Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа адаптации младших школьников в среднем звене

1. Адаптация в условиях депривации

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено, выпускник поступает в учебное заведение, человек просто меняет местожительство. От того насколько успешно пройдет период адаптации, зависит дальнейшее обучение, или продвижение по службе, поэтому, с моей точки зрения, этой проблеме необходимо уделить наибольшее внимание.

Село Алакуртти, где находится наша школа, расположено в некоторой пространственной оторванности. Жители не имеют возможности получать достаточное количество информации, посещать театры, музеи, выставки, поэтому проблема адаптации усиливается наличием социальной, эмоциональной, и когнитивной депривации. Депривация — термин, используемый в самом широком спектре значений в биологических и социальных науках (и, разумеется, в психологии, изучающей, в частности, сочетание биологического и социального в человеке). Происходит от латинского слова dергivаtо (потеря, лишение).

Социальная жизнь учащихся заключена в пределах школы, т.е. учебные занятия, кружки, факультативы, секции проводятся на базе учебного заведения. Таким образом, школа является не только учебным заведением, но и культурно-воспитательным центром села и военного гарнизона. Особенности социальной жизни учащихся накладывают определенный отпечаток на личностные особенности, на самооценку, самоуважение ребят.

Необходимо учитывать состояние общества, в котором мы живем: неустойчивость общественных процессов, нарушение баланса социальной справедливости, и конечно, насилие, которым пронизано общество. Учитывая, что социализация - процесс усвоения форм и норм социального поведения, необходимо помнить, что подрастающее поколение усваивает те нормы поведения, которые мы им предлагаем практически, независимо от теории.

Особое внимание уделено переходу младших школьников в среднее звено. Если говорить о проблеме нашей школы, то она заключается также в переходе ребят в другую школу, где пятиклассники - самые младшие школьники. Им приходится усваивать законы новой школы. Также необходимо учитывать возможность переформирования классов, вследствие различных причин. На данном этапе мы сталкиваемся с проблемой адаптации ребят в новом учебном звене, новом классе, новой школе.

Эмпирические исследования в данной области показали, значительный рост школьной тревожности в данный период. Об этом говорят исследования, проведенные по методике М. Томаса и применение рисуночного теста «Что мне нравится в школе?»

Необходимо учитывать особенность возраста, и обратить на него внимание. Опираясь на концепцию периодизации детского развития Э.Эриксона в данном возрасте необходимо развитие личностных качеств, позитивных понятий о самих себе, умения конструктивного действия в конфликтных ситуациях. От 5 до 12 лет, как указывает Э.Эриксон — школьный возраст — достижение ощущения полноценности, формирование трудолюбия. Как указывает Д.Эльконин в своей периодизации — 11 лет характеризуется кризисом отношений, формируются формы общения со сверстниками. Как пишет Дж. Липсиц, этот возраст, стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы - в области образования, качества личных отношений, социальных ориентации, здоровья.

Целесообразно подчеркнуть актуальность данной проблемы, так как выдвинутая проблема существует не только для описываемой местности. В этих условиях она лишь усиливается наличием частичной депривации. Известно, что подобная проблема существует и в тех областях, где есть возможности для восприятия различных стимулов, и депривация создается искусственным путем.

Работа психологической службы основывается на решении данной проблемы через различные формы деятельности.

Во-первых - диагностическая, направлена на выявление проблем адаптации; фиксация изменений, происходящих в социальной и личностной сфере учащихся.

Во-вторых — проведение различных факультативных занятий, содержащих тренинговые программы, направленные на развитие личностной, социальной сферы учащихся;

В-третьих — индивидуальные формы работы (игротерапия, сказкатерапия).

В-четвертых — проведение лекционно-просветителъской и тренинговой работы через педагогические советы, родительские собрания и курса факультативных занятий для родителей.

Представленную проблему можно решать через внеклассные формы деятельности. Однако, проведение различных тренинговых программ по адаптации считаю наиболее продуктивным способом решения представленной проблемы, потому что через игру, тренинговые упражнения можно научиться решить различные сложные ситуации.

Предлагаю рассмотреть программу по адаптации младших школьников в среднем звене, как одну из форм работы по решению поставленной проблемы, более подробно.

При разработке программы решались следующие задачи:

  • идентификация и сопоставление себя с другими членами группы;
  • самовосприятие личности через восприятие себя другими - механизм «обратной связи»;
  • самовосприятие через результаты собственной деятельности -механизм самооценки;
  • самовосприятие через наблюдение собственных внутренних состояний, через восприятие собственного внешнего облика.

Тренинговая программа необходима для оказания помощи тем подросткам, которые испытывают определенные трудности, и необходимо на первом этапе формирование отдельных качеств, затем их развитие.

Для определения значимости разработанной программы, было проведено психологическое исследование, которое изучило изменения, произошедшие в результате проведения тренингов.

Среди методов исследования:

1. «Тест школьной тревожности Филипса» - для оценки уровня и характера тревожности учащихся;

2. Опросник Басса-Дарки - для диагностики агрессивности и индекса враждебности учащихся;

3. Проективная методика «Несуществующее животное»

4. Социометрическое исследование.

2. Программа тренинговых занятий

Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой гpyппe; развитие эмоциональной сферы, развитие индивидуальности и взаимоуважения.

Программа рассчитана на 10 учебных часов. Продолжительность 1 занятия - 45 минут.

Программа состоит из 3 частей.

  • Первая часть направлена на развитие сплоченности группы, развитие коммуникативной культуры;
  • Вторая часть - развитие взаимоуважения между участниками группы, особое внимание уделяется взаимодействию между мальчиками и девочками.
  • Третья часть - работа с отрицательными качествами. Заключительная часть - сплочение коллектива.

Каждое занятие начинается с расслабляющих, снимающих напряжение и телесно • ориентированных, упражнений и игр на контакт и соприкосновение. Это на бессознательном уровне снимает барьеры и снижает агрессивность. Постепенно, по мере роста доверительности, группа переходит к более сложным упражнениями, играм и беседам. Акцент смещается на обсуждение группой всего, что произошло на занятии, вербализации.

Занятие 1.

Цель: создание тренинговой группы;.

Оборудование: магнитофон, клубок нити, изображение дерева на листе ватмана, карточки цветонастроения - листья.

Ритуал приветствия.

Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

1. Упражнение «3дравствуйте». Звучит музыка, ребята двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. После игры проводится обсуждение, кто какие чувства испытывал во время упражнения?

2. Практическая игра «Встаньте те, кто...». Ребята сидят в кругу. В центре - Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: «Встаньте, кто...» и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым» и так далее. Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.

Игра служит для разогревания группы.

3.Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты…». Ведущий рассказывает ребятам, о том, как важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. Ведущий предлагает ребятам сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается «сшита» воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнение проходит обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплименты, и воспринимали их.

Ритуал прощания. Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

Рефлексия: «Одеть дерево» листьями. Цветонастоение группы. Обсуждение – что «что я сегодня открыл нового».

Занятие 2.

Цель: способствовать развитию доверия между членами группы.

Оборудование: магнитофон, изображение дерева на листе ватмана, карточки цветонастроения - листья.

Ритуал приветствия – см. Занятие 1.

1. Упражнение «Цветы» - аналогия: упражнения «Броуновское движение». Подул ветер. Развеял семечки, выросли цветы с 5 лепестками....3 лепестками... 2 лепестками. Остаемся в парах.

3. Упражнение «Слепой и поводырь». Делимся на пары. Встаем один за другим. Тот, кто стоит впереди - слепой, сзади - поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза, и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь быстро, но очень аккуратно водит слепого по комнате. Затем меняемся местами. Обсуждение - что чувствовал, когда был слепым, поводырем. Подчеркивается чувство доверия и ответственности за своего товарища.

4. Упражнение «Восковая палочка» Участники стают плотным кругом. Один из нас «восковая палочка» стоит в центре круга. Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе зафиксированы в одном месте в центре круга и не сдвигаются. Аккуратно за плечи подталкиваем «восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги остаются на месте. Обсуждение.

Ритуал прощания - см. Занятие 1.

Рефлексия: «Одеть дерево» листьями. Цветонастоение группы. Обсуждение – что «что я сегодня открыл нового».

Занятие 3.

Цель: способствовать развитию личностных качеств.

Оборудование: небо, нарисованное на листе ватмана, разноцветные звезды - цветонастоение, листы бумаги, карандаши.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение «Здравствуйте». Дети сидят в кругу, Ведущий выбирает двух игроков. Звучит музыка, игроки идут вдоль круга с закрытыми глазами и здороваются с ребятами. Затем выбираются 4 человека, и так далее, пока не проиграет вся группа. Обсуждение, какие они были, какие чувства испытали?

2. Упражнение «Новый знакомый». Ребята делятся на пары, закрыв глаза, не говоря ни слова, ребята знакомятся, затем борются и мирятся. Действия меняются соответственно музыке. В ходе упражнения происходит развитие аудиального восприятия. (Упражнение заимствовано у Н.Самоукиной)

3. Практическая игра «Встаньте тот, кто...:»

4. Упражнение «За что мы любим».

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Ребята высказывают свои мнения. (Упражнение заимствовано у Н.Самоукиной)

5. Упражнение «Я уважаю этого человека, потому, что...» (ребятам предлагается подчеркивать внутреннее качества человека). Пишем письма друг другу. Затем эти письма выкладываются на изображении глобуса, ребята читают письма.

6. Ритуал прощания.

Рефлексия: на глобусе ребята выкладывают разноцветные звезды. Обсуждение.

Представленные три занятия способствуют развитию сплоченности группы, а также открывают новые положительные качества самим ребятам. Развивают взаимоуважение друг к другу.

Занятие 4.

Цель: способствовать развитию взаимоуважения;

Оборудование: листы бумаги, простые карандаши, цветные лепестки.

Ритуал приветствия.

1. Практическая игра «Здравствуйте». Звучит музыка, ребята двигаются в хаотичном порядке и здороваются друг с другом. Ведущий ведут игру. На первом этапе ребята приветствуют друг друга «по-английски», на втором этапе – «по-японски», на третьем этапе, так, «как будто не виделись 100 лет». (Игра заимствована у К.Фопеля).

2. Упражнение «Новый знакомый». (см. занятие 3.).

3. Упражнение. «Какие качества мы ценим в себе». Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки. Ребята обсуждают качества, которые ценят в себе, советуются друг с другом, записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка. Затем Ведущий предлагает ребятам из каждого цветка выбрать 2 наиболее важных качества, которые они ценят в себе и в других людях. Каждая группа выбирает только два лепестка, и ребята выкладывают один общий цветок.

Рефлексия. Ребята обсуждают, что нового они сегодня узнали о себе и других людях.

Ритуал прощания.

На данном этапе работы необходимо провести практическую игру, которая поможет ребятам познакомиться с человеческими качествами и эмоциями.

Занятие 6.

Цель: определить, что знают учащиеся об эмоциях, чувствах, как понимают их смысл. Выяснить, как ребята объясняют свои и чужие поступки, умеют ли давать им качественную оценку.

Оборудование: глобус, нарисованный на листе ватмана, корабли с разноцветными парусами - цветонастоение

Ритуал приветствия.

Практическая игра «Что я знаю об эмоциях и чувствах человека»

Оборудование: игровое поле, кубик, карточки с заданием, «Маршрутные листы», картинки с изображением животных, природы, и т.д.

Игровое поле содержит 15 ходов, стороны кубика содержат нумерацию от 1 до 3 (можно использовать кубик из настольной игры), каждая карточке содержит задание, например,

В основной игровой комнате Ведущий прячет карточки в потайные места.

I этап. Открытие.

Участников игры приглашают в основную игровую комнату. При помощи разноцветных жетонов Ведущий делит участников игры на группы по 6-7 человек. На каждую группу выдается «Маршрутный лист». Проводится жеребьевка групп.

II этап. Ход игры.

Первая группа подходит к игровому полю и делает первый ход. Группе необходимо отыскать карточку с соответствующим номером, прочитать задание и вернуть карточку на место. Далее в маршрутном листе дать объяснение понятию, которое было указано в карточке. Объяснить понятие можно путем перефразирования, т.е. личностного понимания, подобрать стихотворение, подобрать рисунок. Далее группа следует в «Экзаменаторскую» и представляет работу экспертам. Эксперты оценивают работу. Группа возвращается в основную игровую комнату и делает следующий ход. Игры окончена, когда одна из групп дойдет до «Финиша» (после 15 хода).

Обсуждение результатов игры.

Рефлексия. На карте мира ребята выкладывают кораблики с разноцветными парусами. Обсуждают, какие новые качества открыли в себе, в своих друзьях. Акцентируются положительные качества.

Занятие 7.

Цель: способствовать развитию взаимоуважения;

Оборудование: листы бумаги, простые карандаши, дерево, нарисованное на ватмане, разноцветные листья.

Ритуал приветствия.

1. Практическая игра «Здравствуйте».

2. Практическая игра «Подарок».

