Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок русского языка "Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями"; 6 кл

Урок русского языка "Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями"; 6 кл Цель: познакомить учащихся с определением спряжения глаголов по инфинитиву; применять алгоритм определения спряжения глаголов; повторить орфограммы в глаголе –тся (ться),ь во 2-м лице ед. ч.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Открываем тетради, записываем число, Классная работа.

Конспекты в рабочем состоянии (открыты!)

1) запишите отрывок из сказки (назвать автора, сказку), поставьте в глаголах ударение, определить спряжение, лицо, число глаголов с ударным окончанием:

Пристают (3 л. ,мн. ч. ) к заставе части;

Князь Гвидон зовет (3 л. ,ед. ч. ) их в гости,

Их он кормит и поит (3 л. , ед. ч. )

И ответ держать велит. (3 л. ед. ч. )(знаки препинания)

Учитель: кака вы определяли спряжение этих глаголов?

В е (ё) – 1 спр. (ут-ют)

В и – II спр. (ат-ят)

II. Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с 1-м способом определения спряжения глаголов. Каким? (по ударному окончанию). Откройте в конспекте словарик и запишите глаголы, в которых надо запомнить ударение.

Облегчит, углубит, упростит – пишу на доске

К каклму спряжению они относятся? (ко II спр. , т. к. и– ударный)

Учитель У какого глагола мы не определили спряжение по 1-ому способу? (кормит) Почему? (У него безударное окончание)

– Кто назовет тему сегодняшнего урока?

Запись темы! Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Учитель: Как же мы должны определять спряжение у этих глаголов?

Вспомним, какие глаголы относятся ко II спряжению? (Читаем таблицу).

В определении спряжения с безударными личными окончаниями нам поможет 2-й способ? Назовите его. (Определение спряжения по инфинитиву).

Учитель: Для того, чтобы хорошо владеть этим способом, нам необходимо знать алгоритм (это последовательность действий) определения спряжения. Он у вас на столах! Давайте познакомимся с ним. Прочитаем, в какой последовательности надо действовать, чтобы определить спряжение глагола с безударным линым окончанием. (читаем!) Вернемся к записанному отрывку, найдем глагол с безударным окончанием и, пользуясь алгоритмом, определим его спряжение. (кормит– инф. кормить II).

Учитель: Е ще раз обратите внимание на глаголы II спряжения, на исключения,.

Однокоренные глаголы, образованные от этих глаголов – исключений, тоже являются исключениями:

Держать – удержать – II спр.

Видеть – предвидеть – II спр.

Стелить – постелить –I спр.

2) Запишите пословицы, определите спряжение по алгоритму:

А) Без углов дом не строится(II), без пословицы речь1 не молвится. 1

Б) Пословица век не сломится. (II)

В) Друга на деньги не купишь. (II) Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

Обратите внимание еще раз на глаголы. Строится [цъ], молвится [цъ], сломится [цъ]. В чем различие написания и произношения этих глаголов? Кто помнит, как называется такой фонетический процесс? (уподобление или ассимиляция)

Учитель: Затранскрибируйте слова молвится, пословицы.

[молв’ицъ] [п/\слов’ицъ]

Учитель: Откройте учебники на стр. 268, упр. 680. Прочитайте задание.

Образец (1-ое слово) у доски (можно все)

– О чем надо помнить при образовании форм глагола? (во всех формах сохраняется один вид)– 2 пары.

3) Допишите окончания глаголов во 2-м лице ед. ч. Определите спряжение у глагола с безударным окончанием

Помните орфограмму в этих глаголах. Какую? (ь после шипящих)

Объясните пунктограмму в первом предложении (Обращение)

Солнце, солнце,

Ты уход…!

Ты побыть у нас не хоч…

В море синее нырне…,

Как потом тебя верне…?

Отвечает солнце:

– Ладно!

Утром жди меня обратно!

Утром влезу на забор-

На забор из синих гор…

(Э. Мошковская)

Вывод!!! Итак!!! 1) Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием).

2)Что в первую очередь надо сделать, когда перед нами глагол, у которого следует определить спряжение? (поставить ударение! Если окончание ударное, то с гласной Е,Ё – 1 спр. , с гласной И – 2 спр. ) А если окончание безударное, действуем по алгоритму.

III. Домашнее задание

  1. Выучит таблицу спряжения глаголов (глаголы-исключения)в в той последовательности, какая дана в таблице.
  2. Учить алгоритм
  3. Работа с текстом

IV. Итог урока (оценки)

Приложение 1

Домашнее задание

Прочитайте, спишите, поставьте глаголы в форме 3 л. , ед ч. Наст. Вр. , определите спряжение

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце…3 (блистать),

И воробей своим крылом,

В песке купаясь, (трепетать),

А уж от неба до земли,

Качаясь(1), …(двигаться) завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом …(тянуть),

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям … (барабанить)4.

А. А. Фет

Приложение 2

Алгоритм определения спряжения глагола

1. Ставим глагол в инфинитив.

2. Смотрим, на что он оканчивается.

3. Если на –ИТЬ и не входит в 4 глагола-исключения (брить, стелить, зыбиться, зиждиться), значит, он IIспр. – пишу И

4. Если оканчивается на –АТЬ и входит в 4 глагола-исключения (гнать, держать, слышать, дышать), значит он II спр. – пишу И

5. Если оканчивается на –АТЬ и не входит в 4 глагола-исключения, значит, он Iспр. – пишу Е

6. Если оканчивается на –ЕТЬ и входит в 7 глаголов-исключений (смотерть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть), значит, на II спр. – пишу И

7. Если оканчивается на –ЕТЬ и не входит в 7 глаголов-исключений , значит, он Iспр. -пишу Е

8. Во всех остальных случаях

9. глаголы I спр. – пишу Е

Приложение 3

Спряжение глаголов

Личные окончания глаголов

II спряжение

I спряжение

1. Все глаголы на –ИТЬ, кроме

Брить, стелить, зыбится, зиждется

Все остальные

ЗАПОМНИТЬ!!!

Все эти глаголы оканчиваются на ЯТЬ:

Сеять, веять и лелеять

Кашлять, лаять, таять,

Каяться, реять, блеять и

Затеять, чуять, чаять и

Надеяться.

А еще баять, хаять, маяться

2. 7 глаголов на –ЕТЬ:

Смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть

3. 4 глагола на –АТЬ

гнать, держать, слышать, дышать

лицо

Ед. число

Мн. число

лицо

Ед. число

Мн. число

1 л

Я -у(-ю)

Мы -им

1 л

Я -у(-ю)

мы -ем

2 л

Ты -ишь

Вы -ите

2 л

Ты -ешь

Вы -ете

3 л

Он

Она -ит

оно

Они -ат(

-ят)

3 л

Он

Она -ет

оно

Они -ут(

-ют)

В окончаниях гласная -И-

В окончаниях гласная -Е-

Метки: Русский язык