Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

В современной школе, в процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаниями – соответственно расти.

Идеальным результатом обучения считается достижение такого развития познавательной деятельности обучающихся, когда они могут самостоятельно ставить познавательную задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать следующие задачи. Школа, иначе говоря, должна научить детей учиться. Недаром бытует утверждение, что самым лучшим является учитель, от которого ученик может быстрее всего освободиться, то есть далее учиться самостоятельно[3].

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей [2].

В этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие учащихся. Оно выражается в значительном увеличении массы тела, наличии возрастных несоответствий в росте сердечно-сосудистой системы (сердце увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии). Часто это приводит к временным расстройствам кровообращения и возрастному повышению кровяного давления. Интенсивное развитие желез внутренней секреции может приводить к некоторым временным изменениям в нервной системе подростков (вспыльчивость, раздражительность и т. п. ). Начало функционирования половых желез ведет к половому созреванию. Все эти качественные изменения в физическом развитии детей влияют на особенности их поведения и состояния. Они должны приниматься во внимание при определении учебной нагрузки учащихся.

Существенные изменения происходит также в умственном развитии подростков. Важным психическим новообразованием этого образа является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже может вполне самостоятельно организовать свое внимание, память, мышление, воображение. В отличие от младшего школьника, ему уже скучно и неинтересно слушать долгие и пространно-детальные объяснения учителя, он стремится к собственной самостоятельности деятельности [1].

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствование, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение[2].

Наиболее существенной особенностью подростков является стремление к самоутверждению, то есть стремление занять определенное место в коллективе (прежде всего – сверстников), среди окружающих людей, что свидетельствует о наличии у подростков потребности в личностном самоопределении. Некоторые из подростков стремятся утвердить себя в новой позиции, показывая глубину и обширность своих знаний. Этот путь самоутверждения необходимо использовать для развития познавательных потребностей подростков, разъясняя им, что взрослость выражается, прежде всего, в глубине знаний, в умении их использовать в жизни, на практике.

В 7-8 классах школы некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием и саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности [2]. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Но чтобы реализовалась самообразовательная деятельность необходимо иметь определенный запас знаний и овладеть соответствующими умениями. С психологической стороны – это прежде всего овладение необходимыми способами умственной деятельности, это формирование определенного уровня интеллекта, соответствующих самообразовательной деятельности качеств ума. Необходимый уровень умственной деятельности – основная предпосылка возможности развития самостоятельности у детей подросткового возраста.

Организуя учебную деятельность школьников учителю необходимо понимать, какие приемы умственной деятельности должны при этом осуществляться учащимся.

На наш взгляд, вопросы и задания для учащихся должны представлять собой учебные задачи, направленные на организацию определенной учебной деятельности учащихся, и способствовать выполнению ими определенных умственных действий, позволяющих либо по новому осознать имеющиеся знания, либо сформировать новые знания на основе имеющихся и тем самым способствовать развитию учащихся. Следовательно, учебные задачи по географии должны отвечать определенным дидактическим требованиям [1].

В подростковом возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и прежде всего мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект, в своих высших проявлениях становится речевым, а речь интеллектуализированной. Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе.

Из этого следует, что в средних и старших классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами обучающиеся находили и давали определения этих понятий под руководством учителя. Это несомненно ускорит процесс развития понятийной структуры мышления и развитие самостоятельности у подростков.

В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Опыт показывает, что если в подростковом возрасте не сформировать умения делать что-либо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших профессиональных умений.

Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит в свою очередь от общего уровня сформированности интеллекта, поэтому в начале жизненного пути важно позаботиться о нем. Не менее важны и специальные способности, проявляющиеся в трудовых умениях и навыках, являющиеся базой для многих различных видов профессиональной деятельности.

Преобладающая часть свободного от обязательных школьных занятий времени подростков должна быть заполнена не общением друг с другом, а самостоятельным учением – приобретением знаний помимо стандартной школьной программы. Опыт показывает, что подростки с большим удовольствием занимаются такими делами, где могут проявить себя с лучшей стороны. Ни в одном другом возрасте с такой легкостью и быстротой не развиваются профессионально ориентированные знания, умения, навыки и так надолго не закрепляются в памяти, как в эти школьные годы [2].

Учителю, в процессе обучения, необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учеников проявления элементов творчества, рационализации, новаторства: проблемные самостоятельные работы, самостоятельные практические работы по описанию материков, стран или городови т. д.

Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении самостоятельных заданий.

Таким образом, психологическими основами развития самостоятельности у детей подросткового возраста являются:

1. Личностное самосовершенствование учащихся через решение познавательных задач.

2. Формирование определенного уровня интеллекта через овладение необходимыми способами умственной деятельности учащихся.

3. Организация совместной профессиональной деятельности как со взрослыми людьми, так и со сверстниками.

4. Увеличение учебной и трудовой нагрузки на учащихся за счет введение в обучение дополнительных специализированных программ, направленных на развитие имеющихся у детей общих и специальных задатков и способностей.

Использованная литература:

1. Крылова О. В. Методическое пособие по географии материков и океанов. – М. : Просвещение, 1997;

2. Немов Р. С. Психология. – М. : ВЛАДОС, 2000;

3. Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях, // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения. – Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Севастьянова И. В. ,

учитель географии,

МБОУ «ООШ №90»,

г. Новокузнецк,