Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 2. Тема. Разделы науки о языке

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 2. Тема. Разделы науки о языке

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 2. Тема. Разделы науки о языке

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;

– развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;

– воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

2. Разминка.

– Наш урок мы начнём как обычно – с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая.

– У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание?

2.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

3.

о

р

ф

о

э

п

и

я

4.

ф

о

н

е

т

и

к

а–

5.

г

р

а

ф

и

к

а

6.

т

е

к

с

т

о

в

е

д

е

н

и

е

7.

м

о

р

ф

е

м

и

к

а

8.

с

л

о

в

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

9.

г

р

а

м

м

а

т

и

к

а

м

о

р

ф

о

л

о

г

и

я

11

с

и

н

т

а

к

с

и

с

12

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

(Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы).

– Сначала отгадаем слова по горизонтали.

2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний.

4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.

6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.

7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.

8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.

9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.

10. Изучением частей речи занимается. . .

11. Словосочетание и предложение изучает. . .

12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов.

– А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали – . . . (1. Лингвистика).

3. Фронтальный опрос.

– Что же такое лингвистика?

– Назовите ещё раз её разделы.

– А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?

4. Формулировка темы и целей урока.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает).

– Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики. . .

– Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.

5. Работа над темой урока.

– На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке.

– О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст.

Работа с текстом.

– Откройте упражнение 264.

Чтение текста.

– Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим.

– Читаем текст вслух.

Текстоведческий анализ.

– Какова тема текста?

– Основная мысль?

– Перечислите основные признаки текста.

– Определите стиль текста. Докажите.

– Какие средства художественной выразительности встретились в тексте?

– Каков тип речи текста?

6. Проверка домашнего задания.

– Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их.

Списывание текста

– Спишите текст.

Беседа

– Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).

7. Конкретизация темы

– Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока

Разделы лингвистики. . . Пунктуация

Работа с текстом

– Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их.

– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста.

– С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце.

– Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ).

Анализ лингвистической сказки.

– Послушайте лингвистическую сказку. О чём она?

Три точки

Сошлись три точки, разговорились.

– Как жизнь, что нового?

– Да ничего.

– Всё стоишь в конце предложения?

– В конце.

– И я в конце.

– И я.

– Как это несправедливо, – говорит Первая Точка, – о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать.

– Да, - соглашается Вторая Точка, – так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

– Не пустят, - сомневается Первая Точка, – посчитают ошибкой и вычеркнут.

– А что если нам всем вместе попробовать, – предлагает Третья Точка, – в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив – большая сила. Это всюду написано. , только бы найти подходящее предложение.

Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это – законченное. . . вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку.

– Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

– Нет, стояла, - заявляет Третья Точка.

– Вы не могли здесь стоять.

– Не скандальте, пожалуйста, – вмешивается в разговор Вторая Точка, – она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела.

– Но вы здесь тоже не стояли, – возмущается слово, болтаясь на кончике пера.

– Она не стояла? – изумляется Первая Точка, – придите в себя, она же стоит за мною.

Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются:

– Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат.

– Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие?

( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ).

– Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.

Синтаксический анализ предложения.

– Выпишите предложение

Потом цвет озера стал оловянным.

– Выполним синтаксический разбор этого предложения. * ( 1 ученик работает у доски ).

(*Помочь учащимся в определении сказуемого).

Беседа

– Вы сказали, что это предложение неосложнённое.

– А чем может быть осложнено простое предложение?

– Какие случаи встретились в тексте?

– Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения?

– Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ).

– Составим схемы этих предложений.

– Схему какого предложения составить будет сложнее?

– Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде.

– Остальные работают с другим сложным предложением.

– Проверяем.

– О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ).

– Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ).

– Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.

8. Подведение итогов урока.

– О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?

– Что изучает пунктуация?

– Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я. . . "

9. Домашнее задание.

( Творческое, разноуровневое ).

Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

– Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263.

– А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох. . . »

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык