Урок русского языка в 5 классе "Сказуемое и способы его выражения"
Урок русского языка в 5 классе "Сказуемое и способы его выражения"
Цель:
1) Знать способы выражения сказуемого;
2) Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.
Ход урока
Записать число, классная работа, тему: «Сказуемое».
I. Словарный диктант.
II. Повторение сведений о подлежащем.
– Что такое подлежащие?
– Чем оно чаще всего может быть выражено?
– Работа с таблицей(у доски и в тетрадях)
Способы выражения подлежащего
Часть речи | Примеры |
1. Имя существительное 2. Местоимение 3. ????????????????? |
(записать примеры, подчеркнуть подлежащее, указать, чем оно выражено) – Помнить И. п. существительного и местоимения.
– Чем ещё может быть выражено подлежащее? ( словосочетанием, числительным + существительным) Привести пример.
Записать в таблицу п. 3
III. Устная синтаксическая пятиминутка
(На доске записаны предложения. Найти грамматическую основу). Помните!!!
В каком падеже стоит существительное, выражающее подлежащее? (И. п. , т. е. это действующий предмет).
1. Старый мостик смысли потоки дождя.
2. Сказки Пушкина читают все.
3. Город украшает бульвар.
4. Игрушечный танк мне подарил брат.
IV. Новая тема.
– Итак, из каких членов предложения состоит грамматическая основа? (подлежащее и сказуемое).
– Чем может выть выражено подлежащее, мы повторили. Теперь поработаем со сказуемым.
1. Работа с распечатанным текстом. Возьмите тексты.
– Возьмите цветную ручку, линейку, Давайте найдем в предложениях этого текста грамматическую основу.
– Вывод в тетради!
Способы выражения сказуемого
У африканского баобаба листопад начинается перед засухой. Так дерево сберегает влагу.
Баобаб – самое знаменитое дерево саванны. Его толстый ствол похож на гигантскую бочку. Но древесина баобаба очень рыхлая.
Жители саванны вырубают в ней целые комнаты. И вот человек – хозяин этого гигантского дерева.
Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным в И. п. , кратким и полным прилагательным. Оно отвечает на вопросы : что делать? что сделать? что такое предмет? кто такой предмет? каков? какой предмет?
Д/з: параграф 33, стр. 68, составить предложения на все случаи выражения сказуемого, подготовить карточку «сказуемое» для наборного полотна.
2. Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).
– А теперь прочитайте загадки.
а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).
в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)
г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)
е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)
ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)
– В какой части задки находится подлежащее? (в отгадке)
– Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)
– Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)
Значит, сказуемое более важные член предложения.
Запишите несколько глаголов.
– Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.
Вошла – спокойно появилась;
Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;
Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;
Вплыть – это может сделать только полная женщина;
Пробралась – хотела войти незаметно;
Протиснулась – в помещении было много народу.
Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.
Итак!
– О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)
– Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И. п. , кр. прилагательным и полным прилагательным
Д/з на доске.
Урок окончен!
Метки: Русский язык