Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Трудные подростки: причины и пути коррекции

Трудные подростки: причины и пути коррекции Подростничество занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Отсюда и возможные проблемы.

В определенной мере все подростки «трудные», т. е. с ними труднее, чем, например, с младшими школьниками.

Проблема «трудных подростков» вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов, родителей и широких кругов общественности. Проблемы понимания, предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения подростков (девиантного) являются междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания многих наук. Особое место в исследовании и решении этих проблем занимает педагогика и психология.

В настоящей работе рассмотрены теоретический аспект данной проблемы (дается характеристика подростка, причины трудностей подросткового возраста) и практический – рекомендации по коррекционно-педагогической деятельности школьника.

Хронологические границы подросткового возраста совпадают с обучением в 6-9 классах, т. е. от 11-12 до 15-16 лет.

Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей и норм, формирование жизненной позиции, причем соответствующие психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а очень сложно противоречиво. Подросток в одно и то же время – и ребенок и взрослый, а точнее сказать – это уже не ребенок, но в то же время еще и не взрослый.

Подростковый возраст – период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, сложный многоплановый процесс перехода на рельсы взрослого функционирования, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «гормональная буря» и «скачок роста» (Н. Н. Толстых).

«Гормональная буря» – перестройка деятельности эндокринных желез. Гормональная перестройка ведет к изменению работы нервной системы, повышая ее возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, ранимость, которые тесно связаны с этой перестройкой. Поэтому умственное или физическое перенапряжение, аффекты, отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы, проявляющихся в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, расстройствах сна, апатии, вялости и т. д.

Скачок роста – рост тела в длину, изменение пропорций тела, развитие мускульного скелета по «мужскому» и «женскому» типу. Изменяется облик подростка. В этот период отмечается рост тела и конечностей, причем позвоночник отстает от темпа роста тела в длину, поэтому позвоночник податлив к искривлению. Отличительной диспропорцией в физическом развитии подростка является отставание роста кровеносных сосудов от роста мускулатуры сердца, что может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде малой выносливости организма (нарушение давления, головные боли, быстрая утомляемость).

Наряду с этими изменениями – это возраст активности и кипучей энергии.

В этот момент происходят огромные изменения и в психологической сфере подростков.

К ним относятся:

1 Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации.

Это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений со взрослыми.

2 Реакция группирования со сверстниками.

Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. Вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества (А. Е. Личко) – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.

3 Возникновение интереса к противоположному полу.

Физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.

4 Развитие самосознания.

Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л. С. Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка». (М. В. Гамезо)

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности, что предъявляет повышенные требования и интеллекту и поведению подростков. Происходит перестройка механизмов познавательных процессов: логичность и абстрактность мышления, неустойчивость внимания, механический характер запоминания и т. д. В подростковом возрасте наиболее ярко начинают проявляться специальные способности: художественные, математические и т. д.

Можно сделать вывод о том, что новой стремительно изменяющейся для подростка ситуации, он часто теряет в ней ориентировку, при встречи с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, подросткам свойственно бурное проявление своих чувств, при рассмотрении психического статуса подростка обращает на себя внимание конфликтность и напряженность ситуаций развития. Все это является предпосылками трудностей подросткового возраста.

Но в этом возрасте обнаруживают себя такие варианты трудностей, которые общество заставляют создавать разные службы по борьбе с этими трудностями. Речь идет об отклоняющемся (девиантном) поведении.

Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Средой такого поведения являются улица, семья, трудовой (учебный) коллектив. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально-культурное окружение, общение людей друг с другом.

Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных концептуальных систем, которые можно объединить в две большие группы: личностные и социальные. Первая группа концепций в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая – саму социальную систему и ее несовершенство.

Сторонники психоаналитической теории считают, что в основе агрессии лежат нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений З. Фрейд рассматривает либидо, А. Адлер – стремление к власти, самоутверждению, превосходству над другими людьми, Э. Фромм – мазохистские влечения к страданию и смерти.

Биолого-антропологические факторы, оказывающие влияние на развитие и поведение личности, рассматривают А. Бандура, А. Басс, Л. Берковец, С. Н. Сенников, Т. Н. Курпатов. Но до настоящего времени не обнаружена четко выраженная зависимость между девиантным поведением и генетической, конституционно-биологической обусловленностью человека.

Важнее, на наш взгляд, социальные детерминанты девиантного поведения, они многочисленны и имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонений кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного социального окружения.

Ю. А. Клейнберг, Т. Р. Алихманова, А. В. Мисько выделяют три основных фактора, влияющих на трудности подросткового возраста: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях ребенка, т. е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность ухода от сложных ситуаций или подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом.

Подросток и семья.

В современной науке существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации.

Так Л. С. Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная.

З. В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

– отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;

– высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании (гиперопека);

– хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

А. Е. Личко отмечает, что в 80-е годы XX века появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям, в других, наоборот, из ребенка делают кумира, восхваляя и поощряя его за все.

Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

1 Семьи с недостатком воспитательных ресурсов – разрушенные или неполные семьи, с недостаточно высоким уровнем развития родителей, не имеющими возможности помогать детям в учебе, семьи, где много времени тратится на поддержание материального благополучия в семье.

2 Нравственно неблагополучные семьи – члены семьи стремятся достигнуть своих целей в ущерб интересам других, стремятся подчинить своей воле другого.

3 Конфликтные – родители не замечают недостатков собственного характера, нетерпимы к манере поведения друг друга. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно.

4 Педагогически некомпетентные семьи – в низ надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость, непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Способствует появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, монотонность окружающей среды.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие:

1 Социально-экономические – это кризисные явления в экономической сфере, безработица, голод, эпидемия, миграция, когда происходит резкое снижение социальных гарантий.

2 Социально-политические – связаны с общим кризисом института семьи: увеличением числа разводов, неполных семей, несовершенным законодательством по вопросам семьи, ее поддержки, опеки и т. д.

3 Медико-психологические – обусловлены генетической, психической и физической патологией.

4 Психолого-педагогические – связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а внутрисемейный климат.

Подросток и школа.

Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколении, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации.

Отношение к учебному процессу, к школе в целом, к учителям и одноклассникам формируется еще в начальной школе. Опросы первоклассников подтверждают, что 98% детей приходят в школу и начинают учиться с огромным желанием.

Почему отношение к школе у детей меняется? Происходит это по разным причинам: конфликты с одноклассниками и учителями, отсутствие помощи со стороны родителей и педагогов, плохая оценка, обида, плохое поведение… Эти частности всегда связаны с комплексом других причин. Часто школьные неуспехи – это признак глубокого разлада подростка с собой, родителями, отсутствия уверенности в себе. Большое влияние на ребенка и его желание учиться оказывает стиль работы педагога, его руководство законами жизни в классе. Без правильного педагогического руководства, при попустительском отношении учителя законы коллективной жизни в классе могут подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного на подавление отдельной личности. У авторитарного учителя дети испытывают психологический дискомфорт, неудовлетворенность, они вынуждены искать общения на стороне, чтобы реализовать себя и самоутвердиться. По данным исследования, до 92% суицидов у подростков прямо или косвенно связаны с неблагополучно сложившимися отношениями в школе с учителями (классом) или в семье.

Таким образом, при бессознательном влиянии педагога на детей, у них развивается аутизм – погружение ученика в мир собственных переживаний, замкнутость, пассивность; нервозность, агрессивность, нарушение социальной и психологической адаптации; фобии (навязчивые страхи), волнение, бессонница, напряжение и т. д.

Подросток и социальная среда.

Большое, если не определяющее, влияние оказывает на детей социальная среда. Она является многофакторным образованием. Притязание на социальное признание – важная потребность подросткового возраста.

Социальная среда и личность подростка находятся в двустороннем взаимодействии. Причем такое влияние бывает как позитивным (социальное творчество), так и негативным (социальная патология). Социальная среда диктует личности подростка свой набор норм существования; личность же старается следовать (или не следовать) этим нормам и правилам. Дисбаланс среды и личности проявляется в стрессе, конфликте и различного рода девиациях (бродяжничестве, наркомании, воровстве…).

Как уже было отмечено, общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков.

Давление групповых норм бывает так сильно, что может провоцировать ребенка на некрасивые поступки, формирует «стадное чувство». Не случайно подростковая преступность носит, как правило, групповой характер.

