Конфликт интересов педагогического работника
Конфликт интересов педагогического работника В деловых кругах, на госслужбе, муниципальной службе понятие «конфликт интересов» хорошо знакомо. Теперь оно вводится и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Общие положения
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность, например, госслужащего, влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения, служащим при исполнении им должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следовательно, конфликт интересов – одна из разновидностей конфликтной ситуации, где на один интересный предмет претендуют две (или более сторон).
Что делать?
В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Кто занимается урегулированием конфликта интересов?
Урегулированием конфликтов интересов занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов интересов комиссии.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего от занимаемой должности.
Правовое обеспечение конфликта интересов на государственной, муниципальной службе определяется федеральной и региональной нормативной базой, а на уровне самих служб – их локальными актами.
Конфликт интересов педагогического работника
Конфликт интересов в сфере образования конечно существовал и до принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» как объективная реальность. Теперь он приобрел законодательное оформление.
Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», т. е. под конфликтом интересов подразумевается заинтересованность педработника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.
Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- учитель ведет уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
- репетиторство с учениками, которых он обучает;
- получение подарков и услуг;
- участие в формировании списка класса, особенно первоклассников;
- сбор денег на нужды класса, школы;
- участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
- небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
- участие в распределении бонусов для учащихся;
- небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся;
- нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов и т. д.
Где рассматривается?
Конфликт интересов педагогического работника в случае его возникновения рассматривается на комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – комиссия). Она создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.
Работа с документом
Для реализации настоящего требования закона об образовании следует разработать, принять и утвердить:
- Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;
- Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;
- Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов (по желанию организации).