Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 15-16 Нормы русского языка, 11 класс

Урок 15-16 Нормы русского языка, 11 класс

Цель: Формировать коммуникативные умения учащихся, основные понятия о литературной норме; сведения о случаях ее нарушения, о возможности обоснования этих нарушений;

Развивать умения работы с текстом, умение отбора материала из разных источников, умение редактировать, совершенствовать высказывание, создавать текст;

Воспитывать бережное отношение к языку, к родной речи.

Оборудование урока: 1. Книги: И. Б. Голуб «Справочник по русскому языку и практической стилистике», М. , «Экспо»,2007г.

И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь «Секреты хорошей речи», М. ,1993г.

2. Раздаточный материал – карточки с заданиями.

3. Схема «Секреты хорошей речи».

4. Словарь понятий и имен (на доске).

Словарь понятий: Словарь имен:

Язык А. С. Пушкин

Речь Н. В. Гоголь

Стиль А. П. Чехов

Лингвистика Д. Гранин

Языкознание Л. В. Щерба

Лингвоэкология Д. Э. Розенталь

Филология Д. С. Лихачев

Каламбур Т. Н. Толстая

Эпиграфы: Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

А. С. Пушкин.

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

Н. В. Гоголь.

Этапы урока:

1. Орг. момент.

2. Постановка учебной задачи

Вступительная беседа:

– Для чего вы учите русский язык?

– Что вас больше всего огорчает, когда вы получаете оценки за самостоятельно созданный текст?

– Что означает пометка «р» па полях?

– Что такое «речевая ошибка»?

– Почему нужно говорить правильно?

Слово учителя:

Ученики одной из школ провели лингвистический эксперимент: они ходили по городу и задавали людям разного возраста вопрос: «Нужно ли говорить правильно»? Все ответили: «Да». А вот на вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он сделал ошибку»? – получили 3 варианта ответа: «Нет», «Да, исправлю», «Не знаю». Один из ответов был таким: «Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считая себя умнее других». Согласны ли вы с таким утверждением?

Обратите внимание на эпиграф, обсудим его.

( чтение и обсуждение 1 и 2 эпиграфов).

– Давайте попытаемся решить эти вопросы, обратившись к текстам.

3. Решение учебной задачи.

1. Редактирование текстов.

( работа в группах, но с несколькими текстами, помогая друг другу).

Ролевая игра: учащиеся 1-2 гр. выступают в роли учителей, которые должны проверить текст, исправив ошибки карандашом.

Учащиеся 3-4 гр. выступают редакторами авторских текстов, находят речевые ошибки, обосновывают ее использование.

2. Самостоятельная работа учащихся

3. Проверка заданий 1-2 гр. ; 3-4 гр.

4. Понятие о приеме создания каламбура:

– Писатели нередко пародируют нелогичную речь, подобные высказывания с нарушением логики используются как стилистический прием создания комического эффекта. Например, у Гоголя : «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками». У Чехова: «Как только я выдержал экзамены, то сейчас же поехал с маменькой, мебелью и братом…на дачу».

На этом же приеме строятся каламбуры – словесные шутки.

Примеры:

– Пить чай с лимоном и удовольствием.

– Шел дождь и два студента: один в калошах, другой в университет.

– Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии. (А. С. Пушкин).

Кстати, Пушкин прекрасно знал нормы русского литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали неправильности в его стихах. Вот как он об этом писал: «Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок( и справедливо):

1. остановлял взор на отдаленные громады

2. На теме гор (темени)

3. воил (= выл)

4. был отказал (надо: ему отказали)

5. игумену (надо: игумну).

Далее Пушкин пишет: «Я всегда был им (критикам) искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место».

Вдумайтесь, Пушкин! А как же его слова, взятые в эпиграф урока?!

Заключим наш разговор высказыванием Л. Э. Щербы (1880 – 1944), ученого-языковеда.

Диктант – цитата.

Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у различных хороших писателей.

4. Работа творческого характера.

Группе № 1. Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов ИСО словом «язык». Составьте или перескажите текст, иллюстрирующий значение языка.

Группе № 2-3. Выберите высказывание о языке, составьте размышления – иллюстрацию к этому высказыванию.

Группе № 4. Постройте текст из отрывков, выразительно его прочитайте, придумав концовку.

(Работа в группах, проверка заданий).

5. Обобщение работы на уроке.

– Какой же должна быть речь? Давайте попробуем выразить это в схеме. (см. приложение).

– Наши размышления о правильности и выразительности речи нашли отражение и в работе по проекту «Мусорный язык рекламы». Посмотрим его презентацию.

Вывод по теме урока предлагаю записать в виде диктанта – цитаты – высказывание Д. С. Лихачева, ученого – филолога, блестяще владеющего языком.

Неточность языка происходит, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, прежде всего, о точности мысли.

Я желаю вам точности мысли и, следовательно, точности языка.

5. Д/з составить словарик увиденных вами в газетах и исправленных ошибок.

Приложения:

К-1-1.

Исправь речевые ошибки, определите их тип.

Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. Впереди лидирует команда наших спортсменов. На площади он увидел огромную массу народа. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Художник подарил музею свой автопортрет.

К-1-2.

Исправьте речевые ошибки, определите их тип.

На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховских пейзажей. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

К-1-3

Исправьте ошибки в речи, определив их тип.

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом. Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.

К-2-1.

Исправьте грамматические ошибки, определи их вид.

Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело. Они хотели устроить более лучшую жизнь. Нельзя ложить локти на стол во время еды. Я много тренировался, поэтому, конечно, побежу в соревнованиях. Чуть не круглый год местность была погруженная в холодные сумерки и туманы.

К-2-2.

Исправьте грамматические ошибки, определите их тип.

На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. Выйдя на улицу, ему стало холодно. Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои.

К-3-1.

Прочитайте текст выразительно, определите тип ошибки. С какой целью автор использует этот прием?

Старший купчик, поглаживая свою подстриженную бородку, смотрит на лубочный портрет Кульнева.

– Генерал Кульнев в конном или в кавалерийском полку служительство производить быть имел?

– Он служил в гусарах.

– А он на поле чести или на поле брани живот за отечество положить удостоен-с?

– Он был смертельно ранен на поле сражения.

– А вот этот простак говорит, что на поле брани-с.

(Бестужев-Марлинский)

К-3-2.

Прочитайте текст выразительно, определите тип ошибки. С какой целью автор использует этот прием?

Любит лесной хозяин полакомиться многокостянковыми и покрытосеменными…А как задует сиверко, как распотешится лихое ненастье – резко замедляется общий метаболизм у топтыгина, снижается тонус желудочно-кишечного тракта при сопутствующем нарастании липидной прослойки. Да не страшен минусовый диапазон Михайлу Иванычу: хоть куда волосяной покров, да и эпидермис знатный.

(Т. Н. Толстая)

Какими средствами автор достигает комического эффекта?

К-4-1.

Прочитайте текст выразительно, как в нем используется местоимение «этот»? Почему его повтор оправдан?

Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходя из своего народа. У каждого поэта свой стих и собственный звон…Этот металлический, бронзовый стих Державина. . , этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова; этот облитый ароматом полудня стих Батюшкова; этот легкий, воздушный стих Жуковского,. . этот тяжелый стих Вяземского, проникнутый щемящей грустью – все они, точно разноцветные колокола. . , разнесли благозвучие по русской земле.

(Н. В. Гоголь)

Выразительно прочитайте текст. Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло?

Тулин и Возницын ждали их на углу.

– Идея!– издали закричал Тулин. – Есть идея! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

(Д. Гранин)

Соберите текст из отрывков. Выразительно прочитайте его, закончив самостоятельно придуманной концовкой.

Задумывались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?

Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны.

Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская их большого стечения.

РЕЧЬ

Хорошая:

– богатая

– точная

– чистая

– уместная

– выразительная

Правильная:

Соблюдение литературных норм

– орфоэпических

– лексических

– грамматических (морфологических, синтаксических)

– орфографических

– пунктуационных

– стилистических.

"Языковые особенности построения рекламных текстов"

Цель: Формировать основные сведения о литературной норме; о случаях ее нарушения в речи, в том числе, в печатных и телевизионных текстах реклам; об обоснованности этого нарушения;

Развивать умения определения случаев нарушения литературных норм и умения их редактирования; умения создания текстов по типу реклам в соответствии с правилами русского языка;

Создавать условия для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя;

Воспитывать культуру речи и письма, любовь к русскому языку.

Задачи:

– изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи;

– систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности;

– развитие языкового чутья учащихся.

Оформление: карточки для рефлексии настроения и результативности;

опорные таблички; словарь терминов (каждой группе); примеры национальных и местных реклам (плакаты, книги, журналы, открытки, рекламные буклеты), телевизор,DWD, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент. Рефлексия настроения

– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с хорошим настроением. А какое у вас настроение

II. Мотивация

Видеозапись: мультфильм “Мужик на базаре корову продавал” на стихи Михалкова (3 мин. )

– Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать… Она – есть!

Рекламные слоганы – у всех на слуху, и мы повторяем, напеваем и не можем порой навязчивые строки. И это результат работы тех, кто создает рекламу, – рекламистов, или, как сейчас говорят, копирайтеров. Обратите внимание на термины.

Рекламист – составитель рекламы.

Копирайтер (от англ. copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов.

Представителями этой творческой, интересной профессии я предлагаю вам стать на этом уроке.

Итак, давайте посмотрим рекламный ролик (видеозапись любой рекламы). Чем вам понравилась реклама, и в чем, на ваш взгляд, недостатки?

+

динамичный видеозаряд

музыкальное сопровождение

юмор

слишком много информации

III. Объявление темы урока. Целеполагание

– Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление? А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока?

Учащиеся формулируют тему: “Языковые особенности построения рекламных текстов”, делают записи в тетрадях.

– Итак, тема определена. А зачем вам знать языковые особенности построения рекламных текстов?

Цель нашего урока: определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. А знание языковых средств, используемых в рекламе, поможет нам совершенствовать языковую культуру и создать в конце урока рекламный текст о школе. Почему, именно эта тема? Кому, как не вам, выпускникам, сказать о школе то, что привлечет к нам новых учеников? Именно ваша реклама будет удачной, интересной.

Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы – наиболее интересные рекламные тексты.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар. )

– Очень точно суть рекламы выявляет стихотворение Э. Успенского, оно так и называется "О рекламе".

В пяти магазинах по 200 пальто –

Зеленые, красные, в клетку.

И как тебе выбрать из тысячи то,

И сумку к нему и беретку?

И как магазину тебе доказать, что "то" –

Это то, что у них надо взять???

Конечно, посредством рекламы!!!

Реклама подскажет, что надо купить.

Реклама сумеет тебя убедить.

– Каков же механизм воздействия на психологию потребителя?

Исследования показывают, что при выборе товара рассудок потребителя играет наименьшую роль. Необходимо “оглушить” потребителя так, чтобы он сделал покупку, воздействовать на какой-либо важный для него мотив.

Реклама должна отвечать какой-либо из потребностей человека. Давайте обсудим, на какие потребности человека делается акцент в известных вам рекламах.

Учитель руководит обсуждением, двое учащихся фиксируют результаты обсуждения на листах и крепят их на доске.

– Уверенность.

– Надежность.

– Творчество.

– Любовь.

– Сила.

– Традиции.

– Бессмертие (здоровье).

Опора на рекламируемые предметы, газеты.

– Скажите, акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы?

V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста

– Определим структурные элементы рекламы:

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

– Особое внимание уделяется формулировке слогана.

Работа с термином слоган (англ. _ – рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.

– Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой.

Уважаемые копирайтеры! Проведем диалог с текстом, чтобы определить, во-первых, какие языковые средства позволяют уместить океан информации в ударную строку, и, во-вторых, каков механизм воздействия на потребителя.

Словарики средств художественной изобразительности помогут нам в работе.

Работа с текстами слоганов

– Вода замерзает при 0 С.

Доказано Цельсием.

Надежная бытовая техника существует.

Доказано Zanussi.

– Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.

– Чистота – чисто Tide.

– Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.

– Есть вещи, которые нельзя купить.

Для всего остального есть Mastercard.

– Все, что вам нужно, это найти друг – друга!

Остальное – наши заботы! (Из газеты)

– В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.

– Время есть. Есть MeLLer

– Слоган основан на использовании многозначности слова есть.

Время есть – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение “употреблять в пищу”. Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть “Meller” так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т. д. , что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски “Meller”.

Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть на существует?

– Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин.

– Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.

– Хорошо там, где мы есть.

Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении “мы находимся, существуем”. Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.

– Мам, мам, мам, мам, мам….

Доброе утро, мамочка,

Соки и нектары “ Моя семья”

В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания.

VI. Развитие творческого мышления учащихся

– Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи!

Работа в группах, результаты фиксируются маркером на листе. По мере окончания работы листы с составленными текстами-слоганами закрепляются на доске. Звучит музыка.

VII. Подведение итогов урока

– Какой текст рекламы о школе вам понравился больше?

Какие средства художественной изобразительности вы использовали?

Рекламные слоганы построены так, что в них выражается вся информация о данном товаре, и потребитель воспринимает и запоминает лишь главные слова и выражения, которые как бы записываются в подсознании. Знание законов построения рекламных текстов позволит нам ориентироваться в “океане информации”.

VIII. Презентация проекта «Мусорный язык рекламы».

IХ. Рефлексия результативности, настроения

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях рекламы, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились составлять рекламный текст. Покажите свои рисунки.

X. Домашнее задание

Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык