Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Стиль пушкинской прозы. Фрагменты урока

Стиль пушкинской прозы. Фрагменты урока

Справедливо утверждение, что язык эпохи влияет на формирование индивидуального стиля автора; также справедливо, что стиль выдающегося автора влияет не только на язык своей эпохи, но и на язык последующих поколений.

Понятие индивидуального литературного стиля подразумевает существование общелитературной нормы. В то же время автор стремится создать такой стиль, который был бы наиболее соразмерен и сообразен поставленной задаче, тематике и жанровым особенностям произведения.

Изучая в школе стили, которыми написаны произведения выдающихся художников слова, мы формируем в сознании детей языковую норму, учим их видеть в речи характерные черты эпохи и авторские особенности. Важнейшую роль играет изучение пушкинского стиля: норма русского литературного языка складывалась именно в конце XVIII – начале XIX века, и язык произведений А. С. Пушкина явился наиболее гармоничным выражением этой нормы.

Индивидуальный стиль имеет свои особенности в лексике, фразеологии, словообразовании, синтаксисе, в использовании эмоционально-оценочных и экспрессивно-образных средств т. д.

При работе со стилем литературного произведения в школе мы часто говорим о лексике и фразеологии, наблюдаем за новаторством автора в словообразовании, анализируем портретные и речевые характеристики героев, ищем в тексте оценочные слова, эпитеты, сравнения, метафоры и проч. Однако все эти средства объединяет в текст только ткань синтаксиса, который является главным конструктивным элементом стиля.

Но на уроках литературы синтаксису времени традиционно не уделяется, а на уроках русского языка до индивидуального стиля, как правило, руки учителя не доходят.

Предлагаем учителю серию упражнений, которые соответствуют основным темам программы по русскому языку, связанным с изучением синтаксиса на соответствующей ступени. В упражнениях используются фрагменты из текста романа «Дубровский». После их выполнения можно будет сделать выводы о том, из каких элементов складывается лаконизм и динамика пушкинской прозы.

Эти упражнения наиболее целесообразно выполнять на уроках русского языка, на дополнительных или факультативных занятиях параллельно изучению романа; однако к ним можно обращаться и при повторении соответствующих разделов синтаксиса и пунктуации. Выбор материала во многом обусловлен темами, уже изученными к шестому классу. В упражнения не включена работа с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, так как этот материал не входит в программу 6 класса.

Упражнения

1. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу.

1. Неч. . янный случай все расстроил и перемен. . л. 2. Слуга снова поск. . кал. 3. Таковой ласковый прием приятно изумил зас. . дателя. 4. Владимир упрекал себя в преступном небр. . жении. 5. Сделалось см. . тение.

2. Прочитай предложения, ставя глаголы в форму прошедшего времени.

1. Дубровский со своим кучером (поймать) из них двоих и (привести) их связанных к себе на двор. 2. Кирила Петрович, встав из-за стола, (отпустить) гостей и (отправиться) спать. 3. (Подняться) ветер. В одну минуту пламя (обхватить) весь дом. Красный дым (виться) над кровлею.

Спиши три последних предложения, подчеркни грамматические основы. Выпиши из этих предложений глаголы и разбери их по составу.

3. Прочитай. Определи количество грамматических основ в каждом предложении. Как называются такие предложения?

1. Кирила Петрович громко смеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. 2. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. 3. Кирила Петрович оделся и выехал на охоту с обыкновенной своей пышностию, но охота не удалась. 4. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. 5. Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался.

Выпиши предложения, в которых есть союзы а, но. Подчеркни грамматические основы. Обведи овалом союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложного.

4. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Вставь пропущенные буквы. В конце каждого предложения укажи цифрой количество грамматических основ.

1. Кузнец уш. . л пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся и груды углей без пламени ярко г. . рели в т. . мноте ночи и около них бродили пог. . релые ж. . тели Кистеневки.

2. Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале, громче обыкновенного насвистывая свою песню; весь дом был в дв. . жении слуги бегали девки суетились в сарае кучера закладывали карету на дворе т. . лпился народ.

3. Между с. . лдатами произошло смятение но офицер бросился вперед с. лдаты за ним последовали и сб. . жали в ров; разбойники выстр. . лили в них из ружей и пистолетов и стали с топ. . рами в руках защ. . щать вал на который лезли остервенелые с. . лдаты, оставя во рву человек двадцать раненых товарищей.

5. Прочитай предложение. Найди и выпиши грамматические основы. Определи время у глаголов.

Несколько дней спустя после приезда учителя Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собой темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ.

С какой целью автор употребляет в одном предложении глаголы в разном времени?

Динáмика – движение, действие, развитие.

Динамúчный – богатый движением, действием.

Можно ли назвать прозу А. С. Пушкина динамичной? Использование слов какой части речи определяет динамику пушкинской прозы?

6. Спиши. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

1. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. 2. Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец: – Постараемся, ваше превосходительство. 3. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске, закурил трубку и погрузился в глубокие размышления. 4. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием.

7. Спиши предложение, расставляя знаки препинания.

Вдруг он поднял голову глаза его засверкали он топнул ногой оттолкнул секретаря с такою силою что тот упал и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя.

Подчеркни грамматические основы. Сколько простых предложений в составе этого сложного предложения? В каком из простых предложений есть однородные сказуемые? Назови их.

8. Прочитай предложения. Найди в них однородные члены. Какими членами предложения они являются?

1. Сей учитель понравился Кириле Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением. 2. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса.

3. Звон тарелок и ложек слился с шумным говором гостей.

4. В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, приятно и чопорно одетая, показалась у порога.

Выпиши предложение с повторяющимися союзами. Подчеркни в нем грамматическую основу и однородные члены. Какими членами предложения они являются?

9. Спиши предложение, расставляя пропущенные запятые. Проведи синтаксический разбор предложения.

Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались дождем звездами угасали и снова вспыхивали.

10. Прочитай описание Покровского.

Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями.

Выпиши прилагательные с существительными, к которым они относятся. Какими членами предложения являются эти прилагательные?

В выписанных словосочетаниях подчеркни знакомые тебе орфограммы.

11. Прочитай описание имения Дубровских. Вместо точек вставь нужные прилагательные, изменяя их форму.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел . . . рощу и влево на . . . месте . . . домик с . . . кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистеневку и . . . дом своего отца.

Слова для справок: открытый, бедный, серенький, березовый, красный.

Спиши, подчеркивая прилагательные как члены предложения.

Вспомни, что такое эпитет. Можно ли назвать пушкинские определения эпитетами?

12. Прочитай предложения, вставляя вместо точек подходящие определения.

1. Посреди . . . леса на . . . лужайке возвышалось . . . земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок.

Слова для справок: темного, дремучего, высокого; узкой, светлой, прекрасной; мощное, грозное, маленькое.

2. Луна сияла, . . . ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и . . . шорох пробегал по всему саду.

Слова для справок: летняя, роскошная, июльская, лунная; таинственный, легкий, тихий, загадочный.

Запиши предложения. Сверь свой вариант с текстом романа «Дубровский».

Лаконúзм – краткость и четкость изложения.

Лаконúчный – отличающийся лаконизмом, немногословный.

С помощью каких средств достигает А. С. Пушкин лаконичности изложения?

13. Прочитай. Какие герои романа произносят эти реплики?

1. «— Батюшка ты наш, – сказала она пискливым голосом, – погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас».

2. «— У меня, Кирила Петрович, – пропищал толстый дамский голос, – в прошлый вторник обедал он у меня. . . »

Составь схему второго предложения. Обрати внимание на определения к слову голос (голосом). Запиши пять своих определений к этому слову.

14. Прочитай. Каким прекрасным заведением гордился Троекуров?

Кирила Петрович г. . рдился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед св. . ими г. . стями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в дв. . дцатый раз.

Спиши, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

Какие слова можно назвать устаревшими? Какими членами предложения они являются? Устно замени их подходящими по смыслу современными словами; определи, какой частью речи они являются.

15. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы. Будь внимателен при выделении сказуемых.

1. Любопытство ее было сильно в. . збуждено. 2. Марья Кириловна жадно в. . спользовалась позв. . лением уд. . литься. 3. Но едва успел он выехать со двора, как отец ее в. . шел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. 4. Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился б. . жать и в три минуты оч. . тился у заветного дер. . ва. 5. Гости почитали обязанностью восх. . щаться псарнею Кирилы Петровича. Один Дубровский м. . лчал и хмурился. Он был г. . рячий охотник.

16. Ответь письменно на вопросы. Какие качества являются отличительной особенностью пушкинской прозы? Какими средствами Пушкин этого достигает?

Методический комментарий

Основными особенностями пушкинской прозы являются ее динамика и лаконизм. Упражнения выстроены так, чтобы дети могли самостоятельно сделать этот вывод.

Упражнения 1 и 2 направлены на работу с грамматической основой простого предложения. Одновременно мы обращаем внимание на то, что эти предложения очень короткие.

Упражнения 3 и 4 тренируют умение определять грамматические основы в сложном предложении. Обращаем внимание детей на быструю смену картин перед читателем. Упражнение 3 осложнено заданием выделить союзы, соединяющие простые предложения в составе сложного. Упражнение 4 нацелено на внимание к знакам препинания в сложном предложении.

В результате выполнения упражнения 5 ученики делают вывод, что изменение времени глагола с прошедшего на настоящее создает впечатление стремительности действия. После знакомства со значением слов динамика и динамичный ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что проза Пушкина динамична и определяет эту динамику использование глаголов.

После повторения темы «Однородные члены» при выполнении упражнения 6 мы переходим к более сложному заданию: найти простое предложение с однородными сказуемыми в составе сложного предложения (упражнение 7). В упражнении 8 работаем с однородными дополнениями и обстоятельствами.

В 9-м упражнении в одном предложении скомбинированы однородные сказуемые и однородные дополнения. После расстановки знаков препинания учитель может дать задание прочитать эти предложения выразительно, обратит внимание учеников на краткость, быструю смену картин, соответствующую содержанию, метафоричность дополнений и почти полное отсутствие прилагательных (кроме «разноцветные»).

Далее мы работаем с прилагательными. В упражнении 10 выделяем словосочетания «существительное плюс прилагательное», затем в упражнении 11 находим место для прилагательных. Вспоминаем, что эпитет – это художественное, образное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе этот предмет, почувствовать отношение автора к нему. Пушкинские определения предельно точны в фактическом отношении, так что мы не можем с их помощью почувствовать отношение автора к предмету или явлению, которое он описывает. Мы даже не можем назвать эти определения в полной мере эпитетами, так как они не являются образными определениями.

Выполняя следующее, 12-е упражнение, мы в полной мере убеждаемся в этом. В первом предложении мы выбираем определения «дремучего», «узкой», «маленькое»; во втором – «июльская», «легкий». Если дети во втором предложении предлагают варианты «лунная» или «тихий», обращаем их внимание на тавтологию.

В результате мы приходим к выводу, что пушкинская проза лаконична. Это достигается за счет тщательного подбора однородных членов предложения и использования небольшого количества точных и конкретных определений.

В упражнении 13 повторяем знаки препинания при прямой речи и обращаем внимание на слова автора, с помощью которых вводится прямая речь, на прилагательные «пискливый» и «толстый дамский» голос. В качестве задания на развитие речи предлагаем подобрать собственные определения к существительному «голос».

В упражнении 14 обратим внимание на употребление устаревших местоимений «сим», «оным», «коих». Если ученики затрудняются, помогаем им подобрать соответствующие современные определения «этим», «им», «которым». Это упражнение поможет легче воспринимать архаичные местоимения и в то же время расширит активный словарный запас ученика.

Упражнение 15 может быть сложно для шестиклассников. В прозе Пушкина встречается большое количество составных именных и составных глагольных сказуемых. Если на уроках шестиклассники еще не изучали эти виды сказуемых, то при выполнении этого упражнения можно обратить внимание на необычность сказуемых в данных предложениях.

Работа со значением слов динамика и лаконизм, выводы, которые ученики делали самостоятельно после упражнений 5 и 12, помогут им самостоятельно ответить на вопросы итогового упражнения.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык