Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Цель: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении.
2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.
Ход урока.
I. Распределимся на творческие рабочие группы, каждая группа имеет своего руководителя, моего помощника.
I группа | II группа | III группа |
Зорина А. | Буленкова Т. | Доманова И. |
Гришин А. | Файзуллин Р. | Петушков А. |
Ровников А. | Мочалов М. | Скопцов В. |
Ахтямов А. | Сабурова Д. |
1 задание. Приглашаются 3 участника (по одному) из команд. Они вставляют буквы в словарные слова. Команда готовит лексическое значение слова. (Каждый помощник по 1-2 предложения). (1 слайд)
1. группа
Газификация, электрификация – обеспечение газом (газовым топливом), электрической энергией.
Этимология – раздел языкознания, изучающий и объясняющий происхождение слов.
Клише – стандартные обороты речи.
2. группа
Автобиография – описание своей жизни.
Амфитеатр – 1. в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, а также так расположенные места в цирке, в лекционном зале.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.
Экспрессивный – выразительный.
3 группа.
Дифференцировать – различать отдельное при рассмотрении, при изучении чего-нибудь.
Пессимист – тот, кто исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее.
2 задание. Орфографическая разминка. Кто быстрее? (2 слайд)
1 группа Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2. Пряч…ся, пустош…, тягуч…, с крыш…, стелеш… |
2 группа Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами: Н – 1, НН – 2. Плете…ый, плете. . ая из ивовых прутьев корзина, ветре…ый, безветре…ый,ледя…ой. |
3 группа Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами: Е-1, И– 2. Верт…т, гор…т, тян…т, пиш. . т, плач…т, ненавид…т |
11221 – 1 группа | 12121– 2 группа | 221112 – 3 группа |
Тема прошлого урока? Перечислить смысловые отношения, проанализировав предложение (слайд № 3)
II. Переход к новому материалу.
1) Анализ предложений. Определите, где поставлено тире. ?(слайд № 4)
1. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.
2. Над Россиею – небо синее.
3. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году.
4. Светло не от утра – светло от луны.
5. Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести.
6. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.
7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно.
8. Морозный воздух чист – гляди насквозь.
9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро!
10. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.
а) Тире между подлежащим и сказуемым.
б) Тире в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения
в) Тире после однородных членов перед обобщающим словом.
г) Тире в бессоюзном сложном предложении.
1 | в |
2 | б |
3 | а |
4 | г |
5 | а |
6 | г |
7 | в |
8 | г |
9 | а |
10 | б |
– Проанализируйте предложения с точки зрения знаков препинания?
– Определите условие постановки тире в данных предложениях? (на листе – доска)
– Какие из перечисленных 4 условий Вам уже известны, а какие вызывают сомнения?
– Исходя из проанализированного сформулируйте тему урока.
– Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы? (научиться определять смысловые отношения при постановке тире)
– Что для этого нужно? (знать смысловые отношения)
– Каким образом можно это узнать? (обратиться к учебнику, справочной литературе).
– Но мы попробуем сами определить смысловые отношения, не обращаясь к учебнику, проведя небольшое исследование.
III. Сравни предложения. (Схемы записать в словарь-памятку) (слайд № 7)
Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит, а лень портит.
Схема:
1. [ ] – [ ] (противопоставление)
Так же анализируются следующие предложения.
Когда кончил дело, гуляй смело.
Кончил дело – гуляй смело.
2. [ время] – [ ].
Если есть терпение, будет и умение.
Есть терпение – будет и умение.
3. [условие] – [ ].
Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.
Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
4. [ ] – [вывод].
Сыр выпал и с ним была плутовка такова.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
5. [ ] – [ ]. (быстрая смена событий)
Слайд № 8. Заполни таблицу.
№ п\п | Условие постановки тире, Схемы | Союзы | Пример |
1 | [ ] – [ ] (противопоставление)
|
А,НО | |
2 | [ время] – [ ]
|
КОГДА
|
|
3 | [условие] – [ ]
|
ЕСЛИ | |
4 | [ ] -[вывод].
|
ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ | |
5 | [ ] – [ ]. (быстрая смена событий)
|
И |
– Пользуясь схемами, сформулируй правило о том, когда ставится тире.
– Как можно проверить значение предложений? *(подставить союзы)
IV. Чтение параграфа 17 с. 102, примечание (с карандашом в руках и делаем пометочки) (слайд № 9)
– Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
– Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
– Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
V. Хоровое произношение (слайд № 10)
Тире можно поставить,
Коль нужно противопоставить.
Условие и время в первой части,
Тире и вывод в вашей власти.
VI. Закрепление. (слайд № 11)
1) Задание. Прочитайте предложения соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания. (укажите соответствующий номер схемы)
1. Делу время – потехе час.
2. Наступят каникулы – поедем на море.
3. Солжешь сегодня – не поверят завтра.
4. На стене ни одной иконы – дурной знак
2) Зорина А. , Буленкова Т. , Доманова И. – творческая работа. Конструирование предложений.
Буленкова Т. упр. 230 (предложение 1,2)
Доманова И. упр. 231 с указанием смысловых отношений.
Зорина А. упр. 230 (предложение 3,4)
3) Остальные выполняют тестирование.
Обоснуйте постановку тире в бессоюзном сложном предложении. (слайд № 12)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1) Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. 2) Жить бесполезно – лучше уж не жить. 3) Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают. 4) Земля кругла – на ней не скроешь тайны. 5) Берешься делать дело – делай, но непременно до конца. 6) Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости |
1) Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой. 2) Хочешь быть счастливым – силы не жалей. 3) Назвался груздем – полезай в кузов. 4) Зацветут заливные луга – не надышишься. 5) Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат. 6) Расчищали сугробы – их наметало снова.
|
1) Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна. 2) Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки. 3) Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни. 4) Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать. 5) Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит. 6) Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
|
а) Резкое противопоставление частей б) Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй в) Вторая часть предложения заключает вывод г) Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
|
а) Резкое противопоставление частей б) Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй в) Вторая часть предложения заключает вывод г) Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
|
а) Резкое противопоставление частей б) Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй в) Вторая часть предложения заключает вывод г) Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
|
(слайд № 13)
1 группа
№ предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа 1 группа | а | б\в | а | в | б | г\в |
№ ответа 2 группа | г | б | в | б | а | а |
№ ответа 3 группа | б | г | б | б\в | а | в |
Работа в парах: обмениваются тетрадями и сверяют с вариантами ответов, а помощники карандашом на листочках ставят оценку.
Помощники зачитывают выполненное конструирование предложений.
VII. Игра – аукцион: побеждает тот, кто продолжит больше пословиц с тире и укажет смысловое значение (слайд № 14)
Волков бояться – в лес не ходить. (3) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. (5) Кончил дело – гуляй смело. (3,4)Поспешишь – людей насмешишь. (3) Сказано – сделано. (4) Любишь кататься – люби и саночки возить. (3)
– Почему в пословицах чаще всего употребляются бессоюзные сложные предложения с тире?
– . – синтаксический разбор предложения, разбор по составу и фонетический разбор. Кто быстрее выполнит указанные разборы? (слайд № 16)
VIII. Итоги урока в форме перестрелки между группами, перечисляя смысловые отношения постановки тире в БСП. (вернуться к слайду с таблицей) Оценки за урок: членам группы выставляют помощники, помощникам выставляет учитель
Д/з. таблица. Заполнить маркировочную таблицу.
– Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
– Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
– Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
– Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
Прочитайте параграф 17 и заполните маркировочную таблицу. Заполнить 3 колонку таблицы в тетради-памятке. Упражнение 236 (для руководителей групп) (слайд № 17)
«V» ЗНАЛ | «+» УЗНАЛ | « – » ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ | «?» ХОЧУ ЗНАТЬ |
|
Л. З. Ибатуллина, МКОУ ООШ № 24, п. Бердяуш, Саткинский район, Челябинская область
Метки: Русский язык