Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 9-11 Тема. Морфология и орфография

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 9-11 Тема. Морфология и орфография

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 9-11 Тема. Морфология и орфография

Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объяснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: Потребительское отношение к природе недопустимо. Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое выражено кратким прилагательным.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и дефисного написания слов.

III. Повторение темы «Морфология и орфография»

1. Беседа по вопросам с. 14.

Комментарий. К вопросу № 3. Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени – по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: «Что сделать?» -совершенный (научить, решить), «Что делать?» – несовершенный (учить, решать).

К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь – I спряжение, стоишь – II спряжение). Спряжение глагола с безударными личными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).

Напомним, что спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам:

. Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;

Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.

Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола ясить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут. . . ), глагола говорить – и или я (говоришь, говорит, говорят. . . ). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. Например, глагол хотеть изменяется двояко: часть форм – по I спряжению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.

Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие – и, а (я). То есть спряжение глаголов – это объективно существующее различие в их формах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения – гласные е, у (ю), для Й спряжения – и, а (я).

– Например, к какому спряжению относится глагол спать'? Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.

Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять гласную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.

I спряжение

II спряжение

брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д. ) «Сигнальные» буквы – е, у(ю)

все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов-исключений. «Сигнальные» буквы – и, а(я)

Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спряжение глаголов (например: услышать спрягается, как слышать, вертеться – как вертеть и т. п. ).

Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени очень прост:

– Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму

Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).

– Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).

Они завис. . т: зависеть; II спряжение (иски. ) -я; зависят.

Флаги ре. . . т: реять; I спряжение – ю; реют.

Важно помнить, что спряжение – это изменение личных окончаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению {сидишь, сидят. . . ).

2. Повторение темы «Морфология именных частей речи».

– Сколько склонений имеют существительные?

– Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?

– Все ли существительные в русском языке склоняются? Каковы несклоняемые имена существительные по происхождению? (Заимствованные слова. )

, – На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; притяжательные: мамин, лисий. )

– В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчайший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок. )

– Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударения – ни: некем – никем. )

– На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой. )

– Как склоняются составные количественные и составные порядковые числительные? (У составных количественных числительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году. )

3. Предупредительный диктант.

Задание: определить склонение и падеж существительных, объяснить выбор написания слов.

Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из нержавеющей стал. . , красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пламени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо матери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.

IV. Работа с текстом

1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.

2. Составление плана доклада.

3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверждении Ломоносова.

V. Сообщение ученика

Реализация индивидуального задания.

Домашнее задание

Упражнения 30, 32.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой местности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.

Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: «Гроза». Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац – предвестники грозы, 2-й – кульминация, 3-й – разрядка.

– С помощью каких средств достигается эффект изображаемого?

Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией – сочетанием согласных звуков. В 1-м абзаце – сочетание шипящих и сонорного «р»; во 2-м – усиление раскатистого «р» подчеркнуто контрастом

сочетаний с «х», создающим впечатление

восклицаний: «ах!»; в 3-м – преобладание шипящих, передающих шум дождя.

Важную роль играют и синтаксические средства: ряды однородных членов, обилие глаголов, многосоюзие, возрастающая градация (долетела одна капля, другая, забарабанило. . . треснуло. . . раскатилось).

2. Упражнение 32: проверка «по цепочке».

III. Повторение темы «Морфология и орфография»

Выполнение упражнений по морфологии глагола.

1. Упражнение 36: устно.

Комментарий. Стиль текста – научный. Деление текста на абзацы соответствует его делению на предложения. Примерный вопросный план:

1. Какая особенность формообразования отличает глагол от

имен существительных и прилагательных?

И. Как найти основу неопределенной формы? III. Как получается основа настоящего времени?

2. Упражнение 33: комментируем выбор написания -ться или -тся. Дополнительное задание: назвать основы глаголов.

3. Упражнение 35: выразительное чтение, определение переходности-непереходности глаголов.

Переходные глаголы – те, которые употребляются с существительными в винительном падеже без предлога, то есть действие прямо переходит на предмет: хранят (что?) зелень; не любит (что?) отдыхать (инфинитив в значении существительного: отдых); серебрит (что?) поле. Все остальные глаголы непереходные.

4. Упражнение 34: самостоятельная работа.

Домашнее задание

Упражнения 31, 37.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык