Знаки препинания при обращении и при прямой речи. 5 класс
Знаки препинания при обращении и при прямой речи. 5 класс
Схематические диктанты
I. 1) Воевода говорит: «Петушок опять кричит». (А. Пушкин) 2) «А ты чего тут распоряжаешься?» – вмешался Незнайка. (Н. Носов) 3) «А почему медведь зимой не спит?» – спросила Катюша отца.
II. 1) Петька встретил меня ворчаньем: «Ты что так долго?» 2) Бабушка сказала: «Сейчас уху варить будем». 3) «Расскажи», – попросила мама. 4) Мама напомнила: «Далеко от дороги не ходите». 5) «Что-то мне плохо», – сказал раненый. 6) Раненый поинтересовался: «Отец-то где работает?» 7) «Теперь с Сенькой помириться не стыдно», – объявил Петька. 8) Петька выпалил: «Слышали ваш разговор». 9) «А как ее звать?» – спрашивают ребята. 10) Ребята после этого вовсе на голубую змейку осердились: «Не будем о ней говорить!» 11) Девочка попросила: «Возьми меня завтра на рудник с собой». 12) Она и говорит: «Вот бы мне такой цветочек». 13) Девочка тогда и говорит: «Она тебя в снегу согреет и домой выведет». 14) «А как же зимой в лесу ночевать станешь?» – спрашивает Даренка.
(По сказам П. Бажова)
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) «Алеша, помоги мне поймать курицу!» – кричала кухарка. 2) Король отвечал: «Не думал я, что ты такой ленивец». 3) «Знаете ли вы урок ваш?» – спросил учитель. 4) Министр сказал сквозь слезы: «Алеша, я вас прощаю».
(А. Погорельский)
II. 1) «Повернись ко мне, избушка, передом», – говорит Иван. 2) Квакушка говорит царевичу: «Отправляйся один на пир, а я следом за тобой буду». 3) Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил: «Этим ковром только от дождя лошадей накрывать».
(Из сказки «Царевна-лягушка»)
III. 1) «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» – предложил Незнайка. 2) «Стыдно, малыши!» – воскликнула Синеглазка. 3) Гусля залез на сцену и закричал: «Ко мне, братцы!» 4) «Смотрите, братцы, кто-то бежит за нами!» – закричал Пончик. (Н. Носов)
Знаки препинания при диалоге
Объяснительный диктант
Воробей и Синица
– Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
– Ружье.
– Э-э, не угадала!
– Пушка?
– Опять не угадала!
– Какое же тогда, Воробей?
– Рогатка. . .
(Н. Сладков)
А. А. Михайлова, МБОУ Лицей № 1, Бугуруслан, Оренбургская область
Метки: Русский язык