Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 2. Тема. Разделы науки о языке
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 2. Тема. Разделы науки о языке
Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;
– развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;
– воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
2. Разминка.
– Наш урок мы начнём как обычно – с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая.
– У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание?
2.
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
3.
о
р
ф
о
э
п
и
я
4.
ф
о
н
е
т
и
к
а–
5.
г
р
а
ф
и
к
а
6.
т
е
к
с
т
о
в
е
д
е
н
и
е
7.
м
о
р
ф
е
м
и
к
а
8.
с
л
о
в
о
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
9.
г
р
а
м
м
а
т
и
к
а
м
о
р
ф
о
л
о
г
и
я
11
с
и
н
т
а
к
с
и
с
12
о
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
(Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы).
– Сначала отгадаем слова по горизонтали.
2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.
3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний.
4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи.
5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.
6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.
7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.
8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.
9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.
10. Изучением частей речи занимается. . .
11. Словосочетание и предложение изучает. . .
12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов.
– А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали – . . . (1. Лингвистика).
3. Фронтальный опрос.
– Что же такое лингвистика?
– Назовите ещё раз её разделы.
– А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?
4. Формулировка темы и целей урока.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает).
– Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики. . .
– Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.
5. Работа над темой урока.
– На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке.
– О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст.
Работа с текстом.
– Откройте упражнение 264.
Чтение текста.
– Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим.
– Читаем текст вслух.
Текстоведческий анализ.
– Какова тема текста?
– Основная мысль?
– Перечислите основные признаки текста.
– Определите стиль текста. Докажите.
– Какие средства художественной выразительности встретились в тексте?
– Каков тип речи текста?
6. Проверка домашнего задания.
– Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их.
Списывание текста
– Спишите текст.
Беседа
– Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).
7. Конкретизация темы
– Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока
Разделы лингвистики. . . Пунктуация
Работа с текстом
– Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их.
– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста.
– С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце.
– Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ).
Анализ лингвистической сказки.
– Послушайте лингвистическую сказку. О чём она?
Три точки
Сошлись три точки, разговорились.
– Как жизнь, что нового?
– Да ничего.
– Всё стоишь в конце предложения?
– В конце.
– И я в конце.
– И я.
– Как это несправедливо, – говорит Первая Точка, – о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать.
– Да, - соглашается Вторая Точка, – так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.
– Не пустят, - сомневается Первая Точка, – посчитают ошибкой и вычеркнут.
– А что если нам всем вместе попробовать, – предлагает Третья Точка, – в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив – большая сила. Это всюду написано. , только бы найти подходящее предложение.
Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это – законченное. . . вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку.
– Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.
– Нет, стояла, - заявляет Третья Точка.
– Вы не могли здесь стоять.
– Не скандальте, пожалуйста, – вмешивается в разговор Вторая Точка, – она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела.
– Но вы здесь тоже не стояли, – возмущается слово, болтаясь на кончике пера.
– Она не стояла? – изумляется Первая Точка, – придите в себя, она же стоит за мною.
Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются:
– Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат.
– Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие?
( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ).
– Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.
Синтаксический анализ предложения.
– Выпишите предложение
Потом цвет озера стал оловянным.
– Выполним синтаксический разбор этого предложения. * ( 1 ученик работает у доски ).
(*Помочь учащимся в определении сказуемого).
Беседа
– Вы сказали, что это предложение неосложнённое.
– А чем может быть осложнено простое предложение?
– Какие случаи встретились в тексте?
– Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения?
– Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ).
– Составим схемы этих предложений.
– Схему какого предложения составить будет сложнее?
– Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде.
– Остальные работают с другим сложным предложением.
– Проверяем.
– О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ).
– Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ).
– Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.
8. Подведение итогов урока.
– О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?
– Что изучает пунктуация?
– Какие разделы русской пунктуации вы знаете?
Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я. . . "
9. Домашнее задание.
( Творческое, разноуровневое ).
Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»
– Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263.
– А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох. . . »
Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва
Метки: Русский язык