах, отрабатывая ту или иную эмоцию, потом демонстрируют коллегам.
Упражнение: “О чем говорят наши жесты?”
Коллективная работа воспитателей с набором карточек, где изображены положения рук – жесты.
Задание: рассмотреть жесты, объяснить их значение.
Упражнение: “Получился человечек”
Задание № 3 предполагает использование схематических изображений людей в разных позах. Воспитатели работают индивидуально.
Задание: предлагается вспомнить ситуацию, в которой партнер по общению занимал бы такую позу, и описать свои ощущения в первой колонке таблице, приведенной в той же брошюре. , потом вторую – “Что может означать эта поза?”, третью – “Согласен/не согласен. Почему?”
Упражнение “Передай эмоцию”
Участники построены в колонну.
Задание: передать эмоциональное состояние (но не уточнять, что их будет два) используя только невербальные средства. Первый участник рассматривает предложенные 2 пиктограммы, передает их впередистоящему коллеге и идет в начало колоны, чтобы сопоставить то, что получил, с тем, что передавал. Обратить внимание участников на дистанцию между друг другом и на касания друг друга.
Упражнение “Герой из сказки”
На спину одного из воспитателей помещается листок с надписью сказочного героя, он должен ее узнать, задавая вопросы группе, а отвечают коллеги только невербальными способами. Примеры сказочных героев: Золушка, Красная Шапочка, Мальчик с Пальчик, Кот в сапогах.
3. Установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Анкета “Обратная связь”
Рефлексия
Подводя итоги занятия предложить каждому воспитателю высказать мнение о занятии, начиная свою речь фразой “Сегодня я…”
Литература
1. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.
2. И. А. Агеева Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.
3. Л. Ю. Субботина Развитие воображения у детей.
4. К. И. Аргунова Конспект занятия “Тренинг общения”
5. Н. В. Никорчук Конспект тренинга “Профилактика “Синдрома эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности”. Школьный психолог №24 2005.
Медведева О. Е. ,
педагог-психолог,
ГБОУ детский сад №1989,
г. Москва