Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом»
Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом»
Цели: – научить школьников как можно более полно описывать изображение на картине;
-активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;
– закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
– ввести в словарь учащихся новые слова.
Ход урока:
1. Рассказ о художнике.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся русский живописец, народный художник, лауреат Государственной премии – широко известен в России и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в Ульяновской области, в деревне Прислониха прошло его детство. Художник очень хорошо знает жизнь русской деревни, т. к. на полях работали его отец, деды и прадеды, сам художник.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.
Картины А. А. Пластова радуют зрителя своими сочными красками, красотой изображенной на них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954г) А. А. Пластов воспел богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора ягод и грибов.
2. Беседа по картине.
– Давайте посмотрим, как художник изобразил лето на своей картине.
Что прежде всего привлекло ваше внимание? |
– Яркая, солнечная опушка леса, где отдыхают девочка и женщина. – Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. – Красная косынка на голове у девочки и зеленая трава. |
Кого изобразил художник? Опишите каждого подробно. | – Женщина и девочка – это, наверное, мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой. |
Какие руки у женщины? | Загорелые, натруженные – сразу видно, что она много работает |
Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? | Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок. |
Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки? | Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо. Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие черные брови несколько подняты вверх. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь. |
Кто еще присутствует на картине? | Собака, которая тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них свою морду. Глаза прикрыты, уши опущены. |
Как вы думаете, почему грибники выбрали именно это место? | Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березок, чтобы скрыться от жары. Поляна очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками. |
Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день? | Солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий свет солнца играет на листьях берез, освещая их. Цветы, трава, листья на деревьях не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно. |
Какие цвета использовал художник в картине? | Зеленый, желтый, белый, розовый, красный, светло-коричневый. |
Цвет в картине имеет большое значение. С его помощью художник создает образ, передает свое отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение. | |
Какое впечатление произвела картина на вас? |
– Хочется долго смотреть на картину. – Природа, изображенная на картине, нам близка и понятна. – На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Они вызывают у нас радостное настроение. |
– В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные тона, но больше – теплых. С помощью сочетаний красок художник передает богатство цветущей природы. Контрастные, насыщенные цвета придают картине особую красоту и жизнерадостность, вызывают бодрое настроение.
3. Запись составленных предложений.
Н. В. Митякина, Московская область, г. Подольск,
Метки: Русский язык