Ведущий раздает ребятам по 2 листа бумаги, и просит на каждом листе написать только одно качество, которое он ценит в людях, и скатать эти листы в отдельные трубочки. Затем Ведущий собирает «трубочки» и складывает их в корзину, затем ребята по одному выходят и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в ней написано, «дарит» это качество тому в ком оно есть. Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке. (Игра заимствована у Н.Самоукиной)

Рефлексия. «Одеть дерево» разноцветными листьями, обсудить полученную «картину».

Ритуал прощания.

Занятие 8.

Цель: способствовать развитию уважения к противоположному полу.

Задачи: определить какими характерологическими качествами отличаются девушки и юноши.

Оборудование: глобус, нарисованный на листе ватмана, корабли с разноцветными парусами - цветонастоение, доска, имитирующая мостик.

Ритуал приветствия.

1. Игра «Здравствуйте» - играет музыка. Ребята здороваются друг с другом. Обсуждение.

2. Игра «Восковая палочка» « ребята самостоятельно организуют круг, и решают, кто будет «войсковой палочкой». (Следует обратить внимание, как происходит выбор восковой палочки.) Необходимо дать проиграть роль каждому ребенку.

3. Размышления. «За какие качества, мы уважаем юношей (девушек)», подчеркиваются наиболее значимые характеристики.

4. Игра «Горная тропа». С помощью картинок ребята делятся на пары (мальчик и девочка.). Ребята «выстраивают» отвесную скалу; моделируют из стульев большой камень, мостик (из доски), необходимо девушку провести по горной тропе. Ведущий фиксирует действия ребят.

5. Обсуждение проявленных мужских и женских качеств.

Рефлексия. На карте мира ребята, выкладывают кораблики с разноцветными парусами. Обсуждают, какие новые качества открыли в себе, в своих друзьях. Акцентируются положительные качества.

Ритуал прощания.

Занятие 9.

Цель: способствовать развитию уважения к противоположному полу.

Оборудование: глобус, нарисованный на листе ватмана, корабли с разноцветными парусами

Ритуал приветствия.

1.Упражнение «Здравствуйте».

2. Упражнение «Слепой и поводырь». С помощью картинок ребята делятся на пары (мальчик и девочка.). Далее упражнение проходит в обычном режиме.

3. Упражнение «Скульптура». Участники делятся на несколько групп. Каждая группа обсуждает проблему взаимоотношений мальчиков и девочек, и сооружает скульптуру, отражающую предложенную тему. Каждая группа защищает свою скульптуру.

Рефлексия. (см. занятие 9)

Ритуал прощания.

Занятие 10.

Цель: оценка результативности работы.

Оборудование: магнитофон, склеенный из газеты остров.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение «Здравствуйте» (см. занятие 1).

2. Практическая игра «Необитаемый остров» - ребята попадают на необитаемый остров. Их главная задача: выжить, сохранить человечество качества, оказать помощь раненым, спастись. В ходе игры ребята решают различные проблемы. Ведущий фиксирует ход игры. Выбор лидера, направленность работы. При необходимости Ведущий направляет работу группы.

3. Рефлексия. Ребята пишут письма самому себе. Тема: «Что нового я открыл для себя».

Ритуал прощания.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

3. Выводы и заключение

Предложенная выше программа игротренинга по адаптации младших школьников в среднем звене экспериментально проводилась в МОУ СОШ № 3 п. Алакуртти. Результаты исследований позволяют сделать вывод о значимости данного проекта.

Позитивные изменения в социальной области произошли в каждом из 5-х классов.

В контрольной группе значительно уменьшилось количество ребят, исключенных из общения: в сентябре - 23%, в апреле - 10%, возросла плотность общения между мальчиками и девочками, и общая групповая сплоченность – сентябрь – 19%, апрель – 57%.

Социологическое исследование показало значительные изменения в экспериментальной группе, по результатам исследования, проведенного в сентябре – 20% учащихся было исключено из круга общения, на конец года – 4%. Усилились взаимоотношения между мальчиками и девочками: в сентябре – 20%, на конец года – 72%.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что наиболее позитивные изменения произошли в экспериментальной группе.

Проводимые занятия получали эмоциональный отклик у ребят, они с нетерпением ждали очередного занятия. Необходимо заметить, что с каждым занятием высказывания ребят становились более емкими, продуманными, глубокими. Но самое главное, ребята открыли в себе качества, о которых раньше не знали, или боялись их проявить. Особенно интересно было наблюдать, как на первых занятиях ребята стеснялись сказать друг другу комплимент, отметить хорошие качества. Затем этот момент стал одним из самых любимых. Ребятам понравилось «дарить подарки».