Памятка для учащихся 9-х классов «Для чего служат знаки препинания?»
Памятка для учащихся 9-х классов «Для чего служат знаки препинания?»
1. Для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим;
2. Для обеспечения пишущему и читающему однозначного понимания предложений в тексте;
3. Для передачи грамматических , смысловых и интонационных особенностей предложений и их частей:
Грамматические особенности | Смысловые особенности | Интонационные особенности |
|
Например, выражение причины и т. д. |
|
4. Для отделения предложений друг от друга в тексте;
5. Для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении;
6. Для указания на смысловое членение речи и для выявления синтаксического строения и ритмомелодики текста;
7. Для выражения грамматико-семантических отношений между элементами высказывания в письменной речи.
Функции знаков препинания:
Знаки препинания – это знаки, образующие особую часть общей графической системы языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями.
Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритмомелодики.
Пунктуация:
– С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации
– Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение
Выделяющие знаки препинания служат для обозначения границ синтаксической конструкции с дополняющим или пояснительным значением, содержащую чужую речь, обращение или грамматически не связанную с другими членами предложения. Это две запятые, два тире, кавычки или скобки. Выбор выделительного знака препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. Выделяются обращения; обособленные определения, выраженные причастным оборотом и стоящие после определяемого слова; обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом; сравнительные обороты;
Отделяющие знаки препинания служат для разделения самостоятельных предложений, частей сложного предложения, однородных элементов. Эти же знаки свидетельствуют об окончании мысли, способствуют распознаванию цели высказывания (повествование, вопрос, побуждение) и эмоциональной окраски (восклицательное – невосклицательное).
Отделительные знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
– Выбор определяется смыслом и интонацией предложения
– Служат для отделения каждого предложения от последующего в тексте
– Для оформления отдельного предложения как законченного
– Восклицательный знак дополнительно выражает чувство
Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
– Выбор определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями
– В простом предложении служат для обозначения границ между однородными членами, а в сложном – для разделения простых предложений, входящих в его состав
Вводные конструкции:
– Для выражения оценок содержания предложения
– Указывают на степень достоверности сообщения
– Выражают эмоциональную оценку сообщения
– Указывают на источник сообщения
– Оценивают способ оформления мысли
– Имеют целью возбудить внимание собеседника, вызвать его отклик на высказывание
– Указывают на отношения между частями высказывания
– Использование вводных слов – это синтаксическое средство связи предложений в тексте
Вставные конструкции:
– Для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений.
Восклицательное предложение:
– Выражает чувства говорящего (гнев, ненависть, страх, ужас, нежность, ласку, любовь, восхищение, похвалу, жалобу, упрек, порицание, угрозу, возмущение _______________
– Выражает интеллектуальное состояние (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение _______________
– Выражает побуждение (приказ, призыв, просьбу _______________
Двоеточие:
– Передает значение мотивации, причины
Тире:
– Усиливает значение следствия, противопоставления;
– Подчеркивает значительность сказанного
Косвенная речь:
– Передает чужую речь от лица автора, а не того, кто на самом деле ее произнес
Прямая речь:
– Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь; когда речь произнесена, при каких обстоятельствах; какова манера говорить у лица, речь которого передается;
– Прямая речь точно воспроизводит чужую речь, передаваемую от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.
Многоточие:
– Оформляет речь взволнованную или затрудненную
– Употребляется, когда говорящий останавливается, подбирая слово
– Может указывать на то, что в речи сообщается о неожиданных поворотах событий
– С помощью многоточия оформляется прерванное высказывание, а также передается косноязычная речь
О. В. Сергеева, Тельмановская СОШ, Тосненский район, Ленинградская область
Метки: Русский язык