Потребность в самоутверждении, как отмечает Д. И. Фельдштейн, настольно сильна, что во имя признания товарищами подросток готов на многое: он может поступиться своими моральными установками и совершить поступки, которые расходятся с его взглядами и убеждениями. То есть группа сверстников становится ведущим регулятором поведения подростка: потерять авторитет в глазах товарища – это для него самая большая трагедия.

И. С. Кон указывает на высокую конформность как на типичную черту подростковых групп: «страстное желание быть «как все» (а все – это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения». Отсюда и хобби-реакции, охватывающие весь класс, школу и носящие эпидемиологический характер.

Необходимо отметить, что у подростка очень сильна потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет. Именно на этой основе, как отмечает М. В. Гамезо, у подростков формируются контактные группы. Состав и длительность существования этих групп зависят от общности интересов, взаимопонимания и одобрения поступков друг друга. Первоначально эти группы очень динамичны, и подростки занимают разное место в разных группах.

Центр жизни в подростковом возрасте перемещается в сферу общения и дружбы. Иногда подростки-друзья не могут быть связаны между собою никакими общими делами, а лишь способностью поговорить по душам, с полной убежденностью, что они будут правильно поняты, что останутся в сохранности доверенные тайны. Они чрезвычайно ревнивы к симпатиям друг друга и старательно охраняют дружбу от проникновения кого-нибудь другого. При этом к товарищу они предъявляют высокие и определенные требования, а к себе еще нет.

Важно отметить, что подросток, не найдя удовлетворяющей его системы общения, «уходит» из школы и семьи, конечно, чаще психически, но не так редко и в прямом смысле (А. Н. Леонтьев, Л. Ф. Обухова), и именно улица, как ему кажется, несет в себе все свободы, к которым он так стремится.

Бродяжничество и побеги из дома встречаются довольно часто: более 50% случаев связаны с конфликтами в семье и школе – это своеобразный протест, желание смягчить свою участь. Побеги совершаются подростками в возрасте 11-13 лет (В. Г. Степанов), А. Е. Личко расширяет этот диапазон от 7 до 15 лет.

Существует категория подростков систематически убегающих из дома. В 90% случаев (по данным МВД) у таких детей основной причиной побегов является деморализация семей: пьянство, наркомании, проституция родителей, жестокое обращение с ребенком. Причиной побегов может быть также незнание и неучет родителями трудностей их детей в школе, вызванных отставанием в учебе или сложностями во взаимоотношениях с товарищами А. Е. Личко). Для предотвращения побегов таких детей необходима четкая линия воспитания со стороны педагогов, родителей и правоохранительных органов.

Некоторые дети бегут из дома, стремясь к приключениям. Это гиперактивные дети, чья неугомонность вызывает раздражение у родителей и учителей. Для предотвращения побега этих подростков надо вовлекать их в интересную и напряженную полезную деятельность.

Существует категория беглецов-шантажистов, которые уходят из дома, чтобы родители приняли их условия.

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте часто сопровождается алкоголизацией и употреблением наркотических и токсических веществ, поэтому его и называют аддиктивным (от анг. Addiction – пагубная привычка). Причины этих пагубных пристрастий могут быть разнообразны.

Вот основные причины употребления алкоголя, которые назвали учащиеся I и II курсов ПУ-31 при анкетировании в ноябре 2007 г. :

Праздники, плохая компания, похороны, одиночество, семейные проблемы, для смелости перед танцами, от безделия.

По данным анкетирования каждый хоть раз в жизни пробовал спиртные напитки, 30% продолжают их употреблять, 2,5% имели проблемы с правоохранительными органами и родителями из-за употребления спиртных напитков, 10% считают, что алкоголь безвреден.

Проводилось анкетирование по теме «Курение и его мотивация среди молодежи». По данным исследования 50% опрошенных курят в настоящее время.

Основные причины начала курения: из любопытства, казалось, что это модно, помогает общению, чтобы не отставать от сверстников, чтобы похудеть, помогает заполнить время, для «успокоения нервов», курение – это отдых, удовольствие.

30% курили в прошлом.

20% никогда не курили.

Мотивы отказа от курения: вред для здоровья, излишние материальные расходы, запрет родных, изменение внешности, помеха в учебе и спортивных достижениях, эстетическое отвращение к курящим.

Отказ от курения происходил в 15-18 лет.

Было протестировано 143 подростка – это 33% от общего числа учащихся ПУ по вопросу наркотизации.

Пробовали наркотические вещества 8 человек – это 5,5%.

Основные причины употребления наркотических средств: из любопытства и под влиянием друзей.

На данный момент лиц, употребляющих наркотические вещества, не выявлено.

О службах и организациях, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью, ребята знают.

Пропаганда вреда никотина, алкоголя, наркотиков должна проводиться с учетом психологии подростка. Запреты и запугивания обычно не эффективны. Способность противостоять искушению надо воспитывать собственным примером. Воспитательная методика должна быть последовательной и комплексной. Профилактика включает в себя традиционные беседы, лекции, круглые столы, можно обучить приемам волевого самовоздействия. Существует методика саногенной рефлексии, предложенная Ю. М. Орловым, включающая в себя осмысление умственных операций и навыков укрощения отрицательных эмоций. Информацию о вредных привычках и здоровом образе жизни нужно включать в уроки. Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий характер, а скорее альтернативный. Конечно, нужно настойчиво формировать неприятие вредных привычек, но не менее важно показать, как можно сделать свою жизнь здоровой, интересной, счастливой. Следует соблюдать принцип «запретной информации», т. е. не провоцировать интерес детей, а воспитывать мотивацию к здоровому образу жизни. К профилактической работе привлекаются родители и специальные службы.

Крайней формой девиантного поведения можно считать суицид – сознательное лишение себя жизни. Среди причин могут быть названы: семейные, экономические, личные проблемы, стресс, социальная изоляция, наркотическое или алкогольное опьянение и др.

За подростковыми самоубийствами стоят серьезные социальные и психологические проблемы. Влечение к смерти есть не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из жизни. Хотя часто подростковый суицид носит демонстративный или устрашающий характер – подросток знает о безопасности своих действий или ожидает своевременных реанимационных мер.

Таких подростков нельзя оставлять без внимания, им нужно давать чувствовать их необходимость.

Азартные игры – ими увлекаются подростки, которые не могут самоутвердиться в других сферах жизни, это признак личного неблагополучия. Склонность к игре – это своего рода инфантильная реакция на неуспех в основной – учебной или общественной деятельности, способ компенсировать неудачи в других сферах жизни. Профилактика увлечения азартными играми лежит не в запрете, а улучшении семейного благополучия, организации досуга.

Сквернословие – воспитание культуры речи через институты социализации личности.

В системе общественного воспитания детей и подростков имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности – девиантного поведения, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания, доброжелательности. Думается, стратегическим подходом должно быть объединение усилий всех субъектов образовательного процесса (учитель, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, родители).

Теория коррекционно-педагогической деятельности является одной из ведущих в отечественной психологической науке. Она развивается на протяжении более 50 лет благодаря работам Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения его основополагающих компонентов и ведущих направлений, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики.

Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Главная цель коррекционного процесса – уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьников. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся.

Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как единая педагогическая система, куда входят субъекты педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Это планируемый и особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, в который включены группы школьников, проявляющие девиантные формы поведения, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для их формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум.

Основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) у девиантных школьников. Необходимо иметь ввиду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме, они должны быть реалистичны и соотносимы с продолжительностью работы, привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у школьников их достигнуть. Наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности школьника, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом.

Этапы работы по коррекции девиантного поведения:

1 Диагностика. Выявление характера и причин в поведении и обучении, изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе, выделение доминанты нравственного развития, определение потенциальных возможностей и способностей.

2 Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения. Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, родителям, учителям-предметникам, ученикам. Разработка программы самовоспитания ребенка.

3 Реабилитация ребенка, попавшего в сложную ситуацию. Защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные и учебно-воспитательные условия, разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у родителей, педагогического и ученического коллективов, повышение статуса ребенка

4 Реализация программы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения и контроль за реализацией. Работа всех субъектов коррекционно-педагогического процесса, привлечение специалистов, повторная диагностика и отслеживание динамики развития ученика.

Выводы:

1 Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах, между личностями и, наконец внутри самой личности.

2 В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов.

3 Самое пристальное внимание должно быть направлено на раннюю профилактику девиантного поведения.

4 Рост проявлений девиантных форм поведения школьников делает особенно актуальной для психолого-педагогической науки и практики проблему педагогического содержания и организации специальной педагогической деятельности по предупреждению и коррекции подобных проявлений.

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область