Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 3-8 Стилистика. Функциональные стили

Урок 3-8 Стилистика. Функциональные стили

Цели и задачи:

углубить работа по определению стилей речи;

учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль;

самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы;

развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

воспитание общечеловеческих ценностей (при помощи восприятия текстов нравственного характера).

Виды работы:

Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).

Определение художественных приемов и особенностей текста.

Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).

Самостоятельная работа (повторение и обобщение пройденного материала, подготовка к ЕГЭ).

Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Тема нашего урока: Стили речи. (Приложение)

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Китайская притча

Сообщить о целях урока.

3. Опрос домашнего задания:

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

Работа с учебно-методическим пособием (стр. 108-109). Давайте рассмотрим таблицу “Функциональные стили русского языка”

4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.

А теперь применим весь материал на практике.

Каждый из вас получил рабочий лист, в котором мы с вами выполним несколько заданий. Перед вами тексты для работы, они пронумерованы.

Обратимся к тексту № 1.

Задание: определить к какому стилю речи относится данный текст, поставить ударение в слове каталог.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор И. В. Иванов

Обратимся к тексту № 2.

Задание: определить стиль текста, расставить знаки препинания.

Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т. е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М. , 1968. С 16-17).

Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова

Данный текст реализует функцию сообщения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных)

Следующий текст № 3.

Послушайте следующий отрывок.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И. А. Бунин)

Словарная работа: хоругвь(и), ж. р. 1. В старину: войсковое знамя.

2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.

Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.

Молодцы! Мы с вами повторили и углубили знания ранее изученного материала.

А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля?

Что общего у публицистического стиля с художественным?

Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

(К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

Слово учителя.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. , близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон.

Словарная работа.

Беллетристика – повествовательная художественная литература.

Беллетрист – автор повествовательного произведения.

Работа с интерактивной доской:

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

Построение сложноподчиненных предложений;

проблемы, связанные с техногенными катастрофами;

выборы президента;

решение линейных уравнений;

соединение химических элементов;

работа администрации района;

рейтинг исполнителей современной музыки;

использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;

литературоведческий анализ текста.

Послушайте образец текста публицистического стиля

В России две беды: дураки и дороги", – утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по – прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа "Дороги России", теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.

– Постарайтесь пропустить через себя основную мысль

Работа по тексту (в форме задания С – подготовка к ЕГЭ)

Вот мы с вами и подошли к завершению нашего урока.

– Над чем мы с вами работали на уроке?

Сегодня на уроке мы не только анализировали тексты, но и попытались следовать советам писателей.

В первую очередь в любой ситуации мы должны оставаться высоконравственными людьми, владеющими различными стилями, языковыми средствами, свободно ориентирующимися в любой сфере общения. Я увидела, что вы научились чувствовать слово.

Скоро вы покинете стены нашей школы, но мне очень хочется, чтобы вы в первую очередь стали по-настоящему строителями

!Сегодня за урок (выставление оценок)

Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи”

Подготовить сообщение по одному из разделов темы (“Научный стиль”) в форме мультимедиапрезентации. (Данное задание не является обязательным для всех учащихся. ) Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

Из учебно-методического пособия (Автор – Н. А. Сенин) выполнить задания А 30-31; В 1-8 и С (вариант №5).

Приложение № 1

Рабочий лист

Ф. И. ______________________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________________

Текст №1

Задание: определить, к какому стилю речи относится данный текст и поставить ударение в слове каталог.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор И. В. Иванов

Текст №2

Задание: определить стиль текста, расставить знаки препинания.

Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т. е. отменила целый ряд традиционных а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом надо подчеркнуть что во-первых эти особенности были известны и в конце XIX в. И что во-вторых их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М. , 1968. С 16-17)

Текст № 3

Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.

(И. А. Бунин)

Следующие задания

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю.

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Домашнее задание.

1. Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы («Научный стиль»)

в форме мультимедиапрезентации.

(Данное задание не является обязательным для всех учащихся.

Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Из учебно-методического пособия (Автор – Н. А. Сенин)

выполнить задания А 30-31; В 1-8 и С (вариант №5);

Стили литературной речи

Название стиля

Сфера приме­нения

Основная

стилевая черта

Основные особенности и признаки стиля

Примеры

Разговорный

стиль

Бытовая устная речь,

частная

переписка.

Непри-

нужден-

ность,

эмоцио-

нальность.

Широкое применение бытовой лексики; наличие индивидуальных выражений говорящего; почти полное отсутствие терминов

и иностранных слов; использование слов с фамильярной, ласкательной, иронической, неодобрительной и другими эмоциональны­ми окрасками; большое количество междо­метий, восклицаний; наличие типично раз­говорных форм слов (докторша, очкастый, спекульнуть, прикупить и др. ); использо­вание неполных и незаконченных предло­жений; ускоренное, нечеткое произношение некоторых слов и словосочетаний (Здрасьте, Мариванна и др. ); широкое привле­чение жестов, мимики, интонации.

Легко сказать: писать! На это нужен

навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно. Вот я! Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну как вам писать!

(А. Н. Островский)

Научный стиль

Научные

труды

(статьи,

доклады),

научно-по-

пулярная

литература

и др.

Обоб-

щенность

и подчерк-

нутая ло-

гичность.

-

Использование однозначных слов; широкое употребление понятий, определений, научных терминов, иностранных слов; большое количество существительных (осо-

бенно среднего рода с абстрактным значением: явление, свойство, состояние, отношение и др. ); почти полное отсутствие эмоциональной окраски и образных средств языка, кроме точных, нехудожественных сравнений для пояснения чего-либо; точ­ное, логичное выражение мысли, отсю­да – логическая связь между предложе­ниями и их частями; использование слож­ных предложений, как правило повество­вательных, с большим количеством союзов, причастных и деепричастных оборотов.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности.

Важнейшие общественные функции языка следующие: общение, сообщение и воздействие. Для реализации этих функций ис-

торически сложились и оформи-лись отдельные разновидности языка, характе­ризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частич­но и синтаксических, средств, используе­мых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разно­видности называются функциональными стилями.

(Д. Э. Розенталь)

Публицистический

стиль

Газет-

ные статьи,

репорта-

жи, выпус-

ки ново-

стей, очер-

ки, выступ-

ления об-

ществен-

ных и по­литических деятелей.

Инфор-

мацион-

ность, аги-

тационно-

пропаган-

дистский

характер

речи.

Широкое использование общественно– политической терминологии (компартия, идеология, инициатор, расизм и др. ), слов и обо-ротов речи, окрашенных эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и др. ; простота и доступность повествования, документальная точность описаний, лозунговый и призывный характер

заголовков (Хлеб Родине! На труд и подвиг! и др. ); наличие некоторых чертнаучного стиля (терминология), офици­ально-делово-го (сжатость, официальность речи) и художественного стиля (образные средства языка); большое количест-во во­просительных и восклицатель-ных предло­жений; наличие сложных предложений с однородными и обособленными членами; четкость, ясность и доступность даже слож­ных конструкций.

Отстоять мир

Советский Союз и другие страны социалистического содружества выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исто-рического развития человечества.

Мирные инициативы социалисти-ческих стран указывают путь к нормализации международной обстановки.

(Из газет)

Официально-

деловой стиль

Поста-

новления,

протоко-

лы, заявле-

ния и др.

Предпи-

сывающий,

долженст-

вующий

характер

речи.

Стандартизированность речи, т. е. использование речевых штампов (в случае неявки, в установленном порядке, без уважительной причины и др. ); широкое употребление слов с оттенком долженствования (постановил, приказывает, обязан, имеет право и др. ); предельная ясность формулировок, не допускающая различных толкований; полное непроявление лица го­ворящего (нет местоимений); отсутствие рассуждений и описаний; изложение материала не повествовательное, а утверж­дающее; сжатость, официальность речи; почти полное отсутствие сложноподчинен­ных предложений, особенно с придаточ­ными причины; большое количество обо­собленных и однород-ных членов в простых предложениях, так как нужно оговорить множество подробностей (например, в за­конах).

Статья 57. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных

организаций и должностных лиц.

Граждане РФ имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на лич­ную свободу и имущество.

Статья 64. Долг каждого гражданина РФ – уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонаци­онального государства.

(Из Конституции СССР)

Стиль

художественной

литературы.

Произ­веде-ния

художе-

ственной

литерату-

ры.

Художест-венная образ-

ность, воз-

действую-

щая на

чувства и воображе-

ние читателя.

Это совершенно особенный стиль, включающий в себя все разно-образие нашей речи. Для него характерно следующее:

широкое использование всех средств языка, создающих художественный образ: сравнений, метафор, эпитетов и др. ; разнообразная яркая эмоциональная окраска

речи; динамичность речи, выражаемая большим количеством глаголов; большое количество синонимов, антонимов; упо­требление слов в переносном значении; ис­пользование наряду с общелитературными словами просторечий, жаргонизмов, диа­лектизмов, авторских неологизмов и т. п. для большей точности описания действующего лица, события, а также места и времени, в котором происходит действие; ис­пользование всех возможных видов пред­ложений.

Смеркалось. За Доном в зелено-ватой глубине жгуче горела Полярная звезда. Окраина неба на востоке крылась багрян­цем. Встава-ло зарево. На раскидистых ро­гах осокоря торчала срезанная горбушка месяца. Было так тихо, что Пантелей Прокофьевич слышал, как на Дону у проруби кто-то, наверное Аникушка, долбил лед пешней. Льдинки брызгали и бились, стеклян-но вызванивая.

Едва лишь поужинали и среди вялых разговоров стали собираться спать – на базу хрипато забрехал цепной кобель, ки­даясь на привязи, хрипя от душившего ошейника.

(М. Шолохов)

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою.

(А. С. Пушкин)

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык