«Слово – одежда всех фактов». Урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»)
«Слово – одежда всех фактов». Урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»)
- Целеполагание
Знать: основные аспекты культуры речи: требования, предъявляемые к письменным текстам в официально-деловой сфере общения.
Понимать: стилистические свойства слов, связанные с их лексической сочетаемостью, с экспрессивной окраской, со сферой употребления.
Уметь: анализировать языковые единицы с точки зрения их правильности, точности и уместности употребления.
- Мотивация
«Слово – одежда всех фактов», – говорил М. Горький. И вполне естественно желание, чтобы эта «одежда» отвечала 3-м самым главным требованиям: была уместной, т. е. соответствовала обстановке, была «сшита по мерке» и «со вкусом», т. е. слова в тексте должны быть подобраны с надлежащей смысловой сочетаемостью, должны быть точными, меткими. В противном случае одежда становится смешной и нелепой. Пример тому – рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга».
- Актуализация
– На какие 2 части композиционно делится рассказ?
– Авторское слово о жалобной книге и записи, оставленные в этой жалобной книге неизвестными .
– Что вы можете сказать о записях, не вдаваясь в частности (детали)?
– Записей в книге – 20; среди них есть лаконичные и более пространные, но все они вызывают улыбку.
– Каждая из записей – самохарактеристика, можно сказать, саморазоблачение.
– Все записи, сделанные в книге, свидетельствуют о низкой культуре речи их авторов.
– В цитируемых записях немало орфографических и пунктуационных ошибок.
А. П. Чехов «собрал» в одном рассказе типичные речевые и грамматические ошибки своих современников – наших земляков. Увы, некоторые речевые ошибки не «устарели» до сих пор.
В ходе лабораторной работы мы будем оценивать письменные высказывания с точки зрения их оформления и попытаемся понять причины коммуникативных неудач незадачливых авторов.
Чтобы успешно справиться с лабораторной работой, дома вы повторили темы «Лексика» и «Стили речи» (официально-деловой).
Как вы думаете, чем обусловлен выбор тем для повторения?
– Объект исследования находится «на пересечении» этих 2-х тем.
4. Знакомство со структурой лабораторной работы, инструкцией по выполнению.
Рейтинговый лист заданий
I. Стилистический уровень
1. Жалобная книга – официальный документ, в котором записи должны оформляться в соответствии с требованиями официально-делового стиля речи, а именно:
– точность формулировок, не допускающая иного толкования;
– неличный характер высказываний;
– стандартизованность, отсутствие повествований и описаний;
– предписывающий характер, отсутствие экспрессивности, эмоциональности, изобразительных средств языка.
Приведите примеры из текста, в которых каждое из перечисленных требований нарушено.
2. Разделите все высказывания на 2 группы: собственно жалобы и «разнопричинные высказывания». Найдите среди высказываний 2-й группы соответствующие жанрам «любовной записки», «назидания», «афоризма». Продолжите этот ряд, найдите собственные определения жанрам прочих высказываний.
*3. Как вы думаете, почему гимназисту А. Зудьеву так и не удалось сформулировать жалобу? Обоснуйте свой ответ.
II. Лексический уровень
1. Употребление разностильной лексики, как известно, помогает автору произведения создать комический эффект. Приведите примеры столкновения слов различной стилевой окраски в тексте.
2. Архаизмы могут придавать речи как торжественный, так и шутливый характер. Найдите в тексте архаизм, который повторяется дважды, определите его функциональную роль в одном и другом случае.
3. Найдите в тексте примеры стилистических и синтаксических синонимов, определите, какую функцию они выполняют.
4. Слова в предложении должны подбираться с надлежащей смысловой (лексической) сочетаемостью. Нарушение этого требования автор использует в качестве художественного приема. Определите функциональную роль этого приема и приведите примеры из текста.
5. «Канцеляризмы и штампы нередко используются как стилистический прием юмора и сатиры». (Д. Э. Розенталь) Аргументируйте этот тезис примерами из текста.
*6. Эвфемия представляет собой использование словесных зашифровок с целью завуалировать, смягчить, «приукрасить» предмет сообщения, оставив все-таки возможность любому носителю языка догадаться, о чем идет речь. Найдите в тексте примеры эвфемии. Определите стилистическую функцию эвфемизмов в тексте.
III. Грамматический уровень
1. Проведите корректуру и редактуру написанного; отметьте все имеющиеся ошибки:
– грамматические;
– орфографические;
– пунктуационные.
Литература для учителя:
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М. , 2001.
Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. Ростов-на-Дону, 2006.
Стилистика и литературное редактирование. Под ред. В. И. Максимова. М. , 2005.
А. Н. Скворцова, МОБУ СОШ №5, г. Таганрог, Ростовская область
Метки: Русский язык