Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • «Слово – одежда всех фактов». Урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»)

«Слово – одежда всех фактов». Урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»)

«Слово – одежда всех фактов». Урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»)

  1. Целеполагание

Знать: основные аспекты культуры речи: требования, предъявляемые к письменным текстам в официально-деловой сфере общения.

Понимать: стилистические свойства слов, связанные с их лексической сочетаемостью, с экспрессивной окраской, со сферой употребления.

Уметь: анализировать языковые единицы с точки зрения их правильности, точности и уместности употребления.

  1. Мотивация

«Слово – одежда всех фактов», – говорил М. Горький. И вполне естественно желание, чтобы эта «одежда» отвечала 3-м самым главным требованиям: была уместной, т. е. соответствовала обстановке, была «сшита по мерке» и «со вкусом», т. е. слова в тексте должны быть подобраны с надлежащей смысловой сочетаемостью, должны быть точными, меткими. В противном случае одежда становится смешной и нелепой. Пример тому – рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга».

  1. Актуализация

– На какие 2 части композиционно делится рассказ?

– Авторское слово о жалобной книге и записи, оставленные в этой жалобной книге неизвестными .

– Что вы можете сказать о записях, не вдаваясь в частности (детали)?

– Записей в книге – 20; среди них есть лаконичные и более пространные, но все они вызывают улыбку.

– Каждая из записей – самохарактеристика, можно сказать, саморазоблачение.

– Все записи, сделанные в книге, свидетельствуют о низкой культуре речи их авторов.

– В цитируемых записях немало орфографических и пунктуационных ошибок.

А. П. Чехов «собрал» в одном рассказе типичные речевые и грамматические ошибки своих современников – наших земляков. Увы, некоторые речевые ошибки не «устарели» до сих пор.

В ходе лабораторной работы мы будем оценивать письменные высказывания с точки зрения их оформления и попытаемся понять причины коммуникативных неудач незадачливых авторов.

Чтобы успешно справиться с лабораторной работой, дома вы повторили темы «Лексика» и «Стили речи» (официально-деловой).

Как вы думаете, чем обусловлен выбор тем для повторения?

– Объект исследования находится «на пересечении» этих 2-х тем.

4. Знакомство со структурой лабораторной работы, инструкцией по выполнению.

Рейтинговый лист заданий

I. Стилистический уровень

1. Жалобная книга – официальный документ, в котором записи должны оформляться в соответствии с требованиями официально-делового стиля речи, а именно:

– точность формулировок, не допускающая иного толкования;

– неличный характер высказываний;

– стандартизованность, отсутствие повествований и описаний;

– предписывающий характер, отсутствие экспрессивности, эмоциональности, изобразительных средств языка.

Приведите примеры из текста, в которых каждое из перечисленных требований нарушено.

2. Разделите все высказывания на 2 группы: собственно жалобы и «разнопричинные высказывания». Найдите среди высказываний 2-й группы соответствующие жанрам «любовной записки», «назидания», «афоризма». Продолжите этот ряд, найдите собственные определения жанрам прочих высказываний.

*3. Как вы думаете, почему гимназисту А. Зудьеву так и не удалось сформулировать жалобу? Обоснуйте свой ответ.

II. Лексический уровень

1. Употребление разностильной лексики, как известно, помогает автору произведения создать комический эффект. Приведите примеры столкновения слов различной стилевой окраски в тексте.

2. Архаизмы могут придавать речи как торжественный, так и шутливый характер. Найдите в тексте архаизм, который повторяется дважды, определите его функциональную роль в одном и другом случае.

3. Найдите в тексте примеры стилистических и синтаксических синонимов, определите, какую функцию они выполняют.

4. Слова в предложении должны подбираться с надлежащей смысловой (лексической) сочетаемостью. Нарушение этого требования автор использует в качестве художественного приема. Определите функциональную роль этого приема и приведите примеры из текста.

5. «Канцеляризмы и штампы нередко используются как стилистический прием юмора и сатиры». (Д. Э. Розенталь) Аргументируйте этот тезис примерами из текста.

*6. Эвфемия представляет собой использование словесных зашифровок с целью завуалировать, смягчить, «приукрасить» предмет сообщения, оставив все-таки возможность любому носителю языка догадаться, о чем идет речь. Найдите в тексте примеры эвфемии. Определите стилистическую функцию эвфемизмов в тексте.

III. Грамматический уровень

1. Проведите корректуру и редактуру написанного; отметьте все имеющиеся ошибки:

– грамматические;

– орфографические;

– пунктуационные.

Литература для учителя:

Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М. , 2001.

Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. Ростов-на-Дону, 2006.

Стилистика и литературное редактирование. Под ред. В. И. Максимова. М. , 2005.

А. Н. Скворцова, МОБУ СОШ №5, г. Таганрог, Ростовская область

Метки: Русский язык