Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок русского языка в 5 классе "Сказуемое и способы его выражения"

Урок русского языка в 5 классе "Сказуемое и способы его выражения"

Цель:

1) Знать способы выражения сказуемого;

2) Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.

Ход урока

Записать число, классная работа, тему: «Сказуемое».

I. Словарный диктант.

II. Повторение сведений о подлежащем.

– Что такое подлежащие?

– Чем оно чаще всего может быть выражено?

– Работа с таблицей(у доски и в тетрадях)

Способы выражения подлежащего

Часть речи

Примеры

1. Имя существительное

2. Местоимение

3. ?????????????????

(записать примеры, подчеркнуть подлежащее, указать, чем оно выражено) – Помнить И. п. существительного и местоимения.

– Чем ещё может быть выражено подлежащее? ( словосочетанием, числительным + существительным) Привести пример.

Записать в таблицу п. 3

III. Устная синтаксическая пятиминутка

(На доске записаны предложения. Найти грамматическую основу). Помните!!!

В каком падеже стоит существительное, выражающее подлежащее? (И. п. , т. е. это действующий предмет).

1. Старый мостик смысли потоки дождя.

2. Сказки Пушкина читают все.

3. Город украшает бульвар.

4. Игрушечный танк мне подарил брат.

IV. Новая тема.

– Итак, из каких членов предложения состоит грамматическая основа? (подлежащее и сказуемое).

– Чем может выть выражено подлежащее, мы повторили. Теперь поработаем со сказуемым.

1. Работа с распечатанным текстом. Возьмите тексты.

– Возьмите цветную ручку, линейку, Давайте найдем в предложениях этого текста грамматическую основу.

– Вывод в тетради!

Способы выражения сказуемого

У африканского баобаба листопад начинается перед засухой. Так дерево сберегает влагу.

Баобаб – самое знаменитое дерево саванны. Его толстый ствол похож на гигантскую бочку. Но древесина баобаба очень рыхлая.

Жители саванны вырубают в ней целые комнаты. И вот человек – хозяин этого гигантского дерева.

Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным в И. п. , кратким и полным прилагательным. Оно отвечает на вопросы : что делать? что сделать? что такое предмет? кто такой предмет? каков? какой предмет?

Д/з: параграф 33, стр. 68, составить предложения на все случаи выражения сказуемого, подготовить карточку «сказуемое» для наборного полотна.

2. Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).

– А теперь прочитайте загадки.

а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)

е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)

ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)

– В какой части задки находится подлежащее? (в отгадке)

– Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)

– Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)

Значит, сказуемое более важные член предложения.

Запишите несколько глаголов.

– Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.

Вошла – спокойно появилась;

Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;

Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;

Вплыть – это может сделать только полная женщина;

Пробралась – хотела войти незаметно;

Протиснулась – в помещении было много народу.

Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.

Итак!

– О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)

– Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И. п. , кр. прилагательным и полным прилагательным

Д/з на доске.

Урок окончен!

Метки: Русский язык