Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 16 Тема. Причастие как часть речи

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 16 Тема. Причастие как часть речи

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 16 Тема. Причастие как часть речи

Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему).

II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»

Слово учителя.

Мы продолжаем изучение большой темы – «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение -и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи – глагол. Имен- -но с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство – в несомненной связи с глаголом.

Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными

частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.

Итак, начинаем новую тему – «Причастие».

Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.

III. Работа с учебником

1. Чтение §9 (с. 24).

2. Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова: летучий и летящий – обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.

Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня – неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.

– Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие. )

– Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий. ) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во

втором – определение-причастие.

– В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. )

– В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо. )

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.

2. Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.

Дополнительный вопрос:

– Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.

3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих,

4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 I и его обсуждение.

5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля ;" текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).

' Домашнее задание 1. §9.

2. Упражнение 57.

3